Найти в Дзене
Wheels-point

Взлет онлайн-продаж шин и дисков

За последние два года спрос на автомобильную резину и диски в интернете растёт ударными темпами. По экспертным оценкам, к концу 2023 года оборот онлайн-продаж шин превысил десятки миллиардов рублей – показав двузначный рост (+15–20% год к году). И эта тенденция только усилилась в 2024-м. Например, осенью 2024-го россияне потратили на новые зимние и всесезонные шины порядка 67,5 млрд рублей, что на ≈20% больше, чем год назад. Аналитики отмечают: летом 2023-го в интернет-магазинах объём покупок зимних покрышек подскочил более чем на 30% (средний чек – около 6–7 тыс. руб.), а сегмент летних шин прибавил около 10%. В Wildberries, например, продажи шин и дисков за 2024 год взлетели на рекордные +126% к уровню 2023-го, а в категории автотоваров интернет-ритейлер удвоил оборот. В целом растёт и средняя стоимость корзины – россияне всё больше доверяют выбору «комплекта колёс» онлайн. Традиционные шинные магазины не выдерживают конкуренции с мощными интернет-площадками типа Ozon, Яндекс.Маркет
Оглавление

Взлет онлайн-продаж шин и дисков

За последние два года спрос на автомобильную резину и диски в интернете растёт ударными темпами. По экспертным оценкам, к концу 2023 года оборот онлайн-продаж шин превысил десятки миллиардов рублей – показав двузначный рост (+15–20% год к году). И эта тенденция только усилилась в 2024-м. Например, осенью 2024-го россияне потратили на новые зимние и всесезонные шины порядка 67,5 млрд рублей, что на ≈20% больше, чем год назад. Аналитики отмечают: летом 2023-го в интернет-магазинах объём покупок зимних покрышек подскочил более чем на 30% (средний чек – около 6–7 тыс. руб.), а сегмент летних шин прибавил около 10%. В Wildberries, например, продажи шин и дисков за 2024 год взлетели на рекордные +126% к уровню 2023-го, а в категории автотоваров интернет-ритейлер удвоил оборот. В целом растёт и средняя стоимость корзины – россияне всё больше доверяют выбору «комплекта колёс» онлайн.

Почему маркетплейсы сильнее офлайна

Традиционные шинные магазины не выдерживают конкуренции с мощными интернет-площадками типа Ozon, Яндекс.Маркета и Wildberries. У маркетплейсов сразу несколько преимуществ перед маленькими «распластанными» магазинами:

  • Огромный ассортимент. В каталоге маркетплейса десятки тысяч моделей шин и дисков. Выбрать нужную резину можно практически для любого автомобиля – от «народных» до редких иномарок. При этом ассортимент регулярно обновляется: новые и импортные позиции появляются быстрее, чем на полках мелкой лавки.
  • Удобный подбор по VIN и фильтрам. Сервисы Ozon и Яндекс.Маркет предлагают «умный» подбор: достаточно ввести VIN-номер машины, и система сама подберёт все подходящие по ширине, диаметру и индексу скорости шины и диски. Покупать легко – не нужно знать все технические параметры, интерфейсы понятные даже неподготовленному автолюбителю.
  • Мощная логистика и рассрочка. Маркетплейсы строят свою курьерскую сеть: доставка может быть быстрой или даже бесплатной. Есть и опция «доставим к двери в удобное время». Плюс – «Покупка в рассрочку» и другие кредитные продукты позволяют купить комплект шин не сразу, а частями. Во многих офлайн-точках таких опций нет вовсе.
  • Агрессивная ценовая политика. Маркетплейсы регулярно проводят скидки, акции и распродажи. Они могут позволить себе продавать по минимальным ценам – иногда даже ниже себестоимости – чтобы привлечь покупателей. В результате цены онлайн нередко гораздо ниже, чем в маленьком магазине. Сочетание этих факторов – тысяч позиций, «умный» подбор, быстрая доставка и низкие цены – делает маркетплейсы очень удобными и выгодными для покупателя.

Несправедливая конкуренция

На практике конкуренция выстраивается неравномерно – в пользу больших игроков. Несколько схем явно ставят офлайн-магов не в лучшие условия:

  • Поставщики-двойники. Многие крупные дистрибьюторы шин и дисков, обслуживая мелкий опт и розницу, одновременно сами выходят на маркетплейсы. И продают там по оптовым (закупочным) ценам! То есть в интернет-платформе эти же шины для покупателя обходятся почти по той же цене, что оптовому продавцу.
  • Диктат розничной цены. Более того, эти же поставщики часто оговаривают для магазинов правила – вплоть до того, какую розничную цену магазин может ставить. При этом на тех же маркетплейсах товары идут по более низкой цене. Магазины вынуждены либо «держать маржу» и терять покупателей, либо продавать «в убыток» невыгодно.
  • Неравные условия игры. В результате офлайн-магазины не могут конкурировать ни по цене, ни по объему ассортимента. Маркетплейсы покупают крупные партии напрямую у производителей, получают огромные скидки и сами же оказываются «здоровее» на электронной площадке. Маленькой точке остаётся один выбор – пытаться сохранить крошечный процент продаж по завышенным ценам.

Последствия для офлайна

С такой конкуренцией традиционные шинные точки и СТО за последние годы переживают катастрофу:

  • Снижение трафика и выручки. Клиенты, пройдясь по интернет-сайтам, реже заходят в обычные магазины. Да и зачем — когда весь нужный товар есть онлайн? В итоге выручка небольших шиномонтажей и магазинов заметно упала. Некоторые владельцы отмечают падение продаж на десятки процентов за год.
  • Рост расходов. Сокращаются оборотные деньги, а издержки остаются (аренда, коммуналка, зарплаты). Чтобы хоть как-то удержать покупателей, магазины вынуждены тратить больше на рекламу и акции. Например, делают собственные скидки, предлагают сервисные услуги или гарантии. Но это только давит на маржу в условиях недоборного спроса.
  • Закрытие торговых точек. Многие шинные лавки и шиномонтажи попросту закрываются. Особенно больно приходится маленьким «гаражным» точкам: они не в состоянии накопить ни на рекламу, ни на дорогостоящую логистику. По всей стране уже множество примеров: две-три зимой работают, а следующие — безвозвратно закрылись.

Итог: адаптация или уход

Жестокая реальность такова: офлайн-магазинам шин и дисков жизненно необходимо меняться, иначе рынок просто их «съест». Сегодня практически у каждого крупного игрока по этому профилю есть собственный интернет-магазин или кабинет на маркетплейсе. Те, кто этого не сделает, рискуют остаться «за бортом»: клиентов в офлайне всё меньше, а онлайн-гонка только набирает обороты.

Вывод однозначен: чтобы выжить, традиционным шинным игрокам нужно срочно выходить в e‑commerce. Пусть через собственный сайт или хотя бы площадку-маркетплейс, где у них появятся свои витрина и новые покупатели. Иначе – готовьтесь к тихому, но неизбежному исходу с рынка.