«КТО-ТО ПРЫГАЕТ, КТО-ТО ПАДАЕТ ЗА БОРТ… ЛЮДИ, МЕТАЛЛ…
Всё смешалось в кромешном аду. Океан поглощает всех и вся.
Последней в ледяную пучину уходит корма. Десять минут…
Двадцать… Отдельные крики сливаются в единый бесконечный
вопль: «Мы знаем, Ты слышишь нас – спаси хоть одного!»
В ответ-тишина. Безмолвствуют и те в спасительных лодках.
Они не смеют шевельнуться, боясь уйти под воду, и убеждают
себя, что голоса из мрака — это голоса проклятых…»
Д. Кэмерон.
Блокбастер «Титаник» называют «Фильмом XX века», это самый дорогой проект, его бюджет составил около 200 млн. долларов, выручка от проката свыше 1,2 млрд. долларов. Подготовка к съёмкам велась в течение 3 лет.
Сюжет фильма построен на реальном факте: 15 апреля 1912 года в водах Атлантики затонул великолепный океанский лайнер «Титаник», впервые спущенный на воду. В плавание из Англии в Америку отправилось на нём свыше 2000 человек, но в результате столкновения с айсбергом корабль потерпел крушение, и закончила путешествие всего треть пассажиров. Это не самая большая катастрофа века, были и более грандиозные и более масштабные, но пристальное внимание творческих людей с целью разработки интересной тематики, позволили ей придать смысл «крупнейшего краха» в истории человечества в ХХ веке. О катастрофе написаны книги, сняты документальные и художественные фильмы.
По замыслу режиссёра и сценариста, в одном и том же лице, Джеймса Кэмерона, фильм должен был выйти, как некий мессия, который открыл бы глаза человечеству на его бренное существование, заставил бы содрогнуться от ужаса, дать выход эмоциям и пищу для размышлений. Известно, что в среднем возрасте у человека появляется потребность чему-то научить окружающих, тому, что «внезапно» открылось ему самому. Ему уже не подходит образ «губки», жадно впитывающей в себя впечатления и знания, его восприятие окружающего мира становится более критическим, сдержанным, избирательным. При этом его мозг основательно «загружен» знаниями, собственными исследованиями и впечатлениями. Продукт их «переработки» под влиянием мощных бессознательных и частью сознательных процессов может быть выдан в нескольких вариантах.
Например, «опорожнение» на страницы периодических печатных изданий по физиологическому типу, когда у человека нет сил терпеть напряжение, допустим, в желчном или мочевом пузыре. И тогда к таким «произведениям» культуры может быть присвоено такое название, как «желтуха».
Есть выражения типа: «чернуха», «коммерческое кино не для всех», «жесткое порно». Это тоже одна из граней так называемого творчества. Понятно, откуда идет опорожнение – из анального отверстия…
В оценках фильма «Титаник» используются крайности в виде эпитетов: «грандиозный», «фильм века», «лучший» и прочее. Ему придается значение чего-то мистического, в нём определяется глубокий философский и высший духовный смысл. И все восторженные критики в определённой мере правы…Успешное кино – продукт мозговой деятельности не только одного человека или небольшой группы близких ему людей. Это коллективное творчество. В нем налицо пример высшей сублимации человеческой деятельности — разрядка напряжений на генитальном уровне. (Проще говоря, сексуальная разрядка). Художники, сублимирующие в своем творчестве сексуальную энергию, достигают в нем небывалых высот, в то время как творцы-физиологи пачками тонут в Лете.
Чрезвычайно интересно исследовать аналитически это произведение современного искусства и в то же время существует некая предубеждённость в том, что будет достаточно сложно найти новый подход к теме, освещённой сотни раз разными людьми. Но есть и азарт, как и у любого первооткрывателя, не ведающего о том, что все его будущие открытия уже совершены ещё до его рождения.
К анализу фильма меня подтолкнул при просмотре следующий эпизод: во время обеда на океанском лайнере одна леди интересуется у его владельца, почему кораблю было дано название «Титаник». Тот поясняет, что хотел построить самый большой в мире лайнер, чтобы поразить воображение людей его размерами. На что главная героиня, 17-летняя девушка Роза, сделала колкое замечание по поводу того, что Фрейд кое-что говорил о мужчинах, озабоченных большими размерами. Присутствующие понимающе заулыбались, а владелец спросил у капитана вполголоса: «Фрейд – это пассажир?» Почувствовав какое-то несоответствие, я невольно стала искать причину того, что же «зацепило» меня в этом факте. И вот, что установила.
К 1912 году психоанализ не был широко распространён ни в Англии, ни тем более в Америке, чтобы можно было на него ссылаться в лёгком разговоре. Тем более странно слышать неясный намёк в адрес владельца крупнейшей судовой компании из уст воспитанной юной особы. В начале ХХ века стремительно развивались все отрасли науки и техники, было время расцвета мировой экономики, пароходные компании в условиях жёсткой конкуренции привлекали на свои суда пассажиров и желающих перевезти грузы морским путём. Закономерным, на мой взгляд, стало то, что было создано чудо технической мысли, призванное покорить человечество не только своими размерами, но и комфортабельностью, грузоподъёмностью и, конечно же, скоростью. Значит, дело не только в иронии. Создатель фильма дал прозрачную подсказку, почему к «Титанику» должен прийти огромный успех во всем мире. На его корабле пассажиром был… Зигмунд Фрейд. Это можно отнести как бы к оговорке авторов, по типу, встречающихся в обыденной жизни.
«Общее же свойство самых лёгких и самых тяжёлых случаев, присущее также и обычным и случайным действиям, заключается в том, что феномены этого могут быть сведены к действию вполне подавленного психического материала, который, будучи вытеснен из сознания, всё же не лишён окончательной способности проявлять себя» (8.309)
Это первое открытие (можно сказать, «инсайт») дало толчок для моего исследования и интерпретации произведения. Внимательно вглядевшись, я даже уловила в образе капитана некое внешнее сходство с образом Фрейда, полученное путём сравнительного рассматривания фотографических изображений в книгах отца психоанализа. Что, впрочем, не помешало создателям фильма «убрать» персонажа из действия, накрыв его с головы до ног огромной океанской волной… Хотя допускаю мысль о том, что сходство могло быть случайным.
Я мысленно разложила по полочкам каждый эпизод, опираясь на первоисточники основателя психоанализа, стараясь понять, почему фильм смотрели не по разу миллионы людей во всём мире, каждый раз испытывая наслаждение и восторг после просмотра и… желание увидеть его вновь. При этом возникло ощущение, что сюжет построен как сеанс психоанализа, но не в чистом, классическом виде, а как бы в виде вариации на музыкальную тему, где хотя и прослеживается основной мотив, но произведение подвергнуто основательной аранжировке. И предположила, что в современном развлекательном бизнесе обеспечен успех тем произведениям, создатели которых стремятся воздействовать на бессознательную часть психики человека (БСЗ) и решила исследовать эту посылку на конкретном материале.
Наше восприятие устроено таким образом, что в сознании, как в оперативной памяти, удерживается лишь небольшая часть получаемой информации, её большая часть проходит, минуя сознание, вглубь БСЗ и остаётся там по типу отпечатка, существует даже термин, обозначающий этот процесс - «импринтинг». Поэтому БСЗ - словно невидимая часть айсберга, масштабы которого непостижимы, БСЗ словно туча, направление движения которой и размеры в любую минуту могут быть непредсказуемы. Оно является источником множества желаний, требующих удовлетворения, которые порой в соответствии с принципом реальности не могут быть удовлетворены, но от этого никуда не исчезают.
«Жизнь, как она нам дана, слишком тяжела для нас, она нам приносит слишком много боли, разочарований, неразрешимых проблем. Для того чтобы вынести эту жизнь, мы не можем обойтись без средств, дающих нам облегчение… Такие заменители удовлетворения, как те, что являются искусством, хотя и являются иллюзией, а не реальностью, психически не менее действенны - благодаря роли, которую заняла фантазия в душевной жизни человека» (12.150)
Фильм «Титаник» явился по существу средством для удовлетворения фантазий душевной жизни как самого художника - Д. Кэмерона, так и миллионов зрителей. И не будет преувеличением сказать, во всём мире. Судя по откликам на него.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛЬМА «ТИТАНИК» И ИСТОРИЯ ЕГО СОЗДАНИЯ
Главная героиня 101-летняя женщина Роза Келверт увидела по телевизору сюжет об экспедиции, исследующей останки лайнера «Титаник». Её заинтересовал показанный на экране рисунок, пролежавший очень долго в сейфе на дне океана, и Роза связалась с руководителем исследований. Глава экспедиции Брок Ловетт, являющийся, по сути, современным пиратом, охотником за сокровищами из затонувших кораблей, использует для этого новейшие достижения науки. Он разыскивает голубой бриллиант в оправе весом в 52 карата, названный «Сердцем океана», подаренный в день кораблекрушения Розе де Вит Бьюкетер её женихом Кэледоном Хокли. Поэтому он был крайне заинтересован во всех фактах, которые могли бы приблизить его поиски к желаемой цели.
За Розой прислали вертолёт, который доставил её прямиком на корабль «Академик Мстислав Келдыш». Её просят рассказать об истории появления рисунка, на котором она была изображена лежащей на кушетке с одним колье на шее. Оказавшись на корабле и увидев знакомые ей предметы, поднятые со дна моря, посмотрев отснятые экспедицией материалы, Роза оказывается во власти нахлынувших на неё чувств и воспоминаний. Шаг за шагом она воссоздаёт картину гибели огромного «непотопляемого» лайнера, при этом вспоминая о тех событиях, в корне изменивших её личную жизнь.
Дело в том, что Роза вместе с матерью и служанкой отправлялась на «Титанике» в Америку, чтобы выйти замуж за г-на Кэла Хокли, следовавшем на этом же корабле со своим камердинером-телохранителем. Брак должен был состояться по расчёту, т.к. её семье остались после смерти отца огромные долги, им грозило разорение, продажа имущества с торгов. Помимо красоты у Розы было громкое «имя» - титул знатного рода, которого не имел её жених-бизнесмен. Путешествуя в каюте класса «люкс» она ощущала себя невольницей, перевозимой в золотой клетке. Не выдержав отчаяния, охватившего её от безысходности ситуации, Роза под наплывом захлестнувших её чувств решила уйти из жизни. И предприняла попытку броситься в воду с нижней палубы. Случайно оказавшийся рядом молодой бродяга Джек Доусон сумел отговорить Розу от опрометчивого поступка, и буквально оттащил её от края бездны, в которую она едва не оступилась.
В знак благодарности за спасение невесты Кэл пригласил Джека на ужин в салон I класса, не подозревая, что тем самым он выстроил классический треугольник, где оказался, в конечном итоге, сам «третьим лишним». Молодой художник-бродяга, очарованный Розой, со свойственной только молодости безрассудностью, начинает завоёвывать её сердце. Кэл, испугавшись возможного соперничества, преподносит в подарок Розе огромный голубой бриллиант, названный «Сердцем океана», который приберегал для помолвки. По легенде он принадлежал королю Людовику XIV.Щедрый подарок вызывает в девушке чувство благодарности перед женихом, но, на мой взгляд, он вызывает в ней и подсознательное чувство вины. Оно на какое-то время заставляет Розу отвергать Джека. Но молодой повеса смог дать девушке нечто большее, чем ожидание предстоящей роскошной жизни. Это - надежда на возможность жить так, как она захочет, невзирая на сковывающие её предрассудки высшего общества. Надежду на свободу передвижения по свету, на возможность заниматься тем, чего нужно ей самой.
Поэтому она сделала свой выбор - вернув бриллиант жениху и, положив рядом с ним в сейф рисунок, на котором Джек изобразил её лежащей на кушетке обнажённой и с колье на шее. В знак своей любви она отдаётся избраннику на заднем сидении автомобиля, перевозимого в трюме корабля, куда молодые люди забежали, желая спрятаться от преследовавшего их телохранителя Кэла. Выйдя из трюма на нижнюю палубу, молодые люди стали свидетелями столкновения «Титаника» с айсбергом.
И с этой минуты зритель становится очевидцем неумолимого процесса затопления корабля. Действие становится страшным, жутким, возникает неизбежное ожидание трагической развязки. И вместе с тем зритель, переживая трагедию, не может оторваться от великолепного зрелища. Корабль погружается в воду, гибнут люди, они тонут, часть пассажиров спасается на шлюпках, которых на всех не хватает. «Титаник» с леденящим душу треском разламывается пополам на протяжении всех своих девяти палуб, носовая часть стремительно опускается вертикально вниз, увлекая за собой корму. На какое-то мгновение корабль, подобно гигантскому вздыбленному фаллосу с обнажившимися над уровнем воды огромными винтами, замирает перпендикулярно к поверхности океана, а потом величественно опускается под воду, образуя гигантскую воронку, затягивающую за собой в бездну людей.
Джек снова, в очередной раз, спасает Розу, вытащив её из-под воды и уложив на плавающую деревянную часть двери, а сам уходит от героини вглубь океана. Он замёрз в ледяной воде и утонул…
Роза - любимый цветок Спасителя. Символично, что героиня осталась жива, пережив страшное испытание. Жених тоже спасся, но не смог разыскать свою невесту, потому что Роза взяла фамилию Доусон в память о Джеке, стала актрисой, много путешествовала по миру (как видно из её фотографий), вышла замуж, вырастила детей. Она сохранила бриллиант, но никому не раскрыла своей главной тайны о своей любви, и о том, что напоминание о ней всё время было рядом. Глубокой ночью старушка Роза вышла по палубе корабля к тому месту, где впервые встретила Джека, и бросила в волны с тихим вздохом «Сердце океана», прощаясь с ним, и всем, что ее связывало в жизни, навсегда.
Финал картины: душа Розы, облегчившись от груза воспоминаний, вновь попадает на корабль «Титаник», где перед зрителем снова оживают действующие лица и персонажи. Она подлетает к часам, на которые неотрывно смотрит юная душа Джека, поджидая возлюбленную… Как бы «хэппи-энд», вызывающий вздох облегчения у залитого слезами зрителя. Который, испытав наслаждение от увиденного фильма, снова идёт за ним в кинотеатр на сеанс. Или прокручивает видеокассету с записью.
Сюжет фильма построен таким образом, что нет ни одного сколько-нибудь примечательного места, где не побывали бы главные герои на протяжении своего романа, что позволяет зрителям в полном объёме оценить всю роскошь и богатство корабля, не каждым пассажиром увиденные. Они «сводили» зрителя в машинное отделение, в трюм, в каюту капитана. И зритель по достоинству оценил шикарное техническое чудо начала ХХ века, был свидетелем его триумфа, а затем агонии и гибели, испытывая досаду по поводу неоспоримой человеческой глупости, погубившей шедевр, и горе от связанной с ним трагедии.
Но человеческая психика устроена таким образом, что известие о гибели полутора тысяч людей воспринимается абстрактно. Эта цифра не осознаётся. Поэтому режиссёр вплёл в сюжет о гибели «Титаника» романтическую, любовную историю. Зритель за время действия успел привыкнуть к героям, полюбил их, разделил их горе и радости, т.е. у него прошла как бы бессознательная идентификация с ними. Он тяжело пережил гибель Джека и почувствовал острую боль разлуки, страшную потерю Розы. Сюжет не нов: классический треугольник, в котором предмет любви не достался никому.
Незатейливая история, происходящая на фоне необычных декораций в виде точной копии «Титаника», испытания, выпавшие на долю героев, балансирование их на грани между жизнью и смертью, придало остроту действия в фильме, который вначале задумывался как блокбастер в шестичасовом варианте. В результате монтажа фильм был сокращён ровно в два раза, до 180 минут. Можно представить, с каким сожалением режиссёр и автор сценария Д. Кэмерон отрезал и выбрасывал целые куски от своего «детища», чтобы оставить то самое важное, что хотел показать зрителю.
«То, что понимается под счастьем в строгом смысле этого слова, проистекает, скорее всего, из внезапного удовлетворения потребности, достигшей высокой напряжённости, и по своей природе возможно лишь как эпизодическое явление. Продолжительность ситуации, к созданию которой так страстно стремится принцип наслаждения, даёт лишь чувство прохладного довольства; так мы устроены, что можем весьма интенсивно наслаждаться только контрастом и весьма мало - самим состоянием. Таким образом, возможности для нашего счастья ограничены уже самой нашей структурой. Значительно менее трудно испытать несчастье. Страдания угрожают нам с трёх сторон: со стороны нашего собственного тела, судьба которого упадок и разложение, не предотвратимые даже предупредительными сигналами боли и страха; со стороны внешнего мира, который может обрушить на нас могущественные и неумолимые силы разрушения, и, наконец, со стороны наших взаимоотношений с другими людьми». (2.152-153)
Кратко изложив сюжет, я делаю ссылку на цитату из работы З.Фрейда, которая, как мне кажется, иллюстрирует те положения, что хотели бы донести до зрителя создатели фильма. Они напоминают о сложности человеческого бытия, рассуждают о ценностях в человеческой жизни, предупреждают о том, что человек вовсе не хозяин своей судьбы, как ему бы этого не хотелось…
(в статье использованы фотографии с сайта "Кинопоиск")
#КатастрофаТитаника, #Фрейд, #психоанализ, #Дж.Кэмерон, #фильм, #блокбастер, #айсберг, #«сердцеокеана»
продолжение следует