Сегодня я продолжу повествование о поездке на раскаты – место, притягивающее своим абстрактным минимализмом с одной стороны, но потрясающим движением и богатством природы с другой.
Несколько слов о самых популярных птицах здешних мест – бакланах. Их очень много, просто немыслимо. Всё логично – кормовая база очень богата мелкой рыбы и прожорливым птицам есть где разгуляться. Баклан не знает границ и не может сказать себе «стоп». Некоторые особи так набивали свой зоб воблой, что не могли взлететь от шума приближающейся моторной лодки – попытки поднять своё грузное тело с расширенной в несколько раз шеей не увенчались успехом и перегруженные птицы только отплывали в сторону, лениво похлопывая крыльями. По словам егерей упитанные обжоры «птицы вредные», потому что ловят рыбы больше, чем могут съесть и останавливаются только когда уже не могут двигаться.
В природе всё так устроено, что каждый ищет самый быстрый и лёгкий способ в достижении цели. Грубо говоря, чем меньше энергии затрачено на выполнение задачи – тем лучше. У нас людей это называется – халява. Величественные белохвостые орланы тоже совершенно не против такого расклада. И как раз-таки бакланы являются их главной целью. У орлана нет задачи съесть самого баклана, могучий хищник кружит над переевшей птицей, делает лёгкие выпад в стороны воды. Баклан пытаясь взлететь, выбрасывает из забитого зоба часть пойманной добычи, чтобы было полегче… а орлан спокойно подбирает эту рыбу. Ни охоты, ни поисков падали, ни конкуренции (благо бакланов много). Поел и можно посидеть отдохнуть на сухой ветке старой ивы. «Батарейка» почти не разряжена.
Орланов на раскатах много. Можно долго рассматривать кружащихся на разных воздушных уровнях аристократов неба, но чаще они сидят на возвышающихся над камышовыми стенами деревьях и, немного вжав головы, наблюдают по сторонам. Еды много, просторов тоже – здесь они чувствуют себя отлично, лишь бы не сгорали места для гнёзд. Собственно, редкие (это очень трудно назвать перелесками) деревья и являются домом этих величавых птиц. Особенно эффектно выглядят взрослые птицы с белоснежными хвостами, седыми головами и ярко-жёлтыми клювами. Многие снимки я делал, не замедляя хода, моторной лодки, благо новая камера вполне справляется и с качкой, и со скоростью, пусть 1-2 кадра из 10, но этого более, чем достаточно. Некоторые птицы подпускали к себе близко, внимательно изучая пристальным взором – в таких случаях я замедлялся и подходил на силе течения ближе.
В один из дней начал гореть камыш. Зрелище довольно странное и страшное. Мне не понять причину и смысл для чего это делается, старый егерь заметил: «Считают, что в степи ничего не должно расти». Не буду сейчас писать много букв на тему того, что это абсолютная, не имеющая ни смысла, ни совести дикость – думаю, каждый здравомыслящий и образованный человек знает, что поджигать траву попросту незачем, кроме вреда природы (да и самому человеку) это ничего не приносит, а все эти сказки про «расти будет лучше, удобрение хорошее, клещи помрут» и пр. – ересь на уровне Средневековья. Горение камыша, который крепится на почве из своего собственно перегноя, где кроме него ничто не будет расти, а вокруг только бесконечные водные пространства не имеет логики вдвойне. Говорят, поджигали его с помощью сигнальных ракет. Ночью полыхали огненные зарницы, утром было сложно дышать. Проплывая по одной протоке, мы попали в струю ветра, который нёс несметную армию пепла, пришлось закутаться в два шарфа. Гарь стояла двое суток, а на горизонте росли грибы дыма. Фотография цапли, взлетающей над панорамой недавнего пожара, с задним планом из дымящихся дальних камышовых зарослей говорит о многом… Но, если присмотреться – видны уже новые ростки, они пробиваются сквозь чёрную обожжённую землю. Природа берёт своё. Всегда.
На мелководье у мест, где протоки входят в разливы собирались многочисленные цапли. В большинстве своём – серые, но встречались и эффектные белые – особенно красивые. Помниться как-то давно я увидел снимок, где у цапли клюв был с лаймово-зелёным оттенком. Тогда подумалось – какой неудачный фотошоп, но на деле цвет именно такой и надо сказать выглядит это весьма экзотически и эффектно.
Самыми чарующими моментами были вечера. Во-первых, солнце было уже не столь резким, во-вторых, природа полностью оживала и проникала в душу именно в этот час, в-третьих, практически все удачные снимки были сделаны именно в это время. Ветер мой главный спутник и компаньон, вода – как отражение отрешённой и уединённой реальности осколка цивилизации и единственная из возможных дорог домой, небо – как купол, прячущий не сразу понятную скрытую красоту. Наверное, эти три составляющих являлись идеальной и максимально простой философией жизни раскатов и моего скромного места среди них.
Я жил на дебаркадере, каждый день ел свежую рыбы и дары вод, общался с хорошими людьми, сильно замерзал по ночам и утрам, потом сильно обгорал и обветривался днём, погружался в вечернюю медитацию, крепко и быстро засыпал под шорох ветра.
Немного простыл и откровенно устал от тяжёлой дороги домой. Конечно, рыбачил. Удалось ли мне что-то поймать? Да! Моими трофеями стали: жерех, сазан, щука, окунь, красопёрка, а также таранка и та самая знаменитая вобла. Наверное, этой рыбалки мне хватит на долгое время вперёд. Отличное времяпровождение, но моё сердце полностью принадлежит фотографии дикой природы. В будущем очень хочу вернуться в эти места, но более заточенным на съёмку природы и ни на что другое. Хотя, несколько часов для умиротворения с удочкой можно найти, ведь время, проведённое на рыбалке, в счёт жизни не идёт…
Друзья, спасибо за поддержку и доброе внимание! Всегда жду Ваши комментарии - и буду очень рад, если подпишетесь на мой канал!
С Вами был фотограф природы Михаил Ездаков