Семнадцатый век называют Золотым веком голландской живописи. В этот период в творчестве голландских художников сформировался особый стиль, который объединил черты барокко и реализма. В картинах широко использовались символические и аллегорические образы.
Время от времени каждая страна переживает период впечатляющего художественного роста. В случае с Голландией это произошло в XVII веке, когда появились такие гениальные художники, как Рембрандт и Вермеер. "Золотой век" голландской живописи - это прежде всего портретное искусство и жанровая живопись, которые оказались очень популярны среди зажиточного среднего класса страны. Крупнейшие коллекции работ голландских художников-реалистов находятся в Рейксмузеуме в Амстердаме и Маурицхейсе в Гааге.
Самыми значимыми художниками Золотого века голландской живописи являются
- Рембрандт ван Рейн (1606-1669)
- Ян Вермеер (1632-1675)
- Франс Халс (1580-1666)
- Питер Клас (1597-1661)
- Питер де Хох (1629-1684)
- Ян Стен (1626-1679)
https://vkvideo.ru/video313159247_456239244?ref_domain=yastatic.net
Творчество Яна Вермеера
Сочетание предельного реализма и поэтического, идеального мира – главная особенность жанровых интерьерных сцен Вермеера зрелого стиля. Как правило, в них присутствует ограниченное число персонажей (одна-две фигуры), занятых простыми, повседневными делами. Исследователи установили, что действие большинства картин происходит в одних и тех же помещениях, располагавшихся, скорее всего, в доме самого Вермеера. Также из произведения в произведение переходят многие предметы интерьера и аксессуары. В сюжетах Вермеера практически отсутствует особая смысловая нагрузка, столь свойственная большинству голландских жанровых сцен XVII века. Наоборот, их объединяет ощущение безвременья и полного покоя.
Несмотря на колоссальную популярность художника, о Вермеере мало что известно. Неизвестна даже точная дата его рождения, обычно отсчёт ведут от времени крещения – 31 октября 1632 года. Исследователи считают, что большую часть жизни мастер жил в достатке, хотя писал не так часто – около двух картин в год. Однако, в какой-то момент дела художника стали ухудшаться, появились большие кредиты, так что после внезапной смерти семья долгое время распродавала имущество, в частности картины, чтобы иметь средства для существования.
- Одна из вершин творчества Вермеера этого времени – полотно «Девушка с жемчужной сережкой», где отсутствуют какие бы то ни было детали или задний план, способные указать зрителю на контекст этого портрета.
- Одна из самых известных жарновых картин Вермеера – «Молочница», где, благодаря сложно сбалансированной композиции (обилие мелких деталей на переднем плане, контраст ярких жёлтых и синих тонов одежды и пустой поверхности оштукатуренной стены) фигура служанки, выливающей молоко в глиняную миску, приобретает значимость и монументальность, намного превосходящие тривиальность её занятия.
Публика любит Вермеера за спокойствие и созерцательность его картин: девушки в тишине занимаются своими делами – протирают окна, читают письма или наливают молоко. Часть исследователей считают, что созданный художником мир в подобных сюжетах был способом бегства от суеты собственного дома. Вермеер был один раз женат, супруга почти постоянно находилась в состоянии беременности, родив 15 детей, из которых четверо умерли в младенчестве. Реальность художника таким образом была полна колыбелей, суматохи и постоянного детского крика.
Вермеер был мастером колористических эффектов, но, как и большинство голландских художников XVII века, он работал с ограниченной палитрой. Чаще всего Вермеер использовал ультрамарин - самый дорогой пигмент в то время, добываемый из тонко измельченного лазурита. Большинство художников использовали его экономно. Вермеер придумал либеральное использование этого дорогостоящего пигмента, вмешав его в различные цвета. Также художник использовал ультрамарин в качестве грунтовки в своих работах, поскольку он чувствовал, что это улучшит визуальное качество и поверхность картины. Также ему нравилось использовать ультрамарин в своих картинах, чтобы изображать одежду и общие предметы. Еще один часто используемый цвет художника - жёлтый и его оттенки: свинцово-жёлтый, оловянно-жёлтый, песочно-жёлтый.
- Картина «Маленькая улица», также известна под названием «Вид дома в городе Дельфт». На ней изображена некая улочка в Дельфте. Предположительно дом находился в центре города в районе канала Волдерсграхт, где сейчас находится Центр Вермеера в Дельфте. Здание было снесено в 1661 году для строительства дома гильдии Святого Луки. По другой версии, на картине изображено здание на Ньив-Лангендийк 22-26, снесённое в 1982 году.
Бытовой жанр, к которому обратился Ян Вермеер, отличает это полотно от других работ живописца на библейские и мифологические сюжеты. Прямые углы чередуются с треугольником, образованным домом и небом. Стены, камни и кирпичная кладка окрашены в густой цвет, что делает их почти осязаемыми.
Два дома, чьи фасады представлены лишь частично в соответствии с правилом третей, соединены входной аркой. На заднем фоне открывается вид на крыши других домов и небо с облаками. Здания изображены с потрясающей реалистичностью, с изношенными местами красным кирпичом и известковой штукатуркой; на первом этаже окна из свинцового стекла, деревянные жалюзи. На улице тротуар из плитки с дорогой, которая покрыта галькой.
Четыре человеческие фигуры изображены в меньшем масштабе и в повседневной обстановке: две женщины заняты работой по дому — одна стирает, другая шьёт, и двое детей, сидя на корточках, играют на тротуаре.
В XXI веке имя Вермеера остаётся одним из самых известных в мировой истории искусства, и его творчество наложило свой отпечаток на культуру современной эпохи. М. Пруст в своём романе «В поисках утраченного времени» обращает мысли героя к вермееровскому «Виду Делфта». С. Дали неоднократно обращался к фигуре голландского живописца в своём творчестве – «Призрак Вермера Делфтского, который может быть использован как стол» (около 1934, Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг), «Видение Делфта» (около 1936, частная коллекция), «Параноидально-критический этюд "Кружевницы" Вермеера» (около 1955, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк) и др. Композитор Л. Андриссен написал оперу «Письма к Вермееру» на либретто П. Гринуэя, а сам режиссёр отвёл художнику важную роль в ряде своих фильмов, например «Зед и два нуля» (1985). Вермеер продолжает вдохновлять самый широкий спектр авторов 21 веке: так, Бэнкси переосмыслил знаменитый образ девушки с серёжкой в своём бристольском граффити 2014 году - «Девушка с пирсингом в барабанной перепонке», а Джон Гальяно посвятил Вермееру коллекцию высокой моды для дома Dior (весна/лето 2009 года). След в массовой культуре оставили посвящённый Вермееру роман английской писательницы Т. Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой» (1999, русский перевод – 2007) и его одноимённая экранизация (2003, режиссёр П. Уэббер). Именем Вермеера названа государственная премия Нидерландов за заслуги в области искусств (учреждена в 2008 году).