Найти в Дзене
Жизнь Жука

📱 Телефон — враг для учителя или ученика?

Представьте: вы молодой специалист, который любит свою профессию, мечтает учить детей и давать им лучшие знания. Вас переводят в новую школу, и вам достаётся тот самый класс старшеклассников — рослых ребят, которые мало считаются с чужим мнением. Как-то на уроке они начинают активно пользоваться телефонами. Вы просите их убрать, на что получаете отказ. И ровно в этот момент базовый смысл школы перестаёт существовать. Почему? Что же тут такого? А где здесь проблема? Итак, в чём опасность этого, казалось бы, безобидного и полезного смартфона для детей и учителей? Сначала может показаться, что это очень нужная вещь. Там есть калькулятор, можно узнать какую-то интересную информацию. Также всеми любимая тема — это связь с родителями. Или, в случае какой-то экстренной ситуации, может помочь. Хотя, вспоминая себя, в школе такого не возникало, да и вообще у нас не было телефонов — как-то выживали. Специалисты считают главной проблемой то, что с помощью телефона можно снимать какие-то компроме

Представьте: вы молодой специалист, который любит свою профессию, мечтает учить детей и давать им лучшие знания. Вас переводят в новую школу, и вам достаётся тот самый класс старшеклассников — рослых ребят, которые мало считаются с чужим мнением. Как-то на уроке они начинают активно пользоваться телефонами. Вы просите их убрать, на что получаете отказ. И ровно в этот момент базовый смысл школы перестаёт существовать. Почему? Что же тут такого? А где здесь проблема?

Итак, в чём опасность этого, казалось бы, безобидного и полезного смартфона для детей и учителей? Сначала может показаться, что это очень нужная вещь. Там есть калькулятор, можно узнать какую-то интересную информацию. Также всеми любимая тема — это связь с родителями. Или, в случае какой-то экстренной ситуации, может помочь. Хотя, вспоминая себя, в школе такого не возникало, да и вообще у нас не было телефонов — как-то выживали.

Специалисты считают главной проблемой то, что с помощью телефона можно снимать какие-то компрометирующие видео (например, избиение, унижение). Это, безусловно, существует, но не является главным. Так что же тогда? Давайте обсудим.

Учитель

Начнём с учителя. Его задача — в комфортной, спокойной обстановке доносить до детей информацию и заставлять их мозг обрабатывать её. Простыми словами — учить мозг акцентировано работать в нужном русле. Также учитель должен тратить время урока с пользой и не распыляться.

Представьте ситуацию: ребёнок начинает отвлекаться на телефон, при этом завлекая одноклассников. Преподаватель вынужден отвлечься — тут же падает концентрация. Хорошо, если ребёнок понимает с первого раза и отдаёт телефон, но есть такие, которые отдают телефон только с боем или вовсе идут в отказ. В этот момент молодой специалист сталкивается с очень сложной моральной нагрузкой: на него смотрит весь класс, и вся его репутация поставлена под сомнение. Это во-первых. А во-вторых — он теряет концентрацию, забывает, о чём говорил, тратит время урока впустую. Часть детей, которые хотят учиться, также забывают, о чём шла речь, и переводят внимание. Драгоценный процесс урока и работы головы нарушен.

Можно сказать, что это рядовая ситуация. Но представьте: в среднем 170 учебных дней по 5 уроков — это 850 потенциальных неприятных ситуаций за год. После этого энтузиазм молодого специалиста пропадёт? Или сколько времени он упустит на пустую болтовню? А ведь это на примере человека, который моральный кремень. Мы же все видели видео, где преподаватель дерётся с учеником из-за телефона. Кто там виноват?

Итак, первое — это подрыв авторитета молодого специалиста перед классом и перед самим собой. Плюс потеря мотивации и желания учить детей. Также в рамках самого урока — потеря концентрации, утеря информации, подавленное состояние до конца занятия. А главное — в такие моменты глобально накладывается неприятный шлейф на работу специалиста, и он не всегда будет идти с радостью и желанием на работу.

Дети

Умение пользоваться головой
Говоря про детей, здесь проблема намного глобальнее. Хочу начать с примера. Представьте, как часто за 11 лет человек будет использовать свою голову, если будет без телефона, акцентированно общаясь с преподавателем и выполняя все задания. Условно — он напряжёт мозги 10 тысяч раз, о чём-то подумает, пусть даже ошибочно, но будет тренировать ум. А теперь представим, что у него постоянно под рукой телефон, тем более — с ИИ. Любой пример, тест, задачу, сочинение, перевод — всё это может сделать нейросеть или специальный сайт.

Следовательно, во всех тех моментах, где преподаватель не заметит (а я думаю, что это процентов 80), ребёнок будет пользоваться не своей головой, а телефоном. Соответственно, из условных 10 тысяч попыток подумать он сделает только две тысячи. Это значит, что 11 лет потенциального развития просто уходят в никуда. И в итоге мы получаем выпускника, который прекрасно пользуется GPT-чатом, умеет хитрить, обманывать преподавателя, но слабо умеет самостоятельно мыслить. Всё что угодно, но только не думать.

Умники скажут: «Из троечников получаются лучшие предприниматели». Но поймите, обществу куда важнее инженеры, педагоги, врачи, учёные, агрономы. И это, по-моему, самая глобальная проблема, а не съёмка компрометирующих видео.

Социальные навыки
Также есть социальная проблема. На переменах, общее время которых за день занимает около часа, ребёнок должен учиться общаться с мальчиками, девочками, дружить, коммуницировать. Но если он скромный, то предпочитает альтернативу живому общению — телефон. Соответственно, за одиннадцать лет у него накапливается огромная пропасть в социальных навыках. И во взрослую жизнь он выходит таким же замкнутым. А лучший его друг — телефон.

Плюс в классе всегда есть две группы: те, кто предпочитает учиться своей головой, и те, кто не хочет и списывает с помощью телефона. Так вот, те, кто пользуются телефоном, так или иначе подрывают мотивацию умных учеников и ставят их убеждения под вопрос: «А стоит ли вообще напрягаться и страдать, если можно списать с помощью нейросети?»

Итог

Для молодого специалиста — это потеря мотивации, репутационные потери перед классом и перед самим собой, нежелание работать в дальнейшем. Для детей — это глобальное неумение мыслить и пользоваться собственной головой, упущенные социальные навыки. В ближайшие 10–20 лет мы начнём пожинать плоды влияния этого наладонника.

Что с этим делать?

Немного углубившись, я увидел, что понимание проблемы даже на законодательном уровне хромает. Акценты расставлены не там, не говоря уже о решении. А оно, на мой взгляд, довольно простое, хотя пока ещё разрозненное.
(В нашем законе говорится, что учитель не может забирать телефон, так как это собственность. Но каждая школа сама определяет с родителями, учениками и учителями, что они будут делать.)

Идеального варианта я не нашёл. В голове крутились варианты, но все с тупиками. Глобально я понимаю: государству нужно выставить жёсткие и однозначные рамки, не делая исключений. Это не ограничение личного пространства и не диктатура, а желание сохранить дееспособное поколение и обезопасить его, так как дети сами ещё не в состоянии адекватно оценить последствия.

И в этом не должен участвовать учитель — у него другие задачи. Нужна рабочая идея и нормальная реализация, не для отчётности, а по-настоящему. Протестировать это на нескольких школах, доработать и внедрять. Надеюсь, это не так уж и дорого.

Пишите свои идеи.