Найти в Дзене
Иона Монах

Проповедь в день жен-мироносиц

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всечестная матушка игуменья, дорогие братья и сестры, сегодня Святая Православная Церковь торжественно чтит память жен-мироносиц. Погребение Иисуса Христа Иосифом Аримафейским не могло быть совершено с должным усердием, поскольку совершалось с поспешностью, ибо по иудейским представлениям суббота (шаббат, день покоя), начиналась в пятницу после захода солнца. Ярким подтверждением этой спешки являются следы крови, оставленные на Туринской плащанице. И вот, чтобы с надлежащей тщательностью провести над телом Спасителя все необходимые ритуалы, Мария Магдалина, Мария Иаковля и Саломия, те женщины, которые находились при Кресте Иисуса, еще до восхода солнца отправились ко гробу Господню, с целью помазать тело Иисуса душистыми маслами, купленными, вероятно, еще накануне, в субботу после захода солнца, когда по иудейским обычаям уже можно было торговать. В этом их поступке проявляется отличие женской природы от мужской: мужчины более рациональны, их действия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всечестная матушка игуменья, дорогие братья и сестры, сегодня Святая Православная Церковь торжественно чтит память жен-мироносиц.

Погребение Иисуса Христа Иосифом Аримафейским не могло быть совершено с должным усердием, поскольку совершалось с поспешностью, ибо по иудейским представлениям суббота (шаббат, день покоя), начиналась в пятницу после захода солнца. Ярким подтверждением этой спешки являются следы крови, оставленные на Туринской плащанице.

И вот, чтобы с надлежащей тщательностью провести над телом Спасителя все необходимые ритуалы, Мария Магдалина, Мария Иаковля и Саломия, те женщины, которые находились при Кресте Иисуса, еще до восхода солнца отправились ко гробу Господню, с целью помазать тело Иисуса душистыми маслами, купленными, вероятно, еще накануне, в субботу после захода солнца, когда по иудейским обычаям уже можно было торговать. В этом их поступке проявляется отличие женской природы от мужской: мужчины более рациональны, их действия всегда логически обоснованы, женщины же, напротив, в большей степени эмоциональны, их поведение зачастую определяется зовом сердца.

Руководствуясь только лишь любовью к Учителю, мироносицы на рассвете спешат к Его гробу, чтобы, как им казалось, послужить Ему в последний раз. Их не останавливает ни мысли о страже при гробе, ни печать, наложенная иудеями, ни тяжесть камня, закрывающего двери в гроб. Эти женщины мужественно спешат к Иисусу, в то время как сердца апостолов-мужчин наполнены трепетом и они, "страха ради иудейска", заперлись в горнице. За свою любовь жены-мироносицы сподобились первыми услышать из уст ангела благовествование о Воскресшем Иисусе, которое спешат передать апостолам. Тогда, из уст именно женщин, впервые прозвучало радостное приветствие "Христос Воскресе"! Мироносицы проповедуют Воскресшего Спасителя тем, кому суждено было нести благую весть всему миру.

В этот день нельзя не вспомнить о наших старших современницах, наших мамах, бабушках, прабабушках, которые пронесли свою веру через испытания гонений Советской эпохи. В те дни храмы заполняли именно женщины, невзирая на риск подвергнутся ссылке, заключению или даже смерти, а в более поздние времена насмешкам своих сограждан, иногда и родственников, умы которых были отравлены атеистической пропагандой. Не случайно Святейший Патриарх Алексей I говорил, что именно белые платочки спасли Русскую Церковь". Действительно, именно эти "белые платочки" отстаивали православные храмы и святыни от сталинских штыков, именно они сохраняли благочестие во время хрущевских антирелигиозных кампаний.

Также сегодня хотелось бы напомнить мужьям об их обязанностях в отношении своих жен, первые из которых - любовь и забота о них. Муж должен заботится о своей жене, как о собственном теле, поскольку, согласно Библии, муж и жена - одна плоть (Быт. 2, 23-24). Апостол Павел в Послании к ефесянам пишет: "Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя... оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть... каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф.5:28-33). Развод с точки зрения Священного Писания недопустим. Так, апостол Павел в Первом послании к коринфянам пишет: "А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем... и мужу не оставлять жены [своей] (1Кор. 7, 10-11). Супруги обязаны хранить верность друг другу, об этом сказано в книге Притч (Притч. 5, 19-21) и книге пророка Малахии (Мал. 2, 15).

Апостол Петр призывает мужей обращаться с женами благоразумно, "как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни (1Пет. 3,7). "Сонаследницы благодатной жизни! Как же разительно это отличается от исламского взгляда на спасение женщин. Согласно хадису, восходящему к Ибн-Умару, «пророк сказал: О собрание женщин! Подавайте милостыню, побольше просите о прощении, ибо я видел, что большинство из обитателей огня – это вы" (Муслим, 1879).

Однако, что же это за немощнейшие сосуды, с которыми сравнивает апостол Петр женщин? Речь здесь идет об очень хрупкой стеклянной посуде, которая во времена апостольской проповеди стоила весьма больших денег, причем чем тоньше было стекло, тем дороже считалось изделие. Таким образом, апостол Петр призывает мужей к аккуратному, бережному отношению к своим жёнам. Подобно Петру учит и апостол Павел, который, обращаясь к мужьям, призывает их любить своих жен и не быть к ним суровыми (Кол.3:19).

По молитвам жен-мироносиц, пусть в христианских семьях царит любовь, а отношения между супругами строятся на основании наших Писаний. Аминь.