Найти в Дзене
Ксения Мосунова

Ксения Мосунова: роль родительских ожиданий в формировании невроза

Клинический психолог Ксения Мосунова в своем блоге продолжает развивать тему классового невроза и хочет отметить, что важнейшую роль в его формировании играет то, чего ожидают от ребёнка его родители. Семья - наша первичная соцгруппа, где усваиваются основные нормы и установки, которые сыграют не последнюю роль в формировании поведения в социуме, представлений о себе и окружающем мире. Дополнительное давление на индивида создается за счет невербально транслируемых ожиданий матери, отца, бабушек и дедушек, которым человек неосознанно стремится соответствовать. Например, когда несмотря на склонности к парикмахерскому ремеслу, ребенок поступает на медицинский факультет, потому что «у нас все врачи в шестом поколении». Ксения Мосунова приводит и другой пример - поиск партнера - отдать дочь замуж за иностранца или «только за богатого». Немало печальных примеров среди тех семей, где родители, не сумевшие реализоваться в желаемом деле, направляют все силы, чтобы самореализоваться через чадо.

«Мы хотели тебе лучшей доли». Роль родительских ожиданий в формировании невроза.

Клинический психолог Ксения Мосунова в своем блоге продолжает развивать тему классового невроза и хочет отметить, что важнейшую роль в его формировании играет то, чего ожидают от ребёнка его родители.

Семья - наша первичная соцгруппа, где усваиваются основные нормы и установки, которые сыграют не последнюю роль в формировании поведения в социуме, представлений о себе и окружающем мире.

Дополнительное давление на индивида создается за счет невербально транслируемых ожиданий матери, отца, бабушек и дедушек, которым человек неосознанно стремится соответствовать. Например, когда несмотря на склонности к парикмахерскому ремеслу, ребенок поступает на медицинский факультет, потому что «у нас все врачи в шестом поколении».

Ксения Мосунова приводит и другой пример - поиск партнера - отдать дочь замуж за иностранца или «только за богатого». Немало печальных примеров среди тех семей, где родители, не сумевшие реализоваться в желаемом деле, направляют все силы, чтобы самореализоваться через чадо.

В исследованиях классового невроза, Гольжак отмечал, что:

- Родительские ожидания усиливают внутренние конфликты, связанные с социальной мобильностью

- Ожидания и амбиции не всегда соответствуют возможностям индивида

- Исходная социальная среда может не соответствовать желаемой действительности (не созданы условия)

Разрыв «ожидания-реальность» формирует в человеке чувство вины и страх совершить ошибку, пишет психолог Ксения Мосунова. То, как между собой взаимодействуют психика и социальные структуры, по мнению Винсента де Гольжака, являются ключевыми факторами, формирующими классовый невроз, т.к. это во многом определит положение человека в обществе.

Отсюда можно сделать вывод, что его «искусственная» природа, не относящаяся к прямой наследственности, представляет определенную ментальную опасность, т.к. невроз может быть передан трансгенерационно (метапосланием) и отразиться на жизненном сценарии.

Суть внутреннего конфликта в слишком большой разнице исходной идентичности и новой, приобретённой в процессе развития и социальной мобильности.

Трансгенерационная теория делает это предметом своего исследования: на основании истории семьи, взаимодействия внутри данной социальной группы, влияющих извне факторов, определять гипотетические причины формирования классового невроза и их последующей проработки – делает вывод эксперт Ксения Мосунова.

Список литературы

Де Гольжак В. История в наследство: Семейный роман и социальная траектория

Marmot, M. The Status Syndrome: How Social Standing Affects Our Health and Longevity

Фрейд, 3. Невроз и психоз

Фрейд, 3. Влечения и неврозы