Эпоха зеркальных камер уходит. Потихоньку, но неумолимо.
Вот и ещё одна зеркальная камера отправилась в историю — официально снята с производства. По имеющейся на сегодня информации, в линейке Nikon остались только три модели, которые формально ещё числятся в продаже: Nikon D780, Nikon D850 и неожиданно — Nikon D7500. Все остальные — уже за бортом.
В этой статье я добавил несколько кадров, снятых на старые камеры. Они не про технику, не про пиксели и не про «вау»-эффект. Просто фото со своим настроением, с тем самым ощущением времени, когда камера была почти продолжением руки, а съёмка — процессом без лишнего шума.
Грустно? Да. Особенно тем, кто, как и я, начинал с зеркалок. Моя первая камера — Nikon D3300 — была со мной дольше всех. С ней связано множество тёплых воспоминаний: первые съемки, первые заказы, первые фото, которыми я по-настоящему гордился. Это не просто камера — это эпоха.
Но технологии не стоят на месте. Производители сделали выбор в пользу беззеркальных систем — они проще в производстве, легче, компактнее и открывают новые возможности. Ведь блок зеркал и оптический видоискатель — это сложный, дорогой и капризный механизм. Его точность — это ювелирная работа. Поэтому в современных реалиях беззеркалки стали логичным развитием. Пусть и не всегда более доступным.
Когда-то беззеркальные камеры позиционировались как более бюджетная альтернатива зеркалкам схожего уровня. Особенно у того же Nikon — достаточно вспомнить, как выходила Z50. Но теперь всё наоборот: из-за инфляции, роста стоимости материалов и производства цены растут, а вот качество сборки порой идёт в обратную сторону.
Спойлер: если сравнить Nikon Z50 и Z50 Mark II, можно заметить, что во второй версии пластик тоньше, а ощущение от корпуса уже не то. Да и сравнение D7000 с D7500 подтверждает: материал, кнопки, хват — многое стало проще и дешевле.. Не хуже, а именно проще.
Сейчас я работаю уже только с беззеркалками. Коммерческие съемки, блог, видео — всё это последние три года снимаю именно на беззеркальную систему. Но иногда беру зеркалку — не свою, у друзей или на съёмке. Просто чтобы словить вайб, почувствовать ту самую механику, щелчок затвора, реальный оптический видоискатель. Ведь я всегда снимал именно через видоискатель — Live View для меня был чем-то чужим. В отличие от многих новичков или, скажем, женской аудитории, которой часто удобнее смотреть на экран.
Кстати, даже наличие электронного затвора в беззеркальных камерах в каком-то смысле обезличивает процесс. Я часто использую электронный затвор — не ради бесшумности, а чтобы экономить ресурс механики. Но вот щелчок механического затвора — особенно в зеркалке, с этим характерным хлопком зеркала — он даёт физическое ощущение кадра. Ты не просто нажал на кнопку — ты сфотографировал, как бы запечатлел момент с откликом от камеры. И это — кайф.
Да, возможно, в зеркальных камерах нет той самой кристальной резкости и техничности, что демонстрируют современные беззеркальные системы. Особенно с учётом отсутствия низкочастотного фильтра у новых моделей, который как раз и даёт повышенную чёткость.
Но именно в этих неидеальностях — лёгких хроматических аберрациях, не до конца вытянутом контрасте, мягкости оптики — рождается тот самый художественный рисунок, за который мы любим зеркалки. В них есть характер, своя атмосфера. А не бездушная цифровая точность, которую сейчас дают 99% современных объективов — и родных, и особенно китайских.
Да, в коммерческой рекламной съёмке важны технические параметры: резкость, точные границы, контроль глубины резкости, стабильность света — здесь всё работает на результат, и никто не станет снимать рекламную кампанию на «Гелиос». Но вот в кино, наоборот, ищут оптику с душой. Снимают на стекла с характером, с «грязью», с дыханием объектива — потому что зрителю важна не только чёткость, а прежде всего эмоция и атмосфера кадра, которую могу передать, только стекла с характером.
Глаза от электронного видоискателя у меня не устают, привык быстро. Но один момент всё-таки выбивает: лаг между реальным моментом и финальным кадром. Небольшая задержка отклика — и ощущение, что ты чуть-чуть опоздал. Хотя это уже вопрос привычки. Да и современные БЗК это минимизируют.
Да, у зеркалок была одна ощутимая проблема, с которой я сталкивался регулярно — back- и front-фокус. За годы через мои руки прошло десятки зеркальных камер, на которые я снимал коммерческие проекты, и почти с каждой системой в той или иной степени возникала эта история. Какие-то объективы удавалось подстроить через микрокоррекцию фокуса в меню, но с зум-оптикой, особенно сторонних производителей вроде Sigma, всё было сложнее: на одном конце диапазона — front-фокус, на другом — back. И это уже просто так не поправишь — только через сервис или, если повезло, через фирменную док-станцию, если объектив был современным.
У беззеркальных камер таких проблем попросту нет — фокусировка происходит напрямую по матрице, без участия фазовых датчиков в отдельном модуле. И хотя функция коррекции фокуса в некоторых тушках до сих пор осталась, по сути, она уже просто для галочки — современная БЗК-фокусировка точная и стабильная практически в любых условиях.
Что касается Nikon D6 — у меня в руках её не было. Но D5 я держал и даже снимал на неё. Да, это монстр, флагман, брутальный и надёжный как броневик. Ещё несколько лет назад она стоила 5 тысяч долларов. Но вот парадокс: когда берёшь в руки Z6, не ощущаешь, что D5 её “уничтожает” по всем параметрам. Местами — наоборот.
Так что снятие D6 с производства — логичный шаг. Сейчас на рынке есть Z8 и Z9, которые во многом превосходят старые флагманы и при этом стоят либо сопоставимо, либо ощутимо дешевле. Особенно Z8.
Но грустно от того, что живых зеркальных камер становится всё меньше. А ведь есть в них что-то особенное. Особенно в старших или культовых моделях. Многие фотографы пересматривают свой арсенал, покупают б/у-камеры ради эмоций, цвета, характера. Потому что это не просто «инструмент» — это душа фотографии.
Интересно, что некоторые модели, несмотря на инфляцию, почти не подорожали за последние 3–4 года. А какие-то, наоборот, взлетели в цене. Смотрим на цены и понимаем: Б/У зеркальные камеры в сравнении с БЗК часто выглядят сомнительной покупкой — особенно новые. Хотя, конечно, тут много нюансов. Перекупы, рынок, редкость моделей… Впрочем, это уже тема для отдельной статьи.
А пока просто делюсь мыслями. Лично мне очень нравилась Nikon D600 с 50 мм f/1.4D — вот это была связка! Да, у меня была и D750, но с ней у нас не случилось любви. Картинка была хорошей, но не той — вот не зашла, и всё.
А у вас какая любимая зеркальная камера? Делитесь в комментариях или просто напишите, с чего начинали. Интересно послушать ваши истории.
Если вы хотите поддержать канал, буду рад, если воспользуетесь моими реферальными ссылками. Возможно, вы найдёте что-то полезное для себя на таких платформах, как:
Также приглашаю подписаться на мой профиль в сервисе Бусти, где я публикую уникальный контент. Базовая подписка стоит всего 100 рублей, и вы получите доступ к эксклюзивным материалам.