Найти в Дзене
Просто о сложном

Новые технологии восстанавливают арктический лед

В сумерках арктической зимы, когда солнце едва касается горизонта, группа исследователей бурит лунку во льду и устанавливает водородный насос. На первый взгляд — это просто труба, торчащая из металлического цилиндра, но за ней скрывается надежда на спасение исчезающего льда. Устройство закачивает морскую воду на поверхность, где она замерзает, увеличивая толщину ледяного покрова. Ученые надеются, что более толстый лед сможет пережить летнее таяние. С 1979 года, когда начались спутниковые наблюдения, температура в Арктике росла почти в четыре раза быстрее, чем в среднем по планете. Площадь ледяного покрова сократилась на 40%, а объем многолетнего льда уменьшился на 95%. По прогнозам, первый полностью бесснежный день в Арктике может наступить уже к 2030 году. «Если наш метод подтвердится в масштабах, мы докажем, что с минимальными энергозатратами можно значительно укрепить лед», — говорит Андреа Чекколини, сооснователь проекта Real Ice. Эксперименты Real Ice показали, что закачка 25 см м
Оглавление

В сумерках арктической зимы, когда солнце едва касается горизонта, группа исследователей бурит лунку во льду и устанавливает водородный насос. На первый взгляд — это просто труба, торчащая из металлического цилиндра, но за ней скрывается надежда на спасение исчезающего льда. Устройство закачивает морскую воду на поверхность, где она замерзает, увеличивая толщину ледяного покрова. Ученые надеются, что более толстый лед сможет пережить летнее таяние.

   Новые технологии восстанавливают арктический лед
Новые технологии восстанавливают арктический лед

С 1979 года, когда начались спутниковые наблюдения, температура в Арктике росла почти в четыре раза быстрее, чем в среднем по планете. Площадь ледяного покрова сократилась на 40%, а объем многолетнего льда уменьшился на 95%. По прогнозам, первый полностью бесснежный день в Арктике может наступить уже к 2030 году.

«Если наш метод подтвердится в масштабах, мы докажем, что с минимальными энергозатратами можно значительно укрепить лед», — говорит Андреа Чекколини, сооснователь проекта Real Ice.

Как работает технология утолщения льда

Эксперименты Real Ice показали, что закачка 25 см морской воды на поверхность льда увеличивает его толщину на 50 см. Это происходит потому, что вода вытесняет снег, который действует как теплоизолятор, и ускоряет замерзание. В результате лед достигает 2 метров — как старый многолетний покров.

В 2025 году команда провела крупнейший тест: восемь насосов работали на площади 1,3 км² у побережья Камбридж-Бей в Канаде. Результаты станут известны в июне.

Почему арктический лед так важен?

  • Лед отражает 80% солнечного света, охлаждая планету.
  • Его исчезновение эквивалентно 25 годам выбросов CO₂.
  • Таяние меняет океанские течения, усиливает штормы и засухи.
  • Коренные народы теряют возможность охотиться и передвигаться.

«Люди проваливаются под лед, животные тонут. Это катастрофа», — говорит Талия Максагак, представительница местного сообщества.

Риски и сомнения

Критики указывают на проблемы:

  1. Морская вода может ускорять таяние летом (хотя тесты Real Ice показывают обратное).
  2. Шум насосов нарушает жизнь морских млекопитающих.
  3. Масштабирование требует тысяч устройств и миллиардов рублей.

«Числа не сходятся, — говорит гляциолог Мартин Сигерт. — Кто оплатит 500 000 насосов?»

Кто будет платить за спасение льда?

Real Ice оценивает стоимость одного автономного насоса в 450 000 рублей. Для защиты 10% Арктики потребуется полмиллиона устройств. Возможные варианты финансирования:

  • Международный фонд, как для тропических лесов.
  • «Ледовые кредиты» для компенсации выбросов CO₂.

Но коренные народы против. «Это помогает нефтяным компаниям избежать ответственности», — заявляет Панганга Пунговии из Indigenous Environmental Network.

Моральная дилемма: лед или decarbonization?

Главный спор — не «можно ли», а «нужно ли» вмешиваться в природу. Некоторые ученые опасаются, что такие проекты отвлекают от главного — сокращения выбросов.

«Это подарок нефтяным компаниям. Они скажут: “Не волнуйтесь, технологии нас спасут”», — предупреждает Сигерт.

Но сторонники настаивают: одного сокращения выбросов уже недостаточно. «Нам нужны три подхода: отказ от ископаемого топлива, удаление CO₂ и защита льда», — говорит климатолог Пол Беквит.

Real Ice планирует еще 4 года исследований. Если технология докажет эффективность, следующим шагом станет передача управления местным сообществам. «Мы не хотим повторять ошибки колониальных проектов», — подчеркивает Шервин.