Налив красную жидкость в бокал, он улыбается, обнажив длинные белые клыки. Этот зловещий образ сегодня считается едва ли не классическим в мире триллеров и мистики. Книги и фильмы о вампирах пользуются большой популярностью, а самым известным кровопийцей по праву считается знаменитый Дракула.
Образ графа-вампира сегодня фигурирует во многих произведениях превратившись в практически фольклорный вариант. Однако у него был создатель, сделавший Дракулу не только жутким, но и очень популярным персонажем. Но каковы истоки известного образа? И почему настоящий Дракула нередко был куда более жестоким, чем его литературный тёзка?
Фольклор и литература
В 1890 году писатель Брэм Стокер приступил к работе над романом «Дракула». Едва ли тогда автор мог подозревать, что после выхода его произведение ожидает огромный успех. Даже спустя многие десятилетия после смерти Стокера его роман оставался популярным.
Вот только он не был первым человеком, написавшим историю о жутком кровопийце, хотя именно после выхода романа такие мистические «страшилки» стали привлекать наибольшее внимание публики.
Не секрет, что в преданиях многих народов существуют истории о существах, убивающих людей и питающихся их кровью. Подобные легенды использовал и Брэм Стокер, который уже с детства слышал истории ирландцев о вампирах и их ужасных деяниях.
Но почему своего мрачного графа писатель назвал именно Дракулой? По все видимости, он имел в виду не придуманную, но конкретную историческую личность, существовавшую на самом деле. Итак, действительно ли тот самый Дракула был вампиром?
Настоящий Дракула
Первые истории о Дракуле и его страшных пристрастиях появились ещё в XV веке, и речь в них шла не о придуманном графе, но о совершенно реальном человеке – Владе III Цепеше. Графского титула он не носил, а назывался воеводой и господарем Валахии.
При этом правитель получил весьма красноречивое прозвище – Дракул, что означало «дракон». Это прозвище он унаследовал от своего отца Влада II, который принадлежал к рыцарскому ордену Дракона, основанному в начале XV столетия. Изображение дракона появилось на монетах и эмблемах во времена правления Влада II.
Но почему же Влад Цепеш стал персонажем жутких легенд? Уже при его жизни народ слагал о нём немало историй, многие из которых были весьма устрашающими. Но вряд ли фольклор получил бы столь широкое распространение. А вот литературные источники позволили узнать о Дракуле и его делах представителям других стран. Именно они превратили господаря в мрачного и страшного человека.
Жестокость правителя
Конечно, кровопийцей в том смысле, в котором это описывал Брэм Стокер, Дракула не был. Да, в народе говорили, что Цепеш после успешной битвы любил макать хлеб в кровь своих врагов и пил её как вино. Но это только мифы – не более.
Однако настоящий валашский господарь был не менее страшным человеком, чем списанный с него граф-вампир. Жизнь Влада Цепеша сложилась непросто. В юном возрасте он с братом был отдан в турецкий плен, став почётным заложником. Подобная практика не была редкостью в то время – она гарантировала хотя бы относительную стабильность в отношениях между враждующими государствами. У турок юноша видел немало жестокости, что могло отразиться на его психическом состоянии.
После возвращения из плена Влад узнал, что высокопоставленные бояре причастны к смерти его отца. Вот тогда он, уже став новым правителем Валахии, решил жестоко отомстить всем врагам. В 1457 году он пригласил всех предателей на пир в честь Пасхи.
В самый разгар празднества в зал ворвались вооружённые воины и вспороли животы всем злодеям. Жестоко? Несомненно, но таким образом Цепеш отомстил за отца и утвердил свою власть, которая теперь держалась на страхе.
Враги, трепещите!
Когда трансильванская знать взбунтовалась против Влада III, он двинул свои войска на города Сибиу и Брашов в Трансильвании. Стоит признать, что Дракула был хорошим полководцем и умело просчитывал свои действия. Города были взяты, а устроенная расправа над пленными привела в ужас местных жителей.
Не меньший страх Цепеш внушал и туркам. Те, желая захватить земли Валахии, подошли к границам владений господаря. Как гласит легенда, увиденная картина была страшна. Прямо перед турецкой армией возвышался «лес» из кольев, на которые были насажены головы турецких пленников. Столь жуткое зрелище поразило даже бывалых воинов, которые не желали пополнить эти ряды голов.
По всей видимости, в образе графа Дракулы, созданном Стокером, а затем взятом «на вооружение» другими писателями, сливались и фольклорные черты упырей, и некоторые исторические детали, переосмысленные в художественной манере.
Вот только персонаж этот значительно отличается от Влада Цепеша, который считается его прообразом. Говоря о валашском господаре, мы часто вспоминаем жуткие истории и «вампирические» рассказы, но забываем, что этот человек в первую очередь был большим патриотом и прекрасным военачальником, стремившимся освободить свою страну от предателей и захватчиков.