Найти в Дзене
Хижина Музыканта Фан

За кадром Победы: 10 военных фильмов и их неизвестные истории создания

Фильмы о Великой Отечественной войне — тема, к которой режиссёры обращались и продолжают обращаться постоянно. И это не просто дань исторической памяти. Каждый фильм— это попытка осмыслить трагедию народа и ценность человеческой жизни. Наше военное кино — оно особенное. Никакого лоска, только правда — иногда страшная до слез, иногда светлая до щемящей боли в сердце. Это фильмы, после которых сидишь в тишине, пока титры идут — потому что слов нет, только комок в горле. Сюжеты этих фильмов знают все, но есть малоизвестные факты, о которых любопытно будет узнать многим. Кто же не помнит эту историю о пяти девчонках-зенитчицах и старшине Васкове, которым пришлось вступить в неравный бой с немецкими диверсантами? Этот фильм — не про подвиг. Точнее, не только про него. Он про хрупкость женской жизни и какую-то невыносимую беззащитность красоты перед лицом войны. Факты: Четверо друзей-фронтовиков встречаются на похоронах боевого товарища через четверть века после Победы. Нет зрелищных сцен бо
Оглавление

Фильмы о Великой Отечественной войне — тема, к которой режиссёры обращались и продолжают обращаться постоянно. И это не просто дань исторической памяти. Каждый фильм— это попытка осмыслить трагедию народа и ценность человеческой жизни.

Наше военное кино — оно особенное. Никакого лоска, только правда — иногда страшная до слез, иногда светлая до щемящей боли в сердце. Это фильмы, после которых сидишь в тишине, пока титры идут — потому что слов нет, только комок в горле.

Сюжеты этих фильмов знают все, но есть малоизвестные факты, о которых любопытно будет узнать многим.

1. "А зори здесь тихие" (1972)

Кто же не помнит эту историю о пяти девчонках-зенитчицах и старшине Васкове, которым пришлось вступить в неравный бой с немецкими диверсантами? Этот фильм — не про подвиг. Точнее, не только про него. Он про хрупкость женской жизни и какую-то невыносимую беззащитность красоты перед лицом войны.

А зори здесь тихие, 1972г.
А зори здесь тихие, 1972г.

Факты:

  • Ростоцкий, снимавший фильм, сам был фронтовиком и еле выжил после тяжёлого ранения. В госпитале его выходила медсестра, которой он и посвятил эту картину.
  • Сцену купания рыжей Жени Комельковой снимали на карельском водопаде Ахвенкоски! Место дивной красоты, хотя вода там ледяная даже летом. Бедная Ольга Остроумова жутко мёрзла во время съёмок.
  • Особенность фильма - контраст между военными сценами (чёрно-белыми) и довоенными воспоминаниями девушек (цветными). Ростоцкий придумал это, чтобы показать, как ярка была жизнь до войны.
  • Почти все актрисы были новичками в кино. А Людмила Зайцева, сыгравшая старшего сержанта Кирьянову, вообще пришла на студию просто подработать в массовке - денег не было совсем. Ростоцкий увидел её случайно и сразу предложил роль.

2. "Белорусский вокзал" (1971)

Четверо друзей-фронтовиков встречаются на похоронах боевого товарища через четверть века после Победы. Нет зрелищных сцен боёв - вся война внутри этих людей, в их памяти, в их отношении к жизни.

Белорусский вокзал, 1971г.
Белорусский вокзал, 1971г.

Факты:

  • Название выбрано не случайно - именно с Белорусского вокзала уходили на фронт эшелоны в 41-м, и туда же возвращались победители в 45-м.
  • Режиссёр Андрей Смирнов - сын писателя Сергея Смирнова, который многие годы вёл передачу "Рассказы неизвестных героев" и разыскивал людей, совершивших подвиги во время войны. Режиссёр с детства слышал эти истории.
  • На роль фронтовой медсестры Раи вначале пригласили Ию Саввину, но она отказалась, сказав, что не может сыграть однополчанку людей старшего поколения. Предложила попробовать Нину Ургант - и попала в точку!
  • Нина Ургант год ждала результатов проб, а потом прочитала в газете, что съёмки уже закончены. Расстроилась жутко! И вдруг звонок от режиссёра - "Срочно приезжайте на вторую пробу!"
  • Песню "Нам нужна одна победа" Булат Окуджава написал специально для этого фильма, а теперь её знает вся страна.

3. "В бой идут одни старики" (1974)

Эта история о "поющей эскадрилье" лётчиков-истребителей, пожалуй, самый любимый военный фильм нескольких поколений. Смешной и трагичный одновременно, с музыкой и песнями, с дружбой и любовью.

В бой идут одни старики2, 1974г.
В бой идут одни старики2, 1974г.

Факты:

  • Быков с детства мечтал стать лётчиком, но не прошёл по росту в училище. Потом часто шутил: "Не взяли в лётчики - стал артистом, играющим лётчиков!"
  • Вы думаете, в фильме использовали настоящие военные самолёты? Ничего подобного! Настоящих машин времён войны просто не нашлось. Пришлось переделывать учебные Як-18П и чехословацкие спортивные самолёты. Помог раздобыть их маршал авиации Покрышкин.
  • Капитан Титаренко по прозвищу "Маэстро" - собирательный образ. Быков лепил его из историй о реальных асах Викторе Попкове (он действительно создал в своей эскадрилье музыкальный ансамбль) и лётчике Дмитрии Титоренко.
  • Представляете, Леонид Быков отказался от дублёров и сам научился управлять самолётом для съёмок! Правда, в воздух машину не поднимали - снимали только наземные сцены.
  • Фильм был снят с экономией. При смете в 381 тысячу рублей потратили только 325 тысяч. И это в то время, когда перерасход средств был обычным делом!

4. "Иди и смотри" (1985)

Есть фильмы, которые смотришь с удовольствием. А есть такие, что смотришь, словно выполняя долг. "Иди и смотри" Климова — из вторых. Больно? Невыносимо. Страшно? Да. Хочется отвернуться? На каждом втором кадре. Но нельзя. По сюжету мальчишка Флёра уходит к партизанам, а потом становится свидетелем чудовищных зверств нацистов в белорусской деревне.

Иди и смотри, 1985г.
Иди и смотри, 1985г.
  • Режиссёр Элем Климов начал работу над фильмом ещё в 1977-м, но сценарий долго не принимали - слишком жёсткий, слишком правдивый, без героического пафоса.
  • Для натуралистичности в фильме использовали настоящие боеприпасы и взрывы. А кровь для сцен ранений привозили со скотобоен! Гримёров консультировали настоящие врачи, чтобы ожоги и раны выглядели максимально реалистично.
  • Большую часть фильма снимали на стедикам - устройство для стабилизации камеры. Оператор шёл за актёром с этой штукой, создавая эффект полного присутствия.
  • В массовых сценах участвовали обычные люди из соседних деревень. Многие из них пережили настоящую оккупацию и помнили её ужасы.
  • В отличие от большинства советских военных картин, здесь нет ни капли романтизации войны. Только страх, ужас и боль.
  • Премьера состоялась в 1985-м на Московском международном кинофестивале, где фильм получил главный приз.

5. "Летят журавли" (1957)

История любви Бориса и Вероники, разлучённых войной, с великолепной Татьяной Самойловой в главной роли. Единственный советский фильм - обладатель "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля.

Фильм не только о войне — о выборе, который каждый делает ежедневно. Марк (Александр Шворин) выбирает спасти свою жизнь. Фёдор Иванович (Василий Меркурьев) — спасти чужого ребёнка. А Вероника сначала выбирает жить прошлым, потом — настоящим. И эти журавли в финале — это ведь про надежду!

Летят журавли, 1957г.
Летят журавли, 1957г.

Факты:

  • Оператор Сергей Урусевский придумал массу новаторских приёмов. Вы помните сцену с берёзами, кружащимися над умирающим Борисом? Её до сих пор изучают студенты киношкол по всему миру.
  • Татьяна Самойлова, сыгравшая Веронику, была внучкой знаменитого актёра Василия Лужского, стоявшего у истоков МХАТа. Актёрство у неё в крови!
  • В сцене, где Вероника бежит по мосту, спасая ребёнка от трамвая, использовался настоящий трамвай. Самойлова рисковала жизнью без дублёров и страховки.
  • Михаил Калатозов хотел снять "Журавлей" в цвете, но денег не хватило. А потом критики писали, что чёрно-белая гамма усилила драматизм и выразительность фильма.

6. "На войне как на войне" (1968)

Фильм о молодом лейтенанте Малешкине, которого подчинённые зовут "Малышом" и не сразу принимают как командира самоходки. Картина без надрывного пафоса, с человечностью, и даже с юмором. Но за этим юмором — страшная правда войны.

На войне как на войне, 1968г.
На войне как на войне, 1968г.

Факты:

  • Автор повести, по которой снят фильм, Виктор Курочкин сам воевал и командовал самоходной установкой. То есть писал о том, что знал не понаслышке.
  • Роль Малешкина должен был играть другой актёр, но в итоге она досталась Михаилу Кононову. После этого фильма его узнавала вся страна, а следующей большой ролью стал незабываемый Нестор Северов из "Большой перемены".
  • В фильме снималась настоящая самоходка СУ-100, которую дало Министерство обороны. Боевая машина, между прочим!
  • Режиссёр Трегубович заставлял актёров жить в настоящих полевых условиях - мёрзнуть в грязи, есть из солдатских котелков. Всё ради достоверности.
  • Многие фразы, ставшие народными, вроде "Когда снаряд летит, он ж-ж-ж-ж делает", пришли из рассказов ветеранов-консультантов.

7. "Они сражались за Родину" (1975)

Эпический фильм Сергея Бондарчука о героической обороне Сталинграда летом 1942 года. Потрясающий актёрский состав: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Юрий Никулин... Фильм, который показывает войну глазами простых солдат.

Они сражались за Родину, 1975г.
Они сражались за Родину, 1975г.

Факты:

  • Съёмки проходили там, где в 42-м году шли реальные бои, описанные Шолоховым. Почва до сих пор хранила осколки и гильзы.
  • В массовых сценах участвовали настоящие воинские части. Это придало эпизодам передвижения войск особую достоверность.
  • Для Василия Шукшина роль Лопахина стала последней в кино - он умер во время съёмок в октябре 74-го. Пришлось спешно переснимать некоторые сцены с дублёром.
  • Бондарчук сам фронтовик и вложил в фильм много личных воспоминаний. Например, эпизод купания солдат в реке под обстрелом немецкого самолёта взят из его военной биографии.
  • Актёры жили в настоящих фронтовых условиях: спали в палатках, ели из котелков, часами лежали в пыльных окопах под палящим солнцем. Бондарчук был суров!

8. "Офицеры" (1971)

История двух друзей-офицеров, Алексея Трофимова и Ивана Вараввы, прослеживающая их судьбы от Гражданской войны, финской кампания, Великой Отечественной и до послевоенных лет. Фильм, подаривший нам крылатую фразу "Есть такая профессия - Родину защищать".

Офицеры, 1971г.
Офицеры, 1971г.

Факты:

  • Эту знаменитую фразу придумал сценарист Борис Васильев, сам бывший офицер. Теперь её цитируют даже те, кто не видел фильм!
  • Василий Лановой не хотел играть Варавву, считая роль слишком маленькой. А теперь это одна из его любимейших работ.
  • В сцене, где Алексей спасает сына Ивана от белых во время Гражданской войны, Юматову пришлось скакать по степи с ребёнком на руках под 40-градусной жарой. Без дублёров и страховки!
  • "Испанские" эпизоды снимались в Крыму - съёмочную группу не пустили за границу. Ялтинские холмы изображали Пиренеи!
  • Алина Покровская единственная из всех актрис согласилась носить парик с сединой для сцен, где её героиня уже в возрасте. Остальные кандидатки наотрез отказались "стареть" на экране.
  • После выхода фильма конкурс в военные училища резко вырос - многие парни решили стать офицерами под впечатлением от картины.

9. "Проверка на дорогах" (1971)

Этот фильм ждал выхода на экраны долгих 15 лет! Какой силы должна быть правда, чтобы её боялись показать? Герман снял кино о человеке, который служил у немцев, а потом перешёл к партизанам. И показал, какая непростая у него судьба — без однозначных оценок, без деления на чёрное и белое. Фильм о неоднозначных судьбах и сложном моральном выборе на войне.

Проверка на дорогах, 1971г.
Проверка на дорогах, 1971г.

Факты:

  • Фильм сняли в 71-м, но зрители увидели его только в 86-м - 15 лет он пролежал "на полке" из-за цензурных запретов. Тема коллаборационизма была под запретом.
  • Изначально картина называлась "Операция 'С Новым годом!'", но цензоры потребовали сменить название.
  • Съёмки проходили в деревнях Псковской области, где действительно были партизанские отряды во время войны.
  • Режиссёр Алексей Герман привлёк бывших партизан как консультантов, чтобы всё было максимально достоверно.
  • Для Владимира Заманского, сыгравшего Лазарева, это была первая большая роль в кино. До этого ему доставались только эпизоды.
  • Позже Герман говорил, что именно проблемы с этим фильмом помогли ему выработать свой уникальный режиссёрский почерк.

10. "Судьба человека" (1959)

Режиссёрский дебют Сергея Бондарчука по рассказу Шолохова - история простого русского солдата Андрея Соколова, прошедшего плен, потерявшего семью, но нашедшего в себе силы жить и любить.

Судьба человека, 1959г.
Судьба человека, 1959г.

Факты:

  • Бондарчук не только поставил фильм, но и сыграл главную роль. Для дебюта в режиссуре это было рискованное решение.
  • Перед съёмками Бондарчук встретился с Шолоховым, который дал ему несколько советов. Писатель высоко оценил получившуюся картину.
  • Знаменитая сцена, где пленный Соколов пьёт водку перед немецким офицером, не закусывая ("После первой я не закусываю"), была придумана самим Бондарчуком. В рассказе её нет!
  • Мальчика Ванюшку сыграл непрофессиональный актёр Павлик Борискин, никогда раньше не снимавшийся в кино. Его нашли в одной из школ.
  • Для сцен концлагеря построили целый комплекс декораций, который после съёмок разобрали, чтобы не пугать местных жителей.
  • В 60-м году "Судьба человека" получила главный приз Московского кинофестиваля и стала лучшим фильмом года по опросу зрителей.

Знаете, что объединяет все эти фильмы? Что в них нет ни грамма фальши. Они сняты людьми, которые или сами прошли войну, или выросли на рассказах фронтовиков. В этих картинах война показана без прикрас — страшная, жестокая, несправедливая. И людям в них приходится становиться сильнее самих себя, чтобы выжить и победить.

Пока мы их смотрим эти фильмы, пока показываем их детям — мы помним. А значит, остаёмся людьми.