Найти в Дзене

Церковь в Дыдылдино. Благотворитель с "тихого Дона" и Донская икона

Ильинский храм в селе Дыдылдино Ленинского района был построен в 1896 году на средства владельца сельца Пронино Ивана Андреевича Колесникова. Этот благотворитель строил храмы не только в Подмосковье, но и в Москве, Литве и даже Японии. Храмовым праздником в Дыдылдино до революции был день Донской иконы Божией Матери, которую особо почитал ктитор храма Колесников. Московский купец, директор правления Товарищества Никольской "морозовской" мануфактуры Иван Андреевич Колесников в конце XIX века купил небольшое подмосковное имение Пронино недалеко от Каширского тракта. Пронино относилось к приходу села Дыдылдино, где на тот момент стояла очень ветхая деревянная церковь Рождества Богородицы. Настоятель храма Николай Орлов и крестьянин из соседней деревни Пуговичиной Николай Филатов начали поиски благотворителя для постройки каменной церкви. Сначала обратились к деревенским жителям, но они, конечно, не смогли собрать и половины нужной суммы. Видя бедственное положение прихода, Иван Колесник
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Ильинский храм в селе Дыдылдино Ленинского района был построен в 1896 году на средства владельца сельца Пронино Ивана Андреевича Колесникова. Этот благотворитель строил храмы не только в Подмосковье, но и в Москве, Литве и даже Японии. Храмовым праздником в Дыдылдино до революции был день Донской иконы Божией Матери, которую особо почитал ктитор храма Колесников.

Московский купец, директор правления Товарищества Никольской "морозовской" мануфактуры Иван Андреевич Колесников в конце XIX века купил небольшое подмосковное имение Пронино недалеко от Каширского тракта. Пронино относилось к приходу села Дыдылдино, где на тот момент стояла очень ветхая деревянная церковь Рождества Богородицы. Настоятель храма Николай Орлов и крестьянин из соседней деревни Пуговичиной Николай Филатов начали поиски благотворителя для постройки каменной церкви. Сначала обратились к деревенским жителям, но они, конечно, не смогли собрать и половины нужной суммы.

-2

Видя бедственное положение прихода, Иван Колесников и его супруга Ксения Федоровна сами взялись за строительство новой каменной церкви в соседнем с их имением Дыдылдине. Новая церковь была построена в стиле церквей эпохи "московского узорочья". Храм получился камерным, без особенной роскоши. Колесниковы также пожертвовали всю необходимую богослужебную утварь, книги и облачения в этот храм.

В 1898 году Колесниковы стали попечителями церковно-приходской школы в Дыдылдино. Главную роль в устройстве школы сыграла Ксения Федоровна Колесникова. Много помогли ей в этом новый (сменивший престарелого Николая Орлова) священник Алексей Голубев и многолетний церковный староста упоминавшийся уже крестьянин Николай Филатов. Эту сельскую школу официально назвали "Сергиевской" в память о московском митрополите Сергии Ляпидевском, скончавшемся в том же 1898 году. Этого архипастыря очень почитали на приходе, ведь именно он благословил строительство новой церкви в Дыдылдино. Он же и освятил храм в 1896 году незадолго до кончины.

-3

Директор правления Никольской мануфактуры Колесников славился своими пожертвованиями на храмы. Е. В. Прохорова написала очерк о нем, который так и озаглавила "Храмоздатель". Благотворительная деятельность Колесникова впечатляет: частично или полностью на его деньги были построены 14 православных храмов, среди которых многие знаковые в истории.

В мемуарах "Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое" Николай Варенцов изображал внешность и характер мецената малопривлекательно:

Колесников был маленького роста, очень подвижный, совершенно плешивый, с красивыми глазами, но холодными и стальными; когда приходилось говорить с ним, то чувствовалось, как он любопытным взглядом осматривал вас, с желанием найти у вас что-нибудь смешное и нехорошее.

Колесников будто бы "сковырнул", как выражался Варенцов, из директоров Товарищества Никольской мануфактуры некоего Рогожина, благодаря протекции которого сам получил должность главного бухгалтера. По мнению Варенцова Колесников отличался "узостью мысли", любил лесть, а в своей карете восседал "в высокопарном и курьезном виде".

Из всего этого видно, как Варенцов недолюбливал Колесникова, но и он вынужден был отметить его тягу к благотворительности:

Колесников был одним из душеприказчиков Морозова, оставившего значительные суммы на благотворительность. Из этой суммы было пожертвовано 50 тысяч рублей в пользу 4-й гимназии, да, кроме того, Колесникову удалось привлечь других жертвователей для этой гимназии, и он Московским учебным округом в благодарность за пожертвования был назначен почетным попечителем гимназии.

Колесников построил в Москве две знаковые церкви: в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" и иконы "Скоропослушница" - обе на Ходынском поле. В этом районе до революции располагались летние лагеря московского гарнизона с небольшой солдатской церковью-срубом. В 1902 году Колесников возвел для солдат и офицеров каменный храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница". Этот московский храм сохранился, с 1992 год в нем снова совершаются богослужения.

Современный интерьер храма в Дыдылдино
Современный интерьер храма в Дыдылдино

Второй храм - это "казачья" церковь в честь иконы "Отрада и Утешение". В 1906 году Колесников обратился к московскому генерал-губернатору с таким прошением:

Вполне признавая те необычайные усилия, какие понесли защитники Москвы в печальные декабрьские дни на пользу мирных ее жителей, и желая по мере сил отблагодарить их за понесенные труды, я уроженец тихого Дона, возымел намерение соорудить за свой собственный счет и под моим личным наблюдением храм для казаков1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка и 1-й Гренадерской графа Брюса бригады, в месте их расположения на Ходынском поле.

"Печальные декабрьские дни", о которых говорил Колесников, это нечто иное как вооруженное восстание в Москве 1905 года. Его центром была соседняя с Ходынкой Пресня, а подавляли его упомянутые казачьи формирования. Кроме того, упомянутый храм строился в память убиенного великого князя Сергея Александровича. Этот храм в Москве также сохранился.

Храмостроительство Колесникова простиралось далеко за пределы московского края. В 1911 году на средства купца был построен Константино-Михайловский храм в Вильне. Затем этот храм был передан литовскому православному братству Святого Духа. А в 1916 году Колесников передал деньги на постройку православного храма Воскресения Христова в городе Хакодате на острове Хоккайдо. Церковь строили на месте сгоревшего первого в истории православного храма в Японии, который появился еще в 1858 году при российском консульстве. Здесь начинал свое миссионерское служение тогда еще иеромонах Николай Касаткин, известный впоследствии как Николай Японский.

Иван Андреевич Колесников был уроженцем Дона, вот почему при постройке каменного храма в подмосковном Дыдылдино он настоял, чтобы церковь получила посвящение в честь Донской иконы Божией Матери. В 1900 году на праздник Донской иконы в Дыдылдино по архиерейскому чину служил епископ Можайский Парфений вместе с духовенством Лукинской и Екатерининских подмосковных монастырей. Вот как описывал местный священник Алексей Голубев это памятное торжественное богослужение и крестный ход:

Прекрасную и трогательную картину представляло из себя это внехрамовое литийное пение, когда в темноте августовской ночи, при блеске разнообразных огней и торжественной колокольном звоне медленно двигалась молитвенная процессия с архиереем во главе...

В начале XX века в Дыдылдино еще стоял ветхий деревянный храм Рождества Богородицы. В день торжества Донской иконы в 1900 году, владыка Парфений осматривал после службы и посещения приходской школы и "старую церковь". Этот храм был построен еще в конце XVII века. Зимой служить в нем было невозможно, так как, по слову священника Голубева, "всюду дует, всюду сквозит".

После строительства новой каменной церкви Колесников передал приходу список Донской иконы Божией Матери, написанный сестрами Новочеркасского женского монастыря. Благотворителем и этой обители на своей малой родине Колесников также был много лет. Храмовый Донской образ находился в иконостасе церкви в Дыдылдино до его закрытия в 1930-е годы. А деревянная старая церковь стояла в селе еще и после революции. В 1927 году были сделаны ее, видимо, последние фотографии.