Найти в Дзене
Контур Факта

Любовники Мата Хари: от офицеров до политиков.

Можно ли соблазнить целую эпоху?
Маргарета Гертруда Зелле, более известная под сценическим псевдонимом Мата Хари, умела это делать как никто другой. На танцевальных подмостках — богиня Востока. В салонах европейской элиты — загадочная соблазнительница. А за кулисами — фигура, ставшая символом женской разведки, предательства и страсти. Но кем были мужчины, окружавшие её? Что связывало её с французскими генералами, немецкими шпионами и высокопоставленными чиновниками? Заглянем в её любовный список — и прочтём в нём историю Европы начала XX века. Женщина, опередившая своё время
Родившаяся в 1876 году в Нидерландах, Маргарета рано научилась использовать свою внешность как инструмент. После неудачного брака с жестоким офицером колониальной армии и трагической смерти одного из детей, она сбежала в Париж. Там и родилась Мата Хари — "глаз дня" на малайском. Её танцы, вдохновлённые якобы индийскими ритуалами, были скорее экзотическим театром, чем подлинным искусством. Но публика была в восторге
Женщина, опередившая своё время
Женщина, опередившая своё время

Можно ли соблазнить целую эпоху?
Маргарета Гертруда Зелле, более известная под сценическим псевдонимом Мата Хари, умела это делать как никто другой. На танцевальных подмостках — богиня Востока. В салонах европейской элиты — загадочная соблазнительница. А за кулисами — фигура, ставшая символом женской разведки, предательства и страсти. Но кем были мужчины, окружавшие её? Что связывало её с французскими генералами, немецкими шпионами и высокопоставленными чиновниками? Заглянем в её любовный список — и прочтём в нём историю Европы начала XX века.

Женщина, опередившая своё время
Родившаяся в 1876 году в Нидерландах, Маргарета рано научилась использовать свою внешность как инструмент. После неудачного брака с жестоким офицером колониальной армии и трагической смерти одного из детей, она сбежала в Париж. Там и родилась Мата Хари — "глаз дня" на малайском.

Её танцы, вдохновлённые якобы индийскими ритуалами, были скорее экзотическим театром, чем подлинным искусством. Но публика была в восторге. Она выступала полуобнажённой, вуалями и драгоценностями, рассказывая о восточной мудрости и богах. Ей верили, даже зная, что многое — фикция.

Именно на этом искусстве иллюзий строились её отношения с мужчинами. У неё не было типичных романов. Были связи — стратегические, страстные, разрушительные. И каждый из её любовников вплетался в более крупную драму: Первую мировую войну.

Офицеры, полковники, генералы…
Её первым громким любовником стал русский офицер Владимир Маслов. Молодой, красивый, слепнувший после ранения, он был для неё не просто романтическим партнёром — последней привязанностью. До него были другие: французские военные, такие как капитан Арно и майор Ладу, которые не только влюблялись, но и рассказывали ей больше, чем следовало бы.

Но не все её связи были любовью. Некоторые — откровенной дипломатией. Генералы, политики, послы — Мата Хари вращалась в высоких кругах, и каждый её визит мог быть как свиданием, так и миссией. Именно это сделало её лакомым куском для разведок.

Агент H-21
Агент H-21

Агент H-21
В 1916 году Мата Хари стала объектом охоты сразу для двух разведок: немецкой и французской. Французы завербовали её в надежде использовать в качестве двойного агента. Немцы утверждали, что она уже была на их службе. Она получала деньги от обеих сторон — но кому служила на самом деле, до конца неясно.

То, что погубило её, — не столько её действия, сколько её связи. Французская контрразведка, стремившаяся к громкому процессу, использовала её как козла отпущения. Мата Хари была арестована и расстреляна в октябре 1917 года.

Свидетели говорили, что она не позволила себе ни страха, ни слёз. Перед расстрелом она послала воздушный поцелуй своим палачам.

Любовники и приговор
Любовь Маты Хари была опасна. Это была не романтическая сказка, а способ выжить, выбраться из нищеты, доказать, что женщина может влиять на ход истории. Она не убивала, не стреляла, но её называли "оружием массового соблазнения". Любовники восхищались, доверяли, страдали — а иногда невольно вели её к гибели.

Её связи стали уликами. Её чувства — политическим аргументом. Её красота — приговором.

И всё же…
Сегодня историки спорят: была ли она шпионкой или просто жертвой мужской паранойи? Но ясно одно — Мата Хари стала легендой. Женщина, ради которой сдавали секреты, сражались на дуэлях и писали депеши.

Она вошла в историю не как любовница, а как символ того, как опасной может быть женская независимость в мире, где мужчинам нужно было всё контролировать.

А вы что думаете об этом? Была ли она виновна — или просто слишком свободна для своего времени?