Найти в Дзене
Дедушка Максима

Вячеслав Полунин - караван мира собирается в дорогу (О чем писали советские газеты 4 мая).

ВЕСЬ МИР — театр!» Древняя эта формула продолжает предъявлять доказательства своей истинности: жизнь все больше напоминает нам театр, а люди вокруг — лицедеев, все чаще мы чувствуем себя в плену условностей грандиозного спектакля, сочиненного неизвестным и невидимым режиссером. В то же время как только речь и заходит о театре, все настойчивее повторяется слово «кризис», которое звучит уже почти как приговор, как предсказание неминуемой гибели. Создается впечатление, что театр как жизнь — процветает, театр же как искусство — чахнет. Где выход? Нашлись люди, посмевшие провозгласить, что выход — в разрушении границы между театром и жизнью, в их объединении и союзе, в уничтожении традиционного деления на зрителя и актера, творца и потребителя, действующего и смотрящего, в возвращении в мир архаичной стихии игры, в раскрепощении душ и сердец! Словом, в том, чтобы распахнуть двери театральных зданий, выйти на улицу и смешаться с толпой. Практика мирового театра знает сколько угодно таких экс
4 мая 1989
4 мая 1989

Театр умер? Да здравствует театр!

  • Караван мира собирается в дорогу.
-2

ВЕСЬ МИР — театр!» Древняя эта формула продолжает предъявлять доказательства своей истинности: жизнь все больше напоминает нам театр, а люди вокруг — лицедеев, все чаще мы чувствуем себя в плену условностей грандиозного спектакля, сочиненного неизвестным и невидимым режиссером. В то же время как только речь и заходит о театре, все настойчивее повторяется слово «кризис», которое звучит уже почти как приговор, как предсказание неминуемой гибели.

Создается впечатление, что театр как жизнь — процветает, театр же как искусство — чахнет. Где выход? Нашлись люди, посмевшие провозгласить, что выход — в разрушении границы между театром и жизнью, в их объединении и союзе, в уничтожении традиционного деления на зрителя и актера, творца и потребителя, действующего и смотрящего, в возвращении в мир архаичной стихии игры, в раскрепощении душ и сердец! Словом, в том, чтобы распахнуть двери театральных зданий, выйти на улицу и смешаться с толпой.

Практика мирового театра знает сколько угодно таких экспериментов, но, будучи отлученными от практики мирового театра, мы слышали о них разве что краем уха. И слава богу, что у нас появились собственные экспериментаторы — неугомонные ленинградские «Лицедеи», покорив своим трогательно-смешным и совершенным искусством десятки театральных залов страны и мира, решили покинуть их на время (а быть может, и навсегда?) и вдохнуть свежего ветра дороги. В поисках единоверцев они бросили клич по Европе,

  • «Здравствуйте, Слава! Группа Джо Битюм очень рада принять участие в Караване мира, большое спасибо за приглашение. Мы с радостью будем участвовать в совместных спектаклях с музыкой, огнями, ходулями, жонглерами, акробатами. Мы ездим со своей техникой, светом и звуком. Нам необходимы питьевая вода, электричество 220 и 380 в, туалеты. Всем привет».

Странно, что до сих пор никому не пришла в голову эта замечательная идея - провести международный фестиваль уличных театров. Ведь у нее оказалось столько союзников, как будто только и ждавших этого момента! Абсолютно все, кому художественный руководитель фестиваля Вячеслав Полунин разослал письма и телеграммы, с восторгом на них откликнулись.

В процессе долгих споров, согласований, размышлений, обсуждений идея фестиваля постепенно обретала плоть и кровь, и машина организации Каравана начала набирать обороты. И если поначалу мало кто вообще верил в возможность задуманного предприятия, то сегодня уже точно известны и маршрут, и участники, и спонсоры, и сроки.

С мая по октябрь через Москву и Ленинград, Варшаву и Прагу, Западный Берлин и Копенгаген, Базель и Лозанну, Блуа и— предположительно — Париж и Болонью прошествует Караван мира. Он будет представлять собой движущийся «город на колесах»: несколько грузовиков тащат четыре шапито, плюс 70 автомашин с прицепными жилыми домиками и различной утварью. Эта процессия, путешествуя по европейским городам и дорогам, будет останавливаться в парках и скверах, на улицах и площадях. Будет греметь музыка, артисты будут глотать огонь и шпаги, клоуны и мимы заставят зрителей умирать со смеху, акробаты покажут чудесные сальто и трюки— словом, мы вспомним детство. Быть может, не свое — ведь нам уже не пришлось поучаствовать в народных гуляньях и шумных праздниках, увидеть карнавальные шествия, — но в нас все равно живет память о тотальном детстве театра, когда малыши и взрослые, побросав свои дела и игры, сбегались на городскую площадь с радостным криком: «Цирк приехал!».

  • «Дорогой Слава! Большое спасибо за Ваше предложение. Естественно, мы говорим ДА! Театр Нуклео живейшим образом интересуется участием в Вашем Караване».

Десять знаменитых театров будут постоянными участниками Каравана, но в процессе фестиваля к нему присоединятся и другие труппы. Лучшие клоуны и клоунессы Европы, артисты самых разных эстетических пристрастий и направлений, работающие в необъятном диапазоне жанров — от классики до рока, — продемонстрируют свое искусство и покажут представления на любой вкус. Еще важно то, что они встретятся друг с другом — познакомятся, посидят у костра, поговорят... Как? Да очень просто! Поверим Вячеславу Полунину, который утверждает, что для того, чтобы разговаривать со своим коллегой из Франции или Италии, ему не нужны слова, ибо язык мимики и жестов — самый выразительный и интернациональный из всех существующих на земле языков.

  • «Дорогой Полунин Слава! Большое спасибо за ваше письмо от 9 сентября. Наша труппа будет счастлива принять участие в вашем Караване. Мы приедем на трех автомобилях. Что касается гильотины, то она у нас электрическая, и нам нужно такое место, где нет автомобильного (уличного) шума. Мы вполне можем играть под дождем. Некоторые куски спектаклей мы будем играть по-русски для их лучшего понимания. У нас есть небольшая проблема: для гильотины нам необходим боров (небольшой, весом 12 кг), девочка лет десяти, немного играющая, а также актер от вас, который будет играть милиционера в форме... Это ведь возможно? Вот так, дорогой Полунин Слава. Мы были очень рады играть у вас, потому что мы поддерживаем с вашей страной очень тесные контакты. «Унитэ». Жак Лившин».

ИНИЦИАТИВНАЯ группа по подготовке и проведению фестиваля после обсуждения многочисленных вариантов остановила свой выбор на принципе самоокупаемости мероприятия за счет реализации билетов. Этот принцип фестиваля действует не только в СССР, но и за рубежом. Таким образом, Караван не потребует государственных валютных затрат.

Спонсорами фестиваля стали Союз театральных деятелей СССР и ВПТО «Союзтеатр» (выделено стартовое финансирование, образована советская дирекция), Минавтопром СССР и его объединение «Автоэкспорт» (выделено 32 единицы транспорта в бесплатную аренду на весь период фестиваля), Всесоюзное общество «Знание» и его еженедельник «Аргументы и факты». Коллективы уличных театров западных стран создали свою ассоциацию со штаб-квартирой в Париже и приняли на себя обязательства по проведению Каравана в странах Западной Европы. Они смогли привлечь к идее фестиваля муниципалитеты некоторых городов, общественные организации и фирмы-спонсоры.

  • «Друг! Мы согласны с твоим прекрасным проектом и ждем уточнения дат. Знорко. «Комос Колей».

На пресс-конференции по поводу Каравана мира, которая состоялась во время недавних краткосрочных гастролей «Лицедеев» в Москве, Вячеслав Полунин попытался нарисовать образ фестиваля:

— Караван на несколько месяцев станет нашим домом. Семейные кибитки, кошки и собаки, козы и ослы, небо в качестве самой надежной крыши, работа вперемешку с праздником и мечтой — такой мы видим нашу процессию. Кто он, человек нашего Каравана, собирающийся в путь? Это скоморох XX зека, нагруженный не только театральным, но и интеллектуальным реквизитом, знающий Станиславского и Брехта, Кафку и Гротовского... Он философ, бродяга, сумасшедший, юрист, экономист, артист — все в одном лице. Он целостный человек, такой, каким он был в эпоху Возрождения.

Почему мы выбрали уличный театр? Потому что он не порвал со своим естеством, потому что он возвращает человеку реальность жизни, а повседневность трансформирует в вечность. Мне кажется, что нет сейчас другого театра, который бы лучше выражал дух сегодняшнего дня нашей страны и всего мира. Уличный театр делает человека свободным, он превращает зрителя в сотворца представления, дает ему возможность играть и импровизировать. И как знать, может быть, вернувшись в традиционный театр и оказавшись снова пригвожденным к креслу, он будет чувствовать себя и там раскрепощеннее, ибо уже освободится из плена штампов.

  • «Дорогие коллеги, большое спасибо за ваше письмо от 9.09.87 о Караване мира. Для нас — большая честь и удовольствие, что вы намереваетесь иметь представления здесь, в Марбурге, который в Германии и даже в Европе знаменит своими фестивалями пантомимы. Мы заинтересованы, чтобы Караван остановился в нашем городе. В это письмо мы вложили открытки с нашим романтическим городом. Искренне А. Клейн. Марбург».

В Ленинграде они хотят сыграть свадьбу на тысячу человек — 500 невест в белых платьях и 500 женихов в черных фраках пойдут по Невскому навстречу друг другу, а вокруг них будут танцевать, кружиться и дурачиться ряженые и дети. Что это будет — театр или жизнь? — ведь женихи и невесты настоящие.

Группа «Поп-механика», участвующая в Караване, репетирует Индустриальную симфонию в порту, где в роли музыкальных инструментов выступят корабли и катера. А еще она готовит спектакль со стадом коров, пятью питонами, несколькими оперными певицами, фольклорным ансамблем, балетной труппой, рок-музыкантами и другими действующими лицами,

150 актеров из разных стран по ходу Каравана сами сочинят и отрепетируют спектакль «Одиссея» и покажут его во Франции в дни празднования 200-летия Великой французской революции и взятия Бастилии.

Таких «сумасшедших» задумок в Караване великое множество. Приготовлены сюрпризы и для Москвы, откуда фестиваль начнет свое шествие. Но о них мы умолчим — на то они и сюрпризы. Скажем только, что в столице Караван мира будет с 10 мая по 1 июня. Основное место его пребывания — парк культуры имени Фрунзе, напротив ЦДСА. Что-то интересное ждет москвичей также на Арбате, ну и на площадях, улицах и в скверах возможны всякие неожиданности.

  • «Дорогой Полунин- Только два дня назад получил твое письмо. Отвечаю Сейчас кратко, потом напишу более полный ответ, когда вернусь из Германии. На твой вопрос по поводу транспорта отвечаю: у нас есть машины, в которых мы обычно путешествуем, но, может быть, на Востоке нужно что-нибудь другое, так как моя машина очень устала и останавливается чаще, чем мне бы этого хотелось. Более подробно напишу потом. Мелвилл»,

КАРАВАН мира — это то, чего никогда и нигде не было и что уже, возможно, никогда не повторится. Когда Вячеславу Полунину предложили подумать над идеей такого же фестиваля в Америке, он ответил, что повторять даже самые замечательные идеи скучно, что для Америки они придумают что-нибудь другое.

Вы говорите, гибель театра неотвратима? Да полноте! Возможно, исчезнут когда-нибудь зрители и актеры, разрушатся театральные здания с традиционной сценой и рядами кресел, отомрут театральные профессии... Но посмотрите вокруг себя — «весь мир — театр»!

-3

Ирина МАМИЧЕВА. Фото Игоря КРИТСКОГО.