Вечерами у нас не бывало скучно, и спать обычно не хотелось. Хотелось сидеть у печки, пить чай под треск дровишек, и бесконечно разговаривать. Прожив вместе с ребятами несколько дней, мне казалось, будто я сотню лет знаю бородатого хмурого добряка Дядю Колю, всегда весёлую поющую Марго, и Васю, который перестал от меня шарахаться и обрил бороду. Оказалось, что он еще тот хулиган, в положительном смысле этого слова. С ним не скучно и всегда смешно. Дядя Коля тоже не уступал по части юмора, однако его юмор был взрослым, а у Васи - шалости, от которых тем не менее в самый мороз становилось тепло.
Как-то под вечер Вася принёс из леса два весьма симпатичных пня. Он посвятил им всего себя и добрую половину ночи стругал, тёр, шлифовал и даже покрыл лаком. Так у нас появился новый кухонный гарнитур, и мы могли сидеть у печки кружком, греться и играть в карты. Иногда для вечерних посиделок мы и сами придумывали игры.
В один из вечеров было особенно холодно. Как сказал Дядя Коля, весна в этих краях сурова, зато очень резко наступает арктическое лето, и тулуп с валенками скоро уступят место шортам и сандалиям. Дядя Коля и Вася вернулись из похода промерзшие и голодные, но какие-то загадочные. Оказалось, они привезли самогон. Тут и у нас "глаз загорелся", и кастрюльки на печке стали кипеть повеселее. Мы пританцовывали и припевали, предвкушая ужин под настоянный на кедровых шишках и княженике дивный напиток.
- Я придумала! - воскликнула Марго за ужином, - Сегодня играем в "Я люблю"! Должно быть очень интересно! Правила такие: один рассказывает, что он любит, а если совпадает у кого-то, то подхватывает следующий. Только давайте не что-то очевидное, типа я люблю картошку, а эдакое личное - необычное. Все, что хотите - вещь, состояние, событие, место, но со своими подробностями!
- И что же интересного в этом? Ну вот я люблю курить трубку, все и так понятно, - скучно протянул дядя Коля.
- Вот именно! Поэтому и нужны интересные подробности. Например, я люблю, когда курю трубку, выпускать дым колечками...
- Хм...
- Я поняла, - перебила я, - Это как у Драгунского? Я люблю висеть у папы на колене как белье на заборе?
- В точку, Аня. Да!
- Тогда начинай сама, раз уж придумала.
- Ну-у... - протянула Марго и подняла глаза в потолок, - Я, например, люблю когда музыка играет, стучать пальцами в такт - не важно по чему стучать - по столу, по коленке, по Васиному плечу - что под руку попадёт. Вот! - она окинула нас взглядом, оценивая восприятие.
- Это мы в курсе! - парировал Дядя Коля,
- Ещё люблю, когда раскрошишь пенопласт на крошечки - они как шарики получаются, а потом поднесешь к ним бумагу, ткань или веточку, и они магнитятся сами! Они шевелятся, будто живые, так смешно! Сами прыгают один за другим, и держатся сами. Вот! Смешно?
- Мать честная! - серьёзно прокомментировал Дядя Коля.
- Все понятно, - вставил реплику и Вася, - Давай дальше!
- Давай Марго, нам интересно про тебя!
- А интересно, что тогда ты не любишь? - добавил Дядя Коля.
- И в это потом поиграем! - весело отвечала Марго, - Так, дальше. Ещё люблю, когда кот урчит в ночи как холодильник. Глухо, ровно, с правильными интервалами, и можно дышать в такт и заснуть...
- Это я тоже люблю! Я дома с котом сплю и слушаю ему в живот! - радостно проговорил Вася и перехватил эстафету.
- Так-так, Вася! Приоткрой нам свои тайны, ты у нас самый загадочный! - с улыбкой предвкушала Марго.
- Я люблю, когда замерзшее сливочное масло тонко режешь, а оно колечками сворачивается, например.
- Вась! Ну давай что-нибудь попоэтичнее, не про продукты хотя бы, - уныло протянул дядя Коля, - Вон у Марго - прямо романтика! Шарики там какие-то магнитятся...
- Пусть! Про все интересно, - вставила Марго и внимательно уставилась на Васю, - Давай дальше!
- Особо люблю, когда меня кто-то комментирует! - шутливо нахмурился Вася, - Да, дядь Коль? Марго, скажи, как там в твоих правилах? Один говорит, а другой не лезет и не тычет своей вилкой в мое блюдо, как некоторые, да?
- Наоборот комментировать и лезть в чужое блюдо можно! Это тоже часть игры! Даже интереснее, чем сама игра, - и рассмеялась.
Вася деланно обиделся:
- Это ты только что придумала?
- Да! - вымолвила Марго, заливаясь смехом.
- Ну, держитесь тогда! Люблю, когда золу из печки вычищаю, дунуть, чтоб она кружилась как снежок, а потом осела на лицо! А я весь такой домовитый, вытер пот со лба рукавом и остались чёрные полосы - уработался парень!
Все покатились со смеху.
- А я думаю, на кой ляд Вася головой в печку лез? Трубу почистил что ли? Ай молодец!
- Смейтесь, смейтесь! Ещё люблю, когда Луна полная и кратеры видно. Так поэтично, Дядь Коль?
- Пойдёт!
- Ну, Слава Богу! Так вот, рисунок Луны получается, как будто лицо несчастное! Мне кажется я один его вижу!
- Я тоже вижу, когда Луна несчастная! Вообще про Луну очень люблю!
- Аня, твой ход! - скомандовала Марго.
- Ну, вот, про Луну. Я люблю, когда она большая и только вышла на небо. И она еще где-то у горизонта, огромная и оранжевая, похожая на апельсин!
- Аня, это точно Луна? С Солнцем не путаешь, случайно?
- Нет! Луна! Как апельсин, такая - огненная! И я люблю смотреть, пока она такая. А потом она поднимается выше и становится белая и маленькая, обычная, в общем. И тогда уже неинтересно...
- Дальше!
- Ещё люблю придумывать стишки про всех по типу "Коротышка был голодный, проглотил утюг холодный"!
- Да ну? А про меня? - поднял брови дядя Коля и с интересом уставился на меня.
- Пожалуйста! С бородою экстра-класса ты похож на Карла Маркса!
Дружный хохот.
- А я? - спросил Вася.
- Ну а Вася с бородой - Дед Мороз, но молодой!
- Ещё!
- Шапка новая на Коле как кастрюля на заборе!
- Че, правда? - общий хохот, изумленные глаза дяди Коли.
- Ну а Васина пилотка выглядит как сковородка!
Марго звонко залилась смехом, Вася взялся за живот и стек с пенька, как сбежавшее тесто.
- А про нас на снегоходе?
- Легко! Ехал Вася в драндулете, наступил на хвост медведю!
Все опять покатились со смеху, в том числе и я сама.
- А про Марго, наверное, будет - пела песенку Марго, спали все под Сулико! - на ходу сгенерировал Дядя Коля с абсолютно невозмутимым видом. Он всегда все смешное говорил на полном серьёзе. У него был очень хороший юмор, но он предпочитал смешить других, а сам при этом делал суровое лицо, от чего становилось ещё смешнее. Стишок у Дяди Коли получился натуральным. Все знали, как Марго любит музыку. Иногда она просто мычала известную мелодию, но чаще пела что-нибудь и далеко не всегда на русском. В общем, музыкальный фон она нам обеспечивала - радио не надо!
- Завтра Васин драндулет выдаст нам кордебалет! - не унимался дядя Коля.
- А ведь это еще одна игра, - сказала я сквозь смех, - Можно так, а можно ещё, например, под ритм басен Крылова!
- А ну-ка?
- Смотри на год издания на карте, пока еще находишься на старте! - начала я для примера про свою вылазку к реке, ориентируясь по карте двадцатилетней давности.
- И не пришлось искать бы нашу Аню на льдине в ледовитом океане! - подхватил рифму дядя Коля. Мы уже не смеялись, а выли, жмуря глаза от слез.
- А самогон-то забористый! - опять серьезно выдал Дядя Коля, и мы новой волной полегли со смеху.
- Дядь Коль, давай ты теперь, переход хода, - утирая слезы сказала Марго.
- Ну что ж! Я - так я! Я люблю чистить ботинки и как пахнет гуталин. Что, никто не любит? Ладно. Ещё люблю, чтобы, когда спишь, радио разговаривало и говорило, что сейчас один час по полуночи. А я такой сплю и думаю - ух ты ж! Ещё спать и спать! Вот. Что ещё? Люблю, когда на улице темно, а в окошках свет горит. Я люблю смотреть на жёлтые квадратики и ничего не видеть вокруг. Вот так. Ну что, нет совпадений? Тогда опять я?
Все молчали. Смех улегся, атмосфера стала убаюкивающей и таинственной. Никому не хотелось прерывать Дяди Колины "люблю". Марго кивнула ему.
- Что ещё... Люблю искать что-нибудь в лесу или на равнине. Идёшь, сам не знаешь куда, ищешь по приметам, смотришь на солнце, на камни, на мох... Вокруг тишина, мир такой чистый... Нет никого и ничего, только ты и природа. И не страшно ни заблудиться, ни потеряться, ты вливаешься в эту массу природы, становишься ее частью, и твоё чутье подсказывает, куда надо идти... Надо только поймать этот миг, почувствовать его. Нет ничего постороннего, только ваше с природой общее сознание, оно ведёт тебя и приводит туда, куда нужно. И ты нашёл все, что искал, но выходить не хочется! Ты не можешь просто взять и выйти из этого чуда... Хочется остаться жить тут, в этом состоянии. Это трудно объяснить словами. Это чувства, ощущения, которых нет в мирской жизни. Это такой транс. И это не что-то потустороннее, наоборот - жизнь в миру кажется потусторонней. А то, что происходит с тобой в такой момент - и есть настоящая живая жизнь!
Мы слушали Дядю Колю как завороженные. Наверное, каждый из нас (я - точно!) чувствовал себя среди дремучего леса, покрытого тайной великой и могучей природной силы, которая наделяла душой все вокруг - камни, почву, болото и лес, и небо над ним, и самого тебя.
- Что за тишина? Притихли... Я вам тут не экстрасенс, чтобы в гипноз погружаться, я так работаю. Не только наука помогает геологам, правда, Вась? - Мы оглянулись на Васю. В отличие от нас, сидевших на пеньках, он уютно устроился в своём любимом деревянном кресле, застеленном шкурой, и спал.
- А ты говоришь, не гипноз! - шепотом сказала Марго.