Самыми выдающимися подвигами в годы войны с фашистами считались те, где требовалось самопожертвование. В том числе воздушные тараны, которые наши летчики стали массово совершать с первых часов ВОВ. Это заставило руководство вермахта опубликовать Директиву, запрещавшую пилотам люфтваффе сближаться с русскими самолетами на опасную дистанцию. Но количество воздушных таранов не уменьшилось, а советские асы продолжали жертвовать своими жизнями, чтобы уничтожить врага. Всего в годы ВОВ было совершено 638 воздушных таранов, 36 пилотов сделали это два раза и более. Рекордсменом является Борис Ковзан, совершивший четыре раза просто немыслимый подвиг. При этом он каким-то чудом сумел выжить. Сам Сталин восхищался его успехом и убеждал после очередного тарана больше не идти на фронт.
К началу войны Борис Ковзан летал на допотопном полутораплане И-15 бис, который морально устарел лет на 10 к моменту своего создания. Тем не менее 24 июня, на третий день ВОВ Ковзан сбил на нём бомбардировщик "Дорнье-215".
Первый таран
Бои шли под Москвой. К тому времени наш герой сменил самолет и переучился на Як-1. 29 октября Борис вылетел на разведку. На обратном пути его атаковал двухмоторный истребитель Ме-110. Завязался бой. И хоть по летным характеристикам Як-1 превосходил тяжелый и неуклюжий "мессер", опыта тогда еще мл. лейтенанту не хватало. Зайти в хвост и расстрелять врага мешал стрелок-радист. Вот, наконец, стрелок уничтожен, осталось нажать на гашетку и победа! Но тут закончились патроны.Тогда смелый летчик пошёл на таран: он подлетел к "немцу" и ювелирно срезал ему винтом хвостовое оперение. "Мессер" рухнул на землю, но и Як-1 начал терять высоту. Борис посадил истребитель на поле возле деревни Титово под Зарайском. Винт восстановил местный кузнец, а начальник НКВД Зарайска выдал справку, что мл. лейтенант Ковзан таранил немецкий истребитель. Когда парень на следующий день прилетел в полк на своём Як-1, то произвел фурор. Его уже все похоронили, а он, оказывается, подвиг совершил!
Удар винтом
21 февраля 1942 г. в районе Торжка "Юнкерсы" атаковали колонну наших войск, которую прикрывали "Яки". Закрутилась карусель. Борис погнался за бомбардировщиком, что пытался ускользнуть. Они сцепились. И снова у истребителя закончились патроны, тогда он сзади подлетел к фюзеляжу "Ю-88" и ударил по нему винтом, пытаясь перебить рули высоты. Удар был такой силы, что Борис на мгновение потерял сознание. А когда очнулся, то оказалось, что винт застрял в фюзеляже. Чудом удалось выпутаться. "Юнкерс" рухнул на лес. За этот подвиг Ковзан получил орден Ленина.
Удар крылом
9 июля восемь истребителей полка сопровождали бомбардировщики Пе-2 и вдруг их атаковали "мессеры". Два из них накинулись на самолет ст. лейтенанта Манова – ведущего Бориса. Ковзану ничего не оставалось, как ринуться наперерез, открыв заградительный огонь. Немцы переключились на него и повредили машину, пробив мотор. Упало давление. Самолет едва держался в воздухе, но пилот смог ударить "фашиста" крылом по крылу. Ме-109 загорелся и рухнул, а Борис спланировал на поле, совершив посадку на "живот". Ковзана представили к звезде Героя, но бюрократы наверху сочли, что ему за три тарана и ордена Красного Знамени хватит.
Лобовой таран
13 августа 1942 г. самолет героя статьи был подбит недалеко от Старой Руссы. Самого его тяжело ранило в голову. Ковзан попытался выпрыгнуть с парашютом. Он отстегнул ремни и открыл фонарь кабины, но не смог, так как силы были на исходе. Тогда он решил подороже отдать свою жизнь и направил истребитель на "мессер", знаками предложив немецкому летчику лобовую атаку. И тот, к удивлению, не струсил.
Машины на огромной скорости столкнулись, Бориса вышвырнуло из кабины и он, потеряв сознание, начал падать с высоты 6 км. Когда до земли оставалось метров двести, он на мгновение пришел в себя и дернул кольцо парашюта. Спасло Ковзана то, что его Як-1 рухнул в болото. В итоге он сломал ногу, руку и ребра. Вытащили его из воды местные жители, что наблюдали за боем с земли и доставили к партизанам. Оттуда героя на самолете переправили в Москву.
Герой повествования чудом выбрался из объятий смерти. И тут Ковзан совершил новый подвиг – добился, чтобы ему разрешили воевать, хоть это оказалось непросто. 24 августа 1943 г. Борису Ивановичу присвоили звание Героя СССР.
После награждения он был приглашен на беседу к Сталину и между ними произошел такой диалог:
— Думаю, вы уже достаточно повоевали, — сказал Сталин. — А вот подучиться бы не мешало, скажем, в академии.
— Я не потяну, товарищ Сталин, — честно признался Ковзан.
— А вы дайте мне слово, что будете учиться!
— Обещаю, товарищ Сталин.
— А как у вас дома дела?
— Только вот родился сын.
— Поздравляю! Стране нужны люди.
Борис стал летчиком-инструктором, но продолжал участвовать в боях и сбивать вражеские самолеты.
Войну ас закончил в должности заместителя командира 144-го полка. После победы окончил академию. Летал на реактивных МиГ-15. В 1958 г. подполковник Ковзан ушел в отставку. В годы ВОВ он совершил 360 боевых вылетов и провел 127 боев, в ходе которых сбил 28 крылатых машин противника.
Продолжение: