Исторически идея не нова. Ещё в античности философы спорили: есть ли у нас врождённые идеи или разум — продукт опыта. Но особенно популярной эта концепция стала благодаря Джону Локку, который в XVII веке провозгласил: «Не существует врождённых принципов». По его мнению, человек — результат воспитания, окружения и чувственных впечатлений. Это было мощным философским вызовом догмам эпохи, где божественное предопределение часто объясняло судьбу личности. Однако современная наука добавляет нюансы. Нейробиология показывает, что мозг ребёнка — не абсолютно «пустая доска». Мы приходим в мир с генетическими склонностями, инстинктами, даже предрасположенностью к определённым эмоциям. Например, младенцы рождаются с умением различать лица или реагировать на звуки человеческой речи. Получается, формат «листа» уже задан, пусть и не заполнен. Тем не менее, гипотеза tabula rasa остаётся актуальной в вопросах воспитания и образования. Если допустить, что среда играет ключевую роль, тогда ответственнос