В рамках учебного курса "история и философия науки" мы подробно разбирали как развитие науки в целом, так и эволюцию наших представлений "о геологической реальности". Мне стало интересно, а насколько точно то, что мы принимаем за истину, отражает реальность. Правда ли что геология это молодая наука, появившаяся лишь в 17м веке?
Что такое геология? Геология - комплекс наук, исследующих состав, строение, происхождение и историю развития Земной Коры и Земли в целом. По Ф. Энгельсу геология идёт в иерархии наук сразу после химии, разделяя единую нишу с биологией - науках о живых организмах, занимая вершину пирамиды точных и естественных наук.
Традиционно, всю историю человечества принято разделять на "научный" и "донаучный" этапы. Научный этап начался только в шестнадцатом веке, когда в основу научного знания лёг эксперимент, как инструмент для проверки эмпирических данных. Историю геологии же (как науки), чаще всего начинают отсчитывать только с семнадцатого века, когда началась систематизация геологических знаний и подходов. Поэтому, имеет смысл рассматривать эти два блока отдельно друг от друга.
Зарождение геологии?
Можно сколько угодно рассуждать о применении древними Египтянами или Римлянами различного строительного камня, выплавку металлов и сплавов, добычу золота и т.п. Здесь важно понять, что большая часть добычи полезных ископаемых носила хаотический, бессистемный характер (что и используется как главный аргумент того, что геологии как науки не существовало). Однако, всё таки, нельзя утверждать, что до XVI-XVII веков геология вовсе не существовала. С глубокой древности люди озадачивались вопросом о небесных телах и о месте нашей Земли в этом бесконечном пространстве - космосе. Именно с попытки решить вопрос - что такое Земля, какая у неё форма, размеры, каково её место среди других тел, как я считаю, началась история геологии.
- Земля - плоский диск
Поначалу, и даже очень продолжительное время, люди считали, что земля представляет собой плоский диск. Представления о форме Земли как о плоскости присутствовали в мифологии многих культур: древних египтян, вавилонян, на ранних этапах развития древнего Китая и древней Индии. Так, например, в индуизме рассматривается как гигантский диск, окружённый солёным океаном. В центре расположена гора Меру - вершина мира, а все материки являются её склонами. В буддизме, частично перенявшем индуистскую концепцию мира, океан ограничен кольцом непроходимых гор, благодаря чему вода не стекает с плоской Земли в пустоту.
- Земля - шар в центре вселенной
По мере становления цивилизации, развития общества и науки, концепция плоской Земли стала вызывать всё больше вопросов. Считается, что идея о шарообразной форме Земли зародилась в Древней Греции в VI веке до н.э. - сперва эту идею выдвинул Пифагор, а позднее убедительно доказал Аристотель.
Вот некоторые из его доводов:
- Чем дальше вы идёте на север, тем выше Полярная звезда. На юге видны звёзды, которые не видны на севере;
- Созвездия зодиака на экваторе находятся высоко;
- Тень от Земли, падающая на Луну во время лунного затмения, всегда круглая.
Аргументы Аристотеля были широко приняты общественностью в Древней Греции. Позднее, на основе наблюдений Аристотеля, Клавдий Птолемей разработал целую систему Мира, взяв за основу шарообразность Земли и поместив её в центр Вселенной.
- Земля - шар, но в центре вселенной - Солнце
Постепенно, ещё в Древней Греции, начали появляться умы, которые решили продвинуться ещё дальше. В III веке до н.э. Аристарх Самосский, рассчитав что Солнце намного крупнее Земли, выдвинул идею о том что именно Солнце должно занимать центр Вселенной. Так как логично, чтобы меньшие тела двигались вокруг больших. Эллейская школа не поддержала идею Аристарха. Среди его последователей известен только вавилонянин Селевк. Однако, то что идея Аристарха Самосского вышла за пределы Греции - для того времени, было серьёзным успехом.
На закате расцвета Древней Греции гелиоцентризм был практически забыт. Эти идеи всплывали и звучали одинокими голосами в позднем Средневековье и Эпохе Возрождения, но начало расцвета теории гелиоцентризма приходится на XVI век - после выхода в свет работ польского астронома, Николая Коперника.
Коперник полагал, что Земля совершает три вида движений:
- Вращение вокруг оси с периодом в одни сутки;
- Движение вокруг Солнца с периодом в год;
- Так называемое деклинационное движение с периодом также примерно в один год, приводящее к тому, что ось Земли перемещается приближённо параллельно самой себе.
Разумеется, теория Коперника (сторону которого приняли такие выдающиеся умы как Кеплер, Галлилей и др.) не была принята с распростёртыми объятиями. Вокруг неё более ста лет не утихали споры, так как геоцентрическая модель прочно засела в умах людей.
Периодически, со стороны сторонников геоцентрической модели, которая отрицает движение Земли, поступали крайне любопытные аргументы:
- Вращаясь, Земля испытывала бы колоссальные центробежные силы, которые неминуемо разорвали бы её на части.
- Если бы Земля вращалась, все находящиеся на её поверхности лёгкие предметы разлетелись бы во все стороны Космоса.
- Если бы Земля вращалась, любой брошенный предмет отклонялся бы в сторону запада, а облака плыли бы, вместе с Солнцем, с востока на запад.
- Небесные тела движутся, потому что они состоят из невесомой тонкой материи, но какая сила может заставить двигаться огромную тяжёлую Землю?
Забавно, что ярых противников движения Земли, из-за того что она якобы тяжёлая, ни капельки не смущало движение ещё более тяжёлого Солнца.
Говоря о развитии гелиоцентрической модели важно уточнить, что в спорах с геоцентристами, гелиоцентристы находились отнюдь не в равных условиях, поскольку на стороне первых был такой авторитет, как Церковь.
Однако после того, как Исаак Ньютон в 1687 году математически вывел законы Кеплера, все споры о системе мира, не утихавшие в течение полутора столетий, утратили смысл. Солнце прочно заняло центр планетной системы, оказавшись одной из множества звёзд в нашей Вселенной.
Таким образом, хоть традиционно, историю геологии как науки отсчитывают только с XVIII века, я считаю, что Наука о Земле сформировалась тогда, когда люди начали создавать модели образования нашей планеты и пытаться понять её место в бесконечном космическом пространстве.