Найти в Дзене
Армия и вооружение

Бронемонстры Третьего Рейха: От VK 70.01 до Panzer VII Löwe и Monster

Из-за проблем на Восточном фронте и ограниченных ресурсов немецкое командование в 1941–1943 годах запустило целый спектр проектов сверхтяжёлых боевых машин, пытаясь создать непробиваемую «бронированную крепость» на гусеницах. Однако ни один из проектов — от Panzer VII Löwe до гигантов Ratte и Monster — так и не перешёл в серийное производство, остановившись на стадии чертежей или единичных прототипов. Большие размеры и топливная ненадёжность, сложности с железнодорожной и дорожной логистикой вместе с меняющимися приоритетами рейха сделали все эти «титаны брони» символом как инженерного дерзания, так и стратегических просчётов. Panzerkampfwagen VII Löwe (проект VK 70.01) разрабатывался компанией Krupp с ноября 1941 по июль 1942 года и должен был весить от 70 до 90 тонн в зависимости от конфигурации брони и вооружения.
Изначально проект предусматривал прототипы двух весовых категорий — «лёгкую» версию (~70 т) с 100 мм лобовой брони и 8,8-см орудием, а также «тяжёлую» (~90 т) с 120 мм ло
Оглавление

Из-за проблем на Восточном фронте и ограниченных ресурсов немецкое командование в 1941–1943 годах запустило целый спектр проектов сверхтяжёлых боевых машин, пытаясь создать непробиваемую «бронированную крепость» на гусеницах. Однако ни один из проектов — от Panzer VII Löwe до гигантов Ratte и Monster — так и не перешёл в серийное производство, остановившись на стадии чертежей или единичных прототипов. Большие размеры и топливная ненадёжность, сложности с железнодорожной и дорожной логистикой вместе с меняющимися приоритетами рейха сделали все эти «титаны брони» символом как инженерного дерзания, так и стратегических просчётов.

Panzer VII Löwe (VK 70.01): первая попытка сверхтяжёлого танка

Panzerkampfwagen VII Löwe (проект VK 70.01) разрабатывался компанией Krupp с ноября 1941 по июль 1942 года и должен был весить от 70 до 90 тонн в зависимости от конфигурации брони и вооружения.

Изначально проект предусматривал прототипы двух весовых категорий — «лёгкую» версию (~70 т) с 100 мм лобовой брони и 8,8-см орудием, а также «тяжёлую» (~90 т) с 120 мм лобовой защиты и 10,5-см пушкой L/70.

Для привода рассматривались дизель-электрическая установка Porsche, дизельные моторы Maybach и «морской» двигатель Daimler-Benz MB507 мощностью до 2400 об/мин, что должно было обеспечить скорость до 30 км/ч.

В январе 1942 года лично Гитлер настоял на вооружении крупнокалиберной 150-мм пушкой и одобрил два варианта башен для испытаний — под 105 и 150 мм стволы.

Тем не менее, уже в марте 1942-го проект был свёрнут в пользу более амбициозных идей, прежде всего Panzer VIII Maus, и официально отменён 7 июня 1942 года. Работы над башней Löwe затем были переориентированы на новую супер-тяжёлую машину — Maus.

Panzer VIII Maus и Panzerkampfwagen E-100: гиганты на грани техники

Panzer VIII Maus

Контракт на Maus (VK 100.01) фирма Porsche получила в марте 1942 года; машина массой 188 т стала самым тяжёлым полностью закрытым броневиком в истории. Всего было заказано пять машин, но к 1945 году завершили лишь два корпуса и одну башню с 128 мм пушкой KwK 44 L/55 и коаксиальным 75 мм орудием.

-2

Испытания показали, что Maus мог преодолевать лишь короткие дистанции — запас хода по шоссе не превышал 160 км, а мосты и узкие дороги делали его практически неподвижным. К апрелю 1945 года оба прототипа были брошены в Куммерсдорфе и позже захвачены Красной армией, при этом для демонстрации создали гибрид из корпуса первого и башни второго прототипа.

Panzerkampfwagen E-100

Серия Entwicklung (E) включала Panzerkampfwagen E-100 (Gerät 383) — самый тяжёлый танк серии, массой около 140 т, разрабатывавшийся с июня 1943 года фирмой Henschel.

-3

По чертежам марта 1944-го предполагалось два варианта: с 700-сильным двигателем Maybach HL230 (макс. скорость 23 км/ч) и с суперзоряжаемым HL232 на 1200 л. с. (до 40 км/ч).

Единственный прототипный шасси был обнаружен американцами в апреле 1945 года, доставлен в Великобританию на оценочные испытания и в дальнейшем утилизирован.

Гипергиганты: Landkreuzer P.1000 Ratte и P.1500 Monster

Landkreuzer P.1000 Ratte

Концепция Ratte, предложенная в июне 1942 года инженером Эдуардом Гроте, предусматривала 1000 т боевой массы, длину 35 м и бронирование до 360 мм. Вооружение включало две 280 мм корабельные пушки C/34 и восемь 20 мм Flak 38 по периметру, а также 128 мм противотанковое орудие.

-4

Двигательная установка должна была состоять из восьми судовых дизелей Daimler-Benz общей мощностью до 17000 л. с., что теоретически обеспечивало скорость до 40 км/ч. Из-за экстремальных требований к стали и логистике проект был закрыт Альбертом Шпеером в начале 1943 года.

Landkreuzer P.1500 Monster

Monster (P.1500) задумывался как самоходная установка для 800-мм тяжёлого орудия «Шверер Густава» (Dora), весившего до 1500 т и имевшего экипаж свыше 100 человек. Единственный вариант предполагал установку одного 800-мм орудия без вращающейся башни, а в качестве силовой установки — четыре судовых мотора MB 501 общей мощностью около 8000 л. с.

-5

Из-за проблем с мостами, дорогами и недоступностью железнодорожных путей проект был объявлен несостоятельным и прекращён в 1943 году.

Эти проекты, несмотря на впечатляющие спецификации и технические решения, так и остались на бумаге или в единичных грудах металла, став памятником инженерной смелости и стратегических просчётов Третьего рейха.