Найти в Дзене
Антон Наумкин

61-й сентай - баллада о бомбере по японски (часть 1-я). Халхин-Гол

61-й сентай был сформирован 31 августа 1938 года в центральной части Манчжурии на аэродроме Цицикар на базе 2-го авиационного батальона 10-го авиационного полка и имел на вооружении 24 устаревших бомбардировщика Тип 93 Ki-1. Почти сразу началось перевооружение на новые бомбардировщики Ki-21, завершенное к концу весны 1939 года. Тем временем в мае 1939 года на восточной границе Монголии началась необъявленная война известная у нас как бои на Халхин-Голе, у японцев как Номонханский инцидент. Бои в воздухе начались не позднее 21 мая и складывались они первоначально совсем не в нашу пользу. Для наращивания усилий 30 мая 1939 года 12 Ki-21 61-го сентай перелетели из Цицикара на аэродром Хайлар, в примерно 150 км северо-восточнее зоны боевых действий. Интересно, что переброска подразделения полка была вскрыта советской разведкой (в данном случае по линии НКВД) очень быстро. Выписка из "Отношение наркома внутренних дел СССР Л.П. Берия К.Е. Ворошилову о сосредоточении крупных воздушных и назем

61-й сентай был сформирован 31 августа 1938 года в центральной части Манчжурии на аэродроме Цицикар на базе 2-го авиационного батальона 10-го авиационного полка и имел на вооружении 24 устаревших бомбардировщика Тип 93 Ki-1. Почти сразу началось перевооружение на новые бомбардировщики Ki-21, завершенное к концу весны 1939 года.

Юнкерс К.37 на аэродроме Цицикар в 1932 году. На базе этого самолета фирмой Мицубиси с 1933 года было развернуто серийное производство бомбардировщиков Ki-1.
Юнкерс К.37 на аэродроме Цицикар в 1932 году. На базе этого самолета фирмой Мицубиси с 1933 года было развернуто серийное производство бомбардировщиков Ki-1.
Бомбардировщик Ki-1.
Бомбардировщик Ki-1.

Тем временем в мае 1939 года на восточной границе Монголии началась необъявленная война известная у нас как бои на Халхин-Голе, у японцев как Номонханский инцидент. Бои в воздухе начались не позднее 21 мая и складывались они первоначально совсем не в нашу пользу. Для наращивания усилий 30 мая 1939 года 12 Ki-21 61-го сентай перелетели из Цицикара на аэродром Хайлар, в примерно 150 км северо-восточнее зоны боевых действий. Интересно, что переброска подразделения полка была вскрыта советской разведкой (в данном случае по линии НКВД) очень быстро. Выписка из "Отношение наркома внутренних дел СССР Л.П. Берия К.Е. Ворошилову о сосредоточении крупных воздушных и наземных японских сил у восточной границы МНР. 30 мая 1939 г.":

По донесению из Харбина, в район Хайлар-Наманхан вылетели 6 эскадрилий И-97 в составе 96 самолетов и отряд бомбардировщиков «97» в составе 10 самолетов.

31 мая самолеты полка впервые приняли участие в бою нанеся несколько ударов по предполагаемым районам размещения наших войск у берегов реки Халхин-Гол. Действия 61-го сентай отражены в "Донесении Г.К. Жукова Б.М. Шапошникову о боевых действиях в течение 31 мая и занятии частями 57-го Особого корпуса обороны на западном берегу р. Халхин-Гол":

Противник течение 31.5 произвел 10 бомбометаний, частично применяя 50-килограммовые бомбы. Действия СБ прикрывают 12-18 истребителей И-96. СБ применяются группами от 6 до 13 самолетов. Результаты бомбежки ничтожны, высота 1000-2000 метров.

Как СБ очевидно определены Ki-21, истребителями И-96 названы Ki-27. Настоящих названий этих самолетов наши специалисты еще не знали.

Морской бомбардировщик G3M тип 96 - единственный японский бомбардировщик современного типа имевшийся в справочнике Воениздата 1938 года "Силуэты японских самолетов". Как следствие наши летчики первое время определали Ki-21 как "СБ-96" или просто "СБ".
Морской бомбардировщик G3M тип 96 - единственный японский бомбардировщик современного типа имевшийся в справочнике Воениздата 1938 года "Силуэты японских самолетов". Как следствие наши летчики первое время определали Ki-21 как "СБ-96" или просто "СБ".

С этого дня бои затихли - наше командование проводило перегруппировку и наращивало силы. А вот японское командование посчитало, что задача почти выполнена и часть сил начало убывать в пункты постоянной дислокации. В том числе, 12 июня обратно в Хайлар убыли и самолеты 61-го сентай. Советская авиация, получив подкрепления и качественное усиление из группы асов во главе с комкором Я.В.Смушкевичем, с 17 июня начала нанесение ударов по японским объектам и войскам в районе конфликта. Японское командование срочно возвратило авиационные подразделения в Хайлар. 25 июня вернулись и 12 бомбардировщиков 61-го сентай.

Бомбардировщики Ki-21 61-го сентай на аэродроме Хайлар. Раннее утро одного из дней 1939 года.
Бомбардировщики Ki-21 61-го сентай на аэродроме Хайлар. Раннее утро одного из дней 1939 года.

27 июня 1939 года для достижения господства в воздухе с целью обеспечения готовящегося наступления командование Квантунской армии нанесло массированный удар по аэродромам базирования нашей авиации. Ранним утром 104 японских самолета, в том числе 9 Ki-21 61-го сентай, взлетели с аэродрома Хайлар для нанесения удара по советским аэродромам в районе Тамсаг-Булак, в том числе 9 (в некоторых источниках говориться даже о 12) Ki-21 61-го сентай и 12 BR.20 12-го сентай. Сразу после взлета на самолете командира 61-го сентай полковника Миками Ёсидзо один из моторов начал работать с перебоями, а уже над нашей территорией и вовсе отказал.

Миками Ёсидзо (1892-1972) командовал 61-м сентай с 10 декабря 1938 года по 9 марта 1940 года. Закончил войну в звании генерал-лейтенанта на должности командира 4-й авиационной дивизии.
Миками Ёсидзо (1892-1972) командовал 61-м сентай с 10 декабря 1938 года по 9 марта 1940 года. Закончил войну в звании генерал-лейтенанта на должности командира 4-й авиационной дивизии.

Полет с бомбовой нагрузкой и тем более управление полком на самолете с одним мотором была крайне затруднена и командир 1-й эскадрильи капитан Уно принял командование. Тем не менее Миками продолжил полет в направлении советских аэродромов. Около 06.00 с высоты 4000 метров Ki-21 61-го сентай сбросили бомбы по аэродрому Тамсаг-Булак, первыми из японских самолетов нанеся удар. Эффективность была не велика - потерь не было совсем, только появилось несколько воронок на взлетном полк. Но Ki-21 хотя-бы не успели перехватить наши истребители, а вот начавшим сброс через несколько минут BR.20 уже пришлось отбиваться огнем стрелков.

Фиат BR.20 12-го сентай. Июнь 1939 года.
Фиат BR.20 12-го сентай. Июнь 1939 года.

Полковник Миками также сбросил бомбы и лег на обратный курс, но тут на его самолете отказал и второй мотор - пришлось садиться на вынужденную посадку на нашей территории. К севшему в ровной степи японскому бомбардировщику устремились наши бойцы (по воспоминаниям японцев даже на танках) и самураи стали готовиться к смерти. Но лейтенант Саваири Хидео смог приземлиться рядом, забрать командира и экипаж, и взлететь. Бомбардировщик успели поджечь.

Ki-21 2-го чутай 61-го сентай.
Ki-21 2-го чутай 61-го сентай.

Во второй половине дня бомбардировщики 61-й сентай приняли участие в ударе по аэродрому Баин-Тумен. Бомбы опять легли не точно, на земле погиб один человек и 19 было ранено. Зато в этом вылете отказал двигатель у бомбардировщика капитана Курихара, и ему пришлось возвращаться в Хайлар. Уже над своей территорией его по ошибке атаковал Ki-27, но капитану далось укрыться в облаке, обманув своего преследователя.

Бои этого дня стали самыми сложными для советской авиации в ходе конфликта. Наши потери составили 22 самолета (И-16 - 13, И-15бис - 9), погибло 11 человек с заявкой на 5 побед. Все наши самолеты были сбиты в воздушных боях. При этом японцы заявили о 49 уничтоженных на земле советских самолетах и до 100 сбитых в воздухе! С японской стороны было потеряно шесть самолетов (Ki-27 - 3, Ki-15 - 1, Ki-30 - 1, Ki-21 - 1), погибло 7 летчиков.

Выписка из "Донесения Я.В. Смушкевича К.Е. Ворошилову о результатах налета японской авиации на советско-монгольские аэродромы":

Сегодня 27 июня на рассвете, начиная с 4 часов, противник произвел налет
на аэроузел Тамцак, где расположен 22-й полк, аэроузел Баин-Бурдд-Нур, где
расположен 70-й полк, и аэроузел Баин-Тумен.
Участвовало самолетов противника: на Тамцак - 70 истребителей и 28 бомбардировщиков, на аэроузел 70-го полка 80 истребителей, на Баин-Тумен - 31 бомбардировщик (из них 14 четырехмоторных) и 20 истребителей.
От бомбометания мы потерь не имели. Очень тяжелые потери мы понесли
от истребителей противника.

14 четырехмоторных бомбардировщиков?!? Что должен был подумать Ворошилов про четырехмоторные бомбардировщики? Либо шифровальщик ошибся при приеме/передаче, либо у кого-то двоилось в глазах. Между прочим ни в справочнике ГРУ 1938 года "Самолеты воздушного флота Японии", ни в справочнике Воениздата 1938 года "Силуэты японских самолетов" четырехмоторных машин в Японии не числится.

На некоторое время интенсивность боевых действий снизилась. Действия авиации ограничила испортившаяся погода, а на земле стороны перегруппировывались и сосредотачивались. И вот в ночь с 2 на 3 июня 1939 года главные силы 23-й пехотной дивизии неожиданно переправились на западный берег реки Халхин-Гол и начали наступление вдоль реки с задачей нанести поражение нашим резервам и отрезать плацдарм на восточном, спорном берегу реки.

Японская пехота переходит через реку Халхин-Гол по понтонному мосту 3 июля 1939 года.
Японская пехота переходит через реку Халхин-Гол по понтонному мосту 3 июля 1939 года.

Японская авиация оказывала максимально возможную поддержку своим наступающим войскам. В том числе 3 июля 1939 года самолеты 61-го сентай нанесли удар по нашим войскам и переправам на восточный берег. Для достижения большей точности бомбометание проводилась с относительно небольшой высоты - около 1000 метров. Огнем зениток, прикрывавших переправу, был сбит Ki-21 лейтенанта Саваири Хидэо. Машина развалилась в воздухе, обломки рухнули на нашей территории. Весь экипаж из четырех человек погиб. К концу этого дня японские войска понесли поражение на западном берегу Халхин-Гол и были вынуждены с чувствительными потерями отступить.

Обломки сбитого на Халхин-Голе Ki-21 61-го сентай. Наиболее вероятно это сбитый 3 июля 1939 года зенитками самолет лейтенанта Саваири Хидэо (Автор фотографии Самарий Гурарий).
Обломки сбитого на Халхин-Голе Ki-21 61-го сентай. Наиболее вероятно это сбитый 3 июля 1939 года зенитками самолет лейтенанта Саваири Хидэо (Автор фотографии Самарий Гурарий).
Тот же Ki-21 с другого ракурса.
Тот же Ki-21 с другого ракурса.
Третья фотография того же Ki-21.
Третья фотография того же Ki-21.

В последующие дни Ki-21 61-го сентай приняли участие еще в нескольких ударах по позициям наших войск и переправах с перерывом на плохую погоду и отдых. Результативность была не высокой. В середине июля 12-й сентай на BR.20, из-за нехватки запчастей и обвинений в трудности взаимодействия с наземными войсками, после бомбардировки 8 июля своих войск, были выведены из района боевых действий. С 12 по 21 июля плохая погода мешала действиям авиации, а на земле японские войска вели подготовку к очередной попытке наступления.

23 и 24 июля 1939 года Ki-21 61-го сентай совместно с легкими бомбардировщиками совершили по несколько боевых вылетов для ударов по огневым позициям нашей артиллерии и переправам в рамках поддержки японского наступления. Всего в этот день на бомбежку японские Ки-21 и Ки-30 совершили 128 боевых вылетов, сбросив 48 тонн бомб. Роль именно 61-го сентай определить довольно сложно, но в этот раз действия японской авиации оказались чувствительными для наших наземных частей, что подтверждает выписка из "Боевого донесения командования 1-й Армейской группы К. Е. Ворошилову о начавшемся наступлении японских войск в районе р. Хайластын-Гол. 23 июля 1939 г.":

Его авиация была сегодня особенно активна. Его бомбардировщики группой 6-12 самолетов неоднократно бомбили районы огневых позиций нашей артиллерии, центральной переправы и КП. На центральной переправе противник разбил два понтонных моста и один колейный. К утру мосты будут восстановлены.

3 августа 1939 года нашими летчиками было заявлено сбитие двух японских двухмоторных бомбардировщиков, опознанных как "СБ-96". В том числе, один из них был сбит тараном командиром эскадрильи 56-го истребительного полка капитаном Кустовым Виктором Павловичем, погибшим при этом и награжденным званием Героя Советского союза посмертно. Японцы признают потерю в этот день одного Ki-30, погибшего со всем экипажем.

В первой половине августа 61-й сентай вернулся в Цицикар, для ремонта самолетов. Экипажи постоянно жаловались на ненадежное кислородное оборудование и средства связи. При возвращении на свой аэродром 7 августа из-за отказа двигателя разбился бомбардировщик лейтенанта Хасимото Минору, весь экипаж из четырех человек погиб.

Ki-21 3-го чутай 61-го сентай.
Ki-21 3-го чутай 61-го сентай.

17 августа 1939 года, в рамках подготовки к третьей попытке наступления, 61-й сентай в составе 10 бомбардировщиков (по другим сведениям 11) был возвращен на аэродром Хайлар. Вот только к тому времени комкор Жуков уже сам был готов к наступлению и 20 августа наши войска нанесли удар по японцам на восточном берегу реки Халхин-Гол. В первый день советского наступления Ki-21 опять атаковали уже привычную цель - переправы через Халхин-Гол, сбросив на них 77 100 кг бомб.

Ki-21 61-го сентай (японская открытка, очевидно не Халхин-Гол).
Ki-21 61-го сентай (японская открытка, очевидно не Халхин-Гол).

Пытаясь завоевать превосходство в воздухе над районом боев японское командование решило повторить удар по нашим аэродромам. Утром 21 августа 1939 года в воздух поднялось не менее 140 японских самолетов (Ki-21 - 12, Ki-30 - 24, Ki-36 - 15, Ki-27 - 88 и несколько Ki-15). В этот раз, в отличие от удара 27 июня, японцам достичь существенных результатов не удалось. К аэродромам прорвалось только часть бомбардировщиков. Удары наносились в том числе по пустым аэродромам (фактически по ложным целям). На земле удалось уничтожить только один бомбардировщик СБ, два человека погибло и один получил ранения. В воздушных боях над аэродромами были сбиты семь наших самолетов (И-16 - 4, И-153 - 3, еще четыре СБ были сбиты зенитками над полем боя) и шесть японских (Ki-27 - 4, Ki-30 - 1, Ki-36 - 1). Наши летчики заявили о 34 победах, а вот по докладам японских пилотов им удалось в воздухе и на земле уничтожить 97 советских машин! Из них на два истребителя на земле претендовали и летчики 61-го сентай. Подобные "цифры" позволяли японскому командованию сделать вывод о достижении целей ударов по аэродромам, что абсолютно не соответствовало складывающейся обстановке.

Ki-27 11-го сентай. По одной из версий принадлежал капитану Мотомура Кодзи, сбитого и погибшего 21 августа 1939 года.
Ki-27 11-го сентай. По одной из версий принадлежал капитану Мотомура Кодзи, сбитого и погибшего 21 августа 1939 года.

22 августа 1939 года бомбардировщики 61-го сентай задействовались для ударов по нашим наступающим войскам. Около 16.45 при подходе к переднему краю на северном участке зоны боевых действий группа из 12 Ki-21, сопровождаемая истребителями Ki-27, была перехвачена 17 советскими истребителями (И-16 - 9, И-153 - 8). Японские бомбардировщики сразу сбросили бомбы и развернулись. Однако И-16 удалось догнать их и сбить Ki-21 лейтенанта Ханагата Акира. Весь экипаж из пяти человек погиб.

Иллюстрирующий бой 22 августа 1939 года рисунок (из "вселенной" War Thunder).
Иллюстрирующий бой 22 августа 1939 года рисунок (из "вселенной" War Thunder).
И-16 тип 5 70-го иап сбивает Ki-21 1-го чутай 61-го сентай над Халхин-Голом (Художник Андрей Жирнов, боксарт "Звезда").
И-16 тип 5 70-го иап сбивает Ki-21 1-го чутай 61-го сентай над Халхин-Голом (Художник Андрей Жирнов, боксарт "Звезда").

24 августа 1939 года состоялся последний боевой вылет Ki-21 61-го сентай в этой необъявленной войне. При нанесении удара по нашим войскам, опять в районе переправ через реку Халхин-Гол, над целью зенитным огнем был поражен самолет лейтенанта Мияки Сиро. Самолет вышел из строя и пытался тянуть в направлении Хайлара, но вскоре упал в степи. Двое членов экипажа, в том числе командир самолета погибли при ударе, еще трое получили тяжелые ранения.

25 августа 1939 года Ki-21 61-го сентай возможно стали косвенной причиной потери одного нашего бомбардировщика СБ. В этот день группа истребителей И-16 майора Звонарева с экспериментальным ракетным вооружением РС-82 приняла за японские СБ-97 возвращавшиеся после нанесения удара СБ 150-го скоростного бомбардировочного авиаполка. В последний момент Звонарев разглядел красные звезды на крыльях и отвернул, но лейтенант Федосов успел выпустить две ракеты, одна из которых взорвалась рядом с ведущим бомбардировщиком. СБ сорвался в штопор и разбился. Штурман успел выпрыгнуть с парашютом, но командир полка майор Михаил Бурмистров и стрелок-радист погибли. Официальная причина гибели самолета это результат "работы" японских зениток, что случилось на самом деле сейчас выяснить уже вряд ли возможно.

Выписка за 25 августа 1939 года из Журнала боевых действий 150 сбап (ЦАМО, Фонд: 22079, Опись: 0290429с, Дело: 0001) - "самолет сбит прямым попаданием снаряда ЗА - разбит в воздухе".
Выписка за 25 августа 1939 года из Журнала боевых действий 150 сбап (ЦАМО, Фонд: 22079, Опись: 0290429с, Дело: 0001) - "самолет сбит прямым попаданием снаряда ЗА - разбит в воздухе".

По сведениям японских историков в боях на Халхин-Голе 61-й сентай потерял три самолета сбитыми в бою и еще три "списанными в результате боевых повреждений". Очевидно, как потерянные в бою учтены сбитые 3 июля, 22 и 24 августа бомбардировщики. Не понятно как проходят потерянные 27 июня совершивший вынужденную посадку на нашей территории из-за выхода из строя двигателей самолет командира полка и разбившийся 7 августа Ki-21 - как "списанные" или вообще они учтены как небоевые потери?

Потери наших "одноклассников" больше в разы - сбиты 46 СБ и еще 8 потеряны по небоевым причинам. Причина очевидно в значительно более интенсивном использовании и с меньших высот наших бомбардировщиков. Как следствие, большее количество встреч с вражескими истребителями и большая вероятность поражения зенитной артиллерией. Например, к концу августа 1939 года в составе нашей авиационной группировки было более 180 бомбардировщиков СБ, у японцев - всего 13 Ki-21.

Основные источники:

Arawasi Eagle Eye Series No.3 Mitsubishi Ki-21 Sally - Fiat BR.20 Cicogna in Hinomaru, 2021.- 192 p.

Кондратьев В.Л. Битва над степью. Авиация в советско-японском вооруженном конфликте на реке Халхин-Гол. М.: Фонд содействия авиации "Русские витязи", 2008. - 132 с., ил.

Håkans aviation page Khalkhin Gol/Nomonhan Incident 1939