Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Иван Петрович Богданов: художник рабочих окраин Москвы

Есть художники, чьё творчество определяет эпоху и олицетворяет вершины русского искусства, а есть те, чей вклад скромнее, но при этом уникален — в их работах отражаются личные наблюдения, особый жизненный опыт и неповторимый творческий почерк. Ни одна национальная школа не состоит исключительно из гениев, и ни один талант не развивается без среды, без поисков предшественников и современников. В непрерывном движении искусства такие мастера, как И. П. Богданов, играют важнейшую роль. Иван Петрович Богданов (1855-1932) — коренной москвич. Почти всю жизнь он провёл на городской окраине, населённой ремесленниками и мастеровыми. Сам художник вышел из этой среды: его отец был мелким портным. Нужда сопровождала Богданова с детства. Известно, что он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1891 году. Учёба шла успешно, а среди преподавателей ближе всех ему был В. Е. Маковский. Картина «За расчётом», с которой Богданов дебютировал на Передвижной выставке

Есть художники, чьё творчество определяет эпоху и олицетворяет вершины русского искусства, а есть те, чей вклад скромнее, но при этом уникален — в их работах отражаются личные наблюдения, особый жизненный опыт и неповторимый творческий почерк. Ни одна национальная школа не состоит исключительно из гениев, и ни один талант не развивается без среды, без поисков предшественников и современников. В непрерывном движении искусства такие мастера, как И. П. Богданов, играют важнейшую роль.

Иван Петрович Богданов, ч/б фото
Иван Петрович Богданов, ч/б фото

Иван Петрович Богданов (1855-1932) — коренной москвич. Почти всю жизнь он провёл на городской окраине, населённой ремесленниками и мастеровыми. Сам художник вышел из этой среды: его отец был мелким портным. Нужда сопровождала Богданова с детства. Известно, что он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1891 году. Учёба шла успешно, а среди преподавателей ближе всех ему был В. Е. Маковский.

Портрет художника И. П. Богданова работы      Л. И. Соломаткина (ранее 1883 года).
Портрет художника И. П. Богданова работы Л. И. Соломаткина (ранее 1883 года).

Картина «За расчётом», с которой Богданов дебютировал на Передвижной выставке в 1891 году, — одно из самых известных его произведений. Работа была создана ещё в стенах училища. Как ученик Маковского, Богданов умел раскрывать суть событий через точные бытовые детали и глубокую психологическую характеристику персонажей.

И. П. Богданов: "За расчётом", 1890, холст, масло, Третьяковская галерея
И. П. Богданов: "За расчётом", 1890, холст, масло, Третьяковская галерея

«За расчётом» — типичная сцена, выхваченная из жизни. Мужик зашёл в комнату к хозяину, он работал у него и пришёл за расчётом. Сняв шапку, робко встал у двери на домотканый половик, боясь испачкать крашеный пол. Хозяин подсчитал на счетах причитающиеся гроши. Мужик печально развёл руками — сумма ничтожна. Его голова поникла, во взгляде застыла обида.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Хозяин жесток, расчётлив и непреклонен. Судя по обстановке, это зажиточный лавочник или купец: городская мебель, канарейка в клетке, цветная скатерть. На нём чёрный жилет поверх белой рубашки, у него карманные часы. Жена разливает чай из самовара. На её голове — пёстрый платок, рукава платья украшены кружевами.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Художник, вероятно, сам наблюдал подобные сцены: настолько точны детали интерьера и характеры героев. Образ хозяина — недоброго, но волевого человека — передан мастерски. Выразительна и поза его жены: в ней читается уверенность в своём статусе. В фигуре работника угадываются робость, протест и осознание беспомощности — сложная гамма чувств, выраженная позой и мимикой.

Картину приобрёл П. М. Третьяков, а В. В. Стасов отметил её в своих обзорах. Однако уже на следующей выставке Богданова не было, что критик воспринял с огорчением.

И.П. Богданов: Проситель милостыни
И.П. Богданов: Проситель милостыни

Судя по этюдам из Третьяковской галереи, Богданов часто бывал в деревне, но главной темой его творчества стали рабочие окраины города. В 1893 году он представил на Передвижной выставке картину «Новичок», которая укрепила его репутацию. Полотно единогласно приняли на выставку члены жюри, включая Сурикова, Поленова, Ярошенко и других мастеров.

И. П. Богданов: "Новичок", 1893, холст, масло, Третьяковская галерея, Москва
И. П. Богданов: "Новичок", 1893, холст, масло, Третьяковская галерея, Москва

Сюжет прост: подвыпивший сапожник распекает ученика. Сравнение эскиза (ГТГ) с итоговой работой показывает эволюцию замысла. В обоих случаях мастер, крепкого сложения человек, донимает своими поучениями новичка. Но эскиз, по-видимому, не удовлетворил художника. Лицо мастера в эскизе имеет преувеличенно тупое, почти зверское выражение. В картине же образ сапожника дан более сложно и правдиво. Характеристика интерьера говорит о том, что хотя главный бич здесь — пьянство, но пьёт мастеровой оттого, что жизнь безысходно тяжела. Бедность выступает в каждой детали убогого жилья. Быт, условия труда — все это знакомо художнику до последних мелочей.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Изменения претерпевает и облик самого «Новичка». В эскизе это подросток, в картине — ещё ребенок. И потому так велик ему кожаный передник, и так горестно-трогателен жест сжатой в кулачок руки. Здесь, как и в картине «3а расчетом», в центре внимания художника стоят проблемы трудовые,  социальные. Перед нами не просто бытовая сцена, а судьба и этого пьяного сапожника, некогда прошедшего такой же путь побоев и унижений, и судьба многих других тружеников царской России.

Возросшее мастерство живописца помогает художнику более смело, пластично обрисовать героев картины. Выразительно и скупо использованы контрасты светлого и темного, освещенного и затемненного. Используя эти контрасты, художник выделил основные элементы интерьера, натюрморт на столе. И, несмотря на то что действие происходит в помещении тесном и темном, художник избежал глухих тонов.

И.П. БОГДАНОВ: После студенческой забастовки (Беседа)
И.П. БОГДАНОВ: После студенческой забастовки (Беседа)

Третья значительная работа — «Беседа» — с сочувствием изображает эпизод из жизни прогрессивной молодёжи. В аскетичной комнате студент делится идеями с юной собеседницей.

Иван Петрович Богданов 1855-1932 Воспоминания
Иван Петрович Богданов 1855-1932 Воспоминания

В 1895 году по рекомендации Маковского Богданов вступил в Товарищество передвижников, гордо носил это звание долгие годы.

И.П. Богданов: Старик с палкой
И.П. Богданов: Старик с палкой

Период 1905 года остаётся пробелом в его биографии. Возможно, он создавал работы, запрещённые цензурой, или безымянно участвовал в сатирической печати, подобно очень многим художникам. Картины 1907–1917 годов менее значительны: в них меньше жизненной остроты и запоминающихся образов.

И.П. Богданов: Портрет девушки
И.П. Богданов: Портрет девушки

К 1910-м здоровье художника ухудшилось. Он терял слух и зрение, а к концу жизни ослеп полностью. Умер Иван Петрович Богданов в 1932 году.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий.