Есть художники, чьё творчество определяет эпоху и олицетворяет вершины русского искусства, а есть те, чей вклад скромнее, но при этом уникален — в их работах отражаются личные наблюдения, особый жизненный опыт и неповторимый творческий почерк. Ни одна национальная школа не состоит исключительно из гениев, и ни один талант не развивается без среды, без поисков предшественников и современников. В непрерывном движении искусства такие мастера, как И. П. Богданов, играют важнейшую роль.
Иван Петрович Богданов (1855-1932) — коренной москвич. Почти всю жизнь он провёл на городской окраине, населённой ремесленниками и мастеровыми. Сам художник вышел из этой среды: его отец был мелким портным. Нужда сопровождала Богданова с детства. Известно, что он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1891 году. Учёба шла успешно, а среди преподавателей ближе всех ему был В. Е. Маковский.
Картина «За расчётом», с которой Богданов дебютировал на Передвижной выставке в 1891 году, — одно из самых известных его произведений. Работа была создана ещё в стенах училища. Как ученик Маковского, Богданов умел раскрывать суть событий через точные бытовые детали и глубокую психологическую характеристику персонажей.
«За расчётом» — типичная сцена, выхваченная из жизни. Мужик зашёл в комнату к хозяину, он работал у него и пришёл за расчётом. Сняв шапку, робко встал у двери на домотканый половик, боясь испачкать крашеный пол. Хозяин подсчитал на счетах причитающиеся гроши. Мужик печально развёл руками — сумма ничтожна. Его голова поникла, во взгляде застыла обида.
Хозяин жесток, расчётлив и непреклонен. Судя по обстановке, это зажиточный лавочник или купец: городская мебель, канарейка в клетке, цветная скатерть. На нём чёрный жилет поверх белой рубашки, у него карманные часы. Жена разливает чай из самовара. На её голове — пёстрый платок, рукава платья украшены кружевами.
Художник, вероятно, сам наблюдал подобные сцены: настолько точны детали интерьера и характеры героев. Образ хозяина — недоброго, но волевого человека — передан мастерски. Выразительна и поза его жены: в ней читается уверенность в своём статусе. В фигуре работника угадываются робость, протест и осознание беспомощности — сложная гамма чувств, выраженная позой и мимикой.
Картину приобрёл П. М. Третьяков, а В. В. Стасов отметил её в своих обзорах. Однако уже на следующей выставке Богданова не было, что критик воспринял с огорчением.
Судя по этюдам из Третьяковской галереи, Богданов часто бывал в деревне, но главной темой его творчества стали рабочие окраины города. В 1893 году он представил на Передвижной выставке картину «Новичок», которая укрепила его репутацию. Полотно единогласно приняли на выставку члены жюри, включая Сурикова, Поленова, Ярошенко и других мастеров.
Сюжет прост: подвыпивший сапожник распекает ученика. Сравнение эскиза (ГТГ) с итоговой работой показывает эволюцию замысла. В обоих случаях мастер, крепкого сложения человек, донимает своими поучениями новичка. Но эскиз, по-видимому, не удовлетворил художника. Лицо мастера в эскизе имеет преувеличенно тупое, почти зверское выражение. В картине же образ сапожника дан более сложно и правдиво. Характеристика интерьера говорит о том, что хотя главный бич здесь — пьянство, но пьёт мастеровой оттого, что жизнь безысходно тяжела. Бедность выступает в каждой детали убогого жилья. Быт, условия труда — все это знакомо художнику до последних мелочей.
Изменения претерпевает и облик самого «Новичка». В эскизе это подросток, в картине — ещё ребенок. И потому так велик ему кожаный передник, и так горестно-трогателен жест сжатой в кулачок руки. Здесь, как и в картине «3а расчетом», в центре внимания художника стоят проблемы трудовые, социальные. Перед нами не просто бытовая сцена, а судьба и этого пьяного сапожника, некогда прошедшего такой же путь побоев и унижений, и судьба многих других тружеников царской России.
Возросшее мастерство живописца помогает художнику более смело, пластично обрисовать героев картины. Выразительно и скупо использованы контрасты светлого и темного, освещенного и затемненного. Используя эти контрасты, художник выделил основные элементы интерьера, натюрморт на столе. И, несмотря на то что действие происходит в помещении тесном и темном, художник избежал глухих тонов.
Третья значительная работа — «Беседа» — с сочувствием изображает эпизод из жизни прогрессивной молодёжи. В аскетичной комнате студент делится идеями с юной собеседницей.
В 1895 году по рекомендации Маковского Богданов вступил в Товарищество передвижников, гордо носил это звание долгие годы.
Период 1905 года остаётся пробелом в его биографии. Возможно, он создавал работы, запрещённые цензурой, или безымянно участвовал в сатирической печати, подобно очень многим художникам. Картины 1907–1917 годов менее значительны: в них меньше жизненной остроты и запоминающихся образов.
К 1910-м здоровье художника ухудшилось. Он терял слух и зрение, а к концу жизни ослеп полностью. Умер Иван Петрович Богданов в 1932 году.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий.