Продолжая тему, начатую в статье «Неразгаданная загадка Парада Победы: расставляем точки», хочется отметить, что парад длился 2,5 часа. По красоте, масштабности и организации, аналогов ему на тот момент в мире не было. А происходил смотра войск ровно 80 лет назад.
Подготовкой лошадей для парадов и других торжественных событий с участием великих полководцев занимались специально обученные военные лица. Содержались лошади в Манеже Министерства Обороны. Манеж располагался в Хамовниках (Хамовной слобаде). Здесь же проводились тренировки лошадей.
Отбором поголовья занимался лично Семён Будённый, собравший в трёх конюшнях манежа лучших лошадей со всей страны. На довольствии находились около 100 голов. Лошади, предназначенные для высшего офицерского состава и маршалов, содержались в отдельной конюшне. Некоторые из них были приписаны к конкретным военачальникам. В двух других конюшнях содержались лошади офицеров, курсантов Краснознаменной Высшей офицерской кавалерийской школы и солдат. КВОКШ в своё время заканчивали Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Иван Баграмян, Андрей Ерёменко и другие военачальники.
Манеж КВОКШ был расформирован в 1953 году, после принятия генералитетом решения о замене лошадей на автомобили. Смерть Иосифа Сталина – убежденного приверженца традиции проводить военные парады с прославленными полководцами верхом на конях, – стала отправной точкой к забвению кавалерии. Но это было позже.
В 1945 году при подготовке к Параду Победы, первоначально определились с участниками триумфального события и с их лошадьми. Светло-серая масть лошади принимающего парад, визуально воспринимавшаяся как белая, должна была резко контрастировать с почти чёрной мастью лошади командующего парадом.
Таков был режиссёрский замысел, который полностью совпадал с мнением Сталина – Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами СССР.
Принимающим назначили Жукова, командующим – Рокоссовского.
Участники парада
С мастью лошади, мы с вами определились в первой части «Неразгаданная загадка Парада Победы: расставляем точки». Следуем дальше.
Для командующего парадом маршала Константина Рокоссовского был выбран чистокровный караковый Полюс. Адъютанту Рокоссовского, подполковнику Михаилу Клыкову, подобрали вороного тракененского Орлика. Сопровождающему маршала Георгия Жукова полковнику Петру Зеленскому (через два месяца получил звание генерал-майор) назначили стрелецкого светло-серого Целебеса.
Интересно, что знатоки конезаводства не совсем уверены в указанной породе Орлика (иногда в интернете можно встретить кличку Орленок, указание караковой масти вместо вороной, а также указание ахалтекинской породы). Ко всему прочему, конники задаются вопросом относительно происхождения тракена, если это действительно был представитель данной породы, – рождён ли он в СССР (России) или это был трофейный конь? Точную информацию об этом найти не удалось, но и цель статьи была несколько иная.
Небольшие неточности также замечаются и в информации о Полюсе, относительно отметин и происхождения. В нескольких источниках сказано, что Полюс Ворошиловского конного завода (бывший военный конный завод им. К.Е. Ворошилова в Сальских степях Ростовской области) обладал превосходными статями и был сыном чистокровного Партфоора. Год рождения 1939.
А в публикации Виталия Мелик-Карамова (советского и российского журналиста) в одном из номеров журнала «Юность» сказано, что коня для Рокоссовского «работал» Николай Алексеевич Ситько (советский военный, спортсмен и тренер по конному спорту; мастер спорта СССР, Заслуженный тренер СССР). Причём по воспоминаниям Ситько Полюс был «…от известного красавца Люкса, вывезенного из Англии».
Партфоор или Люкс? Кто был отцом Полюса? Оба источника ссылаются на воспоминания профессионалов, как и в случае с окрасом животного. «Это был крупный, породистый конь караковой масти, без единой отметины, с большими выразительными глазами, черными гривой и хвостом» – говорится в одном, а в других источниках можно встретить нечто подобное: «Полюс был крупным и нарядным. Во лбу у него была маленькая звездочка». На фотографиях, во всяком случае, звездочка незаметна.
Одновременно с Полюсом по указанию Семёна Будённого, в качестве перестраховки, для парада подготавливали ещё одного знаменитого выводного коня из личной конюшни Семёна Михайловича – рыжего Богача будёновской породы.
Остаётся основной вопрос – узнать, какой именно конь был у Жукова на параде 24 июня 1945 года.
«В манеже в подмосковных Хамовниках было всего две лошади белой масти: Целебес и Цветок, но они были недостаточно крупными для маршала. Жукову необходим был конь более «капитальный»» – следует из воспоминаний очевидцев.
Цветок и Целебес (иногда можно встретить публикации с опечатковй в кличке – Целебс) были очень красивы, прекрасно подготовлены, послушны под седлом. Тренировал их Иван Адамович Дулинец – генерал-майор, начальник кавалерийской школы, начальник Фрунзенского манежа министерства обороны в послевоенный период, блестящий всадник и тренер. После смерти Ивана Адамовича в 1948 году лошади были переданы Николаю Ситько – заслуженный тренер работал с Цилиндром, Целебесом, Цитроном, Цезарем (Цецаром?) и другими лошадьми.
При публикациях о Цецаре опираются на данные Олимпиады в Хельсинки (Финляндия, 1952), где спортсмен выступал с лошадью по кличке Cecar. Но вот незадача, онлайн переводчик переводит кличку Цезарь как Caesar, кличку Цецар – Tsetsar. В каталоге участников олимпиады указана кличка Cecar, которую переводчик обрабатывает на русский как Секар. А в конноспортивной литературе присутствует упоминание у этого спортсмена на олимпийских играх лошади Ледок. Но сейчас речь не об этом.
«Маршал Антонов, большой знаток конного дела, выбирал коня для парада со всем тщанием. Стрелецкие Целебес и Цветок были отклонены. Безупречно красивые, белоснежные, они были мелковаты для Жукова. Маршалу Жукову нужна была не только фактурная, но крупная лошадь».
На имеющихся архивных фотоснимках хорошо заметно, что лошадь Жукова была ростом чуть ниже лошади Рокоссовского. Крепость сложения коня на фоне других лошадей в глаза тоже не бросается. Жуков, безусловно, был в теле, но очень крупным его назвать сложно. Для наглядности ниже представлен рост военачальников. Это те данные, которые удалось найти в интернете.
Иосиф Сталин – рост 170 (можно встретить и другие – от 155 до 173 см., но они вызывают сомнение).
Семён Будённый – рост 169 см.
Георгий Жуков – рост 164 см.
Константин Рокоссовский – рост около 180 (встречается вариант с ростом в 190 см, но фотографии этого не отображают).
Климент Ворошилов – рост 157 см.
Пётр Врангель («Чёрный барон на белом коне») – рост 193 см.
Почему в список добавлен «чёрный барон»? Потому что Врангель при его высоком росте ездил на жеребце стрелецкой породы Цилиндре. Во время войн (первой мировой и гражданской) стрелецкая порода лошадей была практически полностью утрачена.
Кавалеристам Первой Конной Армии в одном из боев с врангелевцами удалось отбить у врага бесценный трофей – двух жеребцов Ценителя и Цилиндра, ставших родоначальниками терской породы лошадей. Оба жеребца были типичными представителями стрелецкой породы, и, благодаря личной опеке Семёна Будённого, их удалось сохранить для дальнейшего племенного разведения.
Высота в холке Цилиндра составляет 155 см. Все промеры выглядят так: 155-155-181-19,5. К Цилиндру и его потомкам мы с вами ещё вернёмся.
Самые абсурдные версии
Выступление на парадах было большим стрессом для лошадей. Огромное открытое пространство, большое скопление людей, громкие звуки военного оркестра, раскатистое многоголосое «Ура!», залповые выстрелы артиллерийских орудий, скользкое неровное покрытие площади и многие другие факторы сказывались на психическом состоянии лошадей. Поэтому для таких случаев кони проходили специальную подготовку, на которую требовалось длительное время. К чему это сказано? К тому, что художественные вымыслы и ничем не подкрепленные фантазии обывателей о коне маршала Жукова на Параде Победы тоже имели место.
Лада и Вихрь
«Вначале Жукову дали цирковую лошадь Ладу. Жуков не знал цирковых команд. Выехал из Спасских ворот на репетицию. Она у Лобного места встала на дыбы — свечой. Жуков ее пришпорил. Лада упала на передние колени, как вкопанная. Жуков с нее соскочил. Репетиция оказалась законченной. Потом Жукову дали коня Вихрь. На нем он репетировал и принимал парад» – цитата воспоминаний друга семьи Г. Жукова Л. Лактионовой в книге Рыбина А.Т. «Сталин на фронте (записки телохранителя)».
Цирковые лошади для маршала? Полный абсурд. Нет, ничего плохого в цирковых лошадях нет, но они дрессируются для цирковых трюков, а не для торжественных парадов и шествий. Кому вообще могла прийти в голову такая идея, при наличии более 100 парадных лошадей в специальных конюшнях, не считая боевых лощадей офицеров, личных лошадей военачальников и коней, зарекомендовавших себя в племенном разведении и спорте. Данная версия с цирковыми лошадьми совершенно нелепа, как и многие другие, не имеющие под собой никакого основания.
Палладий
«Конем номер один был белоснежный Палладий. На нем маршал Георгий Жуков принимал Парад Победы. Лошадь сдающего звали Ирис. Палладий и Ирис имели солидный стаж проведения парадов с конца тридцатых годов. Чистокровные арабские жеребцы выделялись своей статью среди других служивых четвероногих. Палладий был весь белый от гривы до копыт. Ирис – чернее ночи, за исключением природных белых «носочков» на задних ногах. … Перед парадом на передние ноги ему подвязывали белые полоски для симметрии. … Кроме маршалов Жукова, Василевского и Говорова, на Палладии никто не мог ездить».
Автор этого текста, написанного по воспоминаниям конюха Николая Михайловича Морозова и напечатанного в «Учительской газете» №-13 от 29 марта 2005, Владимир Кобылинский. Никто не может спорить, что такие кони в конюшне Манежа не имелись, но задействовались они явно на других событиях, а не на параде 1945 года.
Цветок и Целебес
Возвращаемся к стрелецким светло-серым жеребцам. Целебес, как мы помним, был выбран для парадной церемонии в качестве коня для адъютанта Жукова.
«Два белых полубрата по отцу Целебес и Цветок имели стрелецкое происхождение – оба были сыновьями Цилиндра (Ценный – Пихта), родившегося в 1911 г. в государственном Стрелецком конном заводе. По своему типу Цилиндр, имевший редкостную атласно-серебристую масть, был сходен с Обейаном Серебряным».
Представители стрелецкой породы, отличающиеся отличными рабочими качествами, имели достаточный рост. Высота в холке достигала 164 см, хотя средний показатель промеров жеребцов 153-155 см.
Сыновья Цилиндра, имевшего рост 155 см, скорей всего вписывались в эти стандарты. Целебес на исторических снимках, сделанных на Параде Победы, совсем не кажется субтильным и «мелковатым» в сравнении с «капитальным» конём Жукова, которого по существующей информации специально искали несколько дней по всем военным конюшням Москвы из-за «богатырской стати» Жукова. Как мы только что выяснили, Георгий Константинович богатырскими размерами не отличался, хоть и имел излишнюю полноту. Может быть, маршалу просто не понравилась кличка лошади? «Цветок» звучит не совсем солидно для великого полководца.
На этом моменте пока остановимся. Но, прежде чем перейти к следующей части статьи, предлагаем присмотреться внимательно к снимкам.
Начало статьи ⬇: