Disclaimer:
Порою уже в процессе самого чтения, тебе становится понятно, что ты скажешь в своем «ответе» автору. Какие моменты хороши, какие нет, что автор имел в виду, а чего вроде бы и не хотел сказать, но проговорился. А бывает так, что уже и прочитав саму книгу, и изучив комментарии, пробежавшись по критическим работам других ценителей слова, всё равно не находишь, что можно сказать о прочитанной книге. И не сказать, что она тебе не понравилась, нет, вполне интересная работа, однако сложности при анализе всё же возникли. Ладно, приступим.
Книга «Земля - Воздух - Небо» была выпущена Германом Садулаевым в 2021 году. Тема современной войны им была поднята за год до начала Специальной Военной операции, и в связи с этим филолог Алексей Татаринов вполне справедливо данное произведение, равно как и роман «Саша, привет!» Дмитрия Данилова, включает в состав так называемой «предвоенной прозы».
Когда книга взывает к вопрошанию это всегда хорошо. Хорошо, когда книга заставляет о чем-то задуматься. Плох в этом деле лишь один вопрос, вопрос к самой книге: «А литература ли это вообще?» К сожалению, роман Садулаева этот вопрос вызывает у многих. Текст сам по себе фрагментарен: одна часть – это жизнь клонящегося к 50 годам мужчины. У него есть жена, сын; для развлечений он периодически заводит любовниц. Но ему скучно и он отправляется воевать, для начала в ЛНР. Также есть отдельные обширные фрагменты, которые мы можем также обозвать частями, с его философскими рассуждениями. Затрагивается история Великой Отечественной войны, вспоминается Кубань 42-го и освобождение Европы в 44-45-х годах. А поскольку главный герой оказывается еще и писателем, постольку в тексте присутствуют его мысли о литературе, о феномене мифа, часто анализируются произведения Ремарка, Юнгера, Гомера, Сэлинджера, Хемингуэя и других.
Как таковой связи между всеми этими частями мало, единственное, что их объединяет – это сам рассказчик, ведь это всё его мысли. С другой стороны действительно, самого сюжета нет, любовная линия? – скомкана и порвана рассуждениями НАСТОЯЩЕГО МУЖИКА о том, как должна себя вести девушка, как хочет и должен жить настоящий мужчина. Ну ладно с сюжетом, у главного героя нет имени, есть только кличка, позывной – «Чечен»*, да и то такое прозвище, по утверждению самого героя, ему не подходит, ислам он не исповедует, а во время первой чеченской он воевал на стороне российских войск.
* - что отсылает нас к одному из первых произведений Садулаева "Я - чеченец!".
Из Луганской Народной Республики, где главный герой недолго поработал в народной милиции, «чечен» отправляется в Сирию, где официально устраивается охранником какой-то безобидной конторы. По факту же он подписывает контракт с частной военной компанией, представляющей интересы … хочется написать России. Да, может и России, однако тут лучше привести цитату:
Концепция постоянно меняется. То мы прикрываем курдов, то воюем с курдами. То вместе со Свободной армией Сирии наступаем на бармалеев, то наступаем на Свободную армию Сирии, а бармалеи нам помогают с другого бока. Нами затыкают дырки то тут, то там. Плодов своих побед мы не видим. И нас тоже никто не видит. Нас здесь вообще нет.
Или вот цитата, так сказать пожёстче и поконкретнее:
… у меня нет идеалистической дури в голове, я не собираюсь умирать за родину, за империю и за русский мир. <…> Да и какой русский мир в Сирии?
И таких как он там достаточно много, вот еще вам цитата:
Не только я, многие мужчины прилетели на войну, чтобы избежать неудобного мужского выбора: расставания с любимой или развода с женой, чтобы не выбирать между одним горем и другим горем, а погасить все долги третьим горем, неисправимым. У некоторых, как и у меня, была сложносоставная мотивация: любовь, ревность, отчаяние, желание желания заработать денег и снова почувствовать себя живым, молодым хотя бы на месяц или на два перед смертью.
Их база находилась на земле, средь голой пустыни, где не было ровным счётом ничего, до их приезда. Пришлось всё делать самим, вплоть до сливных ям для отходов. Главный герой поучаствовал в нескольких боевых операциях, по крайней мере лишь о нескольких он нам соизволил рассказать. В перерывах, достаточно длинных, "Чечен" успевал порассуждать на разные темы, о которых мы ранее упоминали.
Очень часто рассказчик подчеркивает уязвимость их базы с воздуха. База стоит на открытой местности, и в любой момент в неё может что-ничуть прилететь, ракета или беспилотник, например. Проблема в том, что на стороне данной ЧВК не было никого, кто бы мог их прикрыть с воздуха. И именно по этому поводу он вспоминает один интересный эпизод в истории Великой Отечественной войны.
В городе Нише (тогда - Югославия), 7 ноября 1944 года, случайно или нет произошел бой между американскими и советскими войсками. Американцы, по ошибке расстреляли, разбомбили и сожгли колонну военной техники 9-го гвардейского стрелкового корпуса. Советские войска успели ответить "обознавшимся", поскольку быстро смогли поднять в воздух свою авиацию, и американцы тоже понесли потери. Благодаря молниеносной ответной атаке, как считает автор, больше таких инцидентов не повторялось.
В конце книги случается то, чего рассказчик так боялся. При очередном задании их колонну бомбят американцы, а они не имя воздушных войск - не могут ничем ответить. Но разве проблема только в отсутствии систем противовоздушной обороны или ВВС? При сравнении двух войн и вскрывается вся суть, вся философия главного героя. Внимание дальше цитата без цензуры:
Как же я люблю Красную армию и Великую Отечественную войну! Священную войну. Настоящую. Как же я ненавижу наше блядское время и все его гибридные блядские войны: чеченскую, грузинскую, украинскую и сирийскую. Войны, в которых политики решают, когда, куда и в кого стрелять. Если вы такие умные, почему строем не ходите? Если вы хотите управлять войной – вперёд, в действующие войска! Если вы знаете, как лучше, чего же вы обосрались и довели противоречия до стадии военного конфликта? Довели? Теперь засуньте свои языки друг другу в жопы и молчите, пока мы будем убирать за вами ваше говно.
Герою хотелось бы воевать так, как во времена Великой Отечественной. Но это не возможно. Пока они в Сирии и пока их там официально нет, они не могут воевать полноценно, как могли бы. Война полностью подчинена политике, являясь одним из её инструментов. В этом проблема: опасаясь политических последствий, тормозят колонны на пути к городу, который может быть завоеван; отвергается решение бить на поражение, ибо это повлечет за собой большую эскалацию конфликта.
Главный герой говорит:
Военную удачу нельзя упускать. Военная удача – это воля богов, послание небес, знак судьбы.
Вот оно, то самое небо, которое является третьим словом в названии самой книги. На небесах боги решают исход сражений, в зависимости от множества факторов, но никак не политики, они только мешают. Когда политики считают себя богами, могущими управлять войной, настоящие Боги гневаются, "ибо "нельзя, никогда нельзя трогать межи, рубежи, границы", тем более если это граница воздуха и неба - а теперь пролистните эту статью наверх и посмотрите на обложку книги, обратите внимание на желтый текст в нижней её части.
В этом смысле данный роман невероятно точно предсказал исход пребывания российских войск в Сирии, где в декабре 2024 года пал режим Башара Асада.
Такая философия, отрицания политиков или не возвышения их до ранга Небожителей (Богов) наблюдается за Садулаевым и по сей день. Достаточно обратиться к его телеграм-каналу:
Я считаю, что нам нужно прекратить обращать внимание на твиты Трампа. Трамп написал то, Трамп написал это. Да какая разница, что он у себя в твитере написал? Ожидание скорого вот-вот перемирия расхолаживает наше военно-гражданское общество и внушает беспочвенные надежды <...> Приблизить победу и долгожданный мир может только российский солдат. Поэтому мы должны верить только в солдата и помогать ему каждый чем может. - 28.04.2024. https://t.me/germansadulaev
Садулаев в данной книге, да и в жизни тоже, выступает настоящим милитаристом. Некоторые за это его упрекают, де, ввиду запредельного мужского пафоса в работе, из-за романтизации войны, многие ребята вдохновляются и идут на войну. Чувствует ли автор ответственность за это? - такой вопрос задает один критик. Другой обращает внимание на гиперболизированную мужественность героя, который позволяет себе диктовать правила жизни противоположному полу.
Мы же хотели бы обратить внимание на следующее: стоило ли вообще писать художественное произведение, если основной посыл книги содержится в частях, которые более походят на историческое исследование? Главный герой лишь инструмент для передачи информации, не самостоятельная и живая фигура. События также не имеют определенной сюжетной обусловленности, они также является либо отражением, либо примером того, о чем говорит "Чечен". Похоже на литературу? - да; похоже на художественную? - отчасти ...
А на этом всё! Подписывайтесь на наш канал, а также на наши соц.сети:
ВК - https://vk.com/blog_optimista
ТГК - https://t.me/telegaoptimista
Дальше только интересней!
#литература #Садулаев #ЗемляВоздухНебо #книги #ГерманСадулаев #Сирия