Самолёт как будто сошедший, или слетевший, со страниц манги, усатый бизнес джет, и.. ну а самое интересное, конечно в конце, полетели!
САМОЛЁТ СОШЕДШИЙ СО СТРАНИЦ МАНГИ
История HondaJet — это история долгостроя, Honda Motor начала изучать возможность создания собственного самолета бизнес-класса в конце 1980-х годов. Дизайнеры концерна занялись разработкой HondaJet в 1997 году; как рассказывают «очевидцы», первоначальный дизайн самолета был навеян парой туфель Salvatore Ferragamo, которые дизайнер увидел на Гавайях. В 2004 году Honda одобрила коммерческую разработку проекта. Спустя два года была основана Honda Aircraft Co.
С момента задумки до реализации прошло больше двадцати лет.
HondaJet — первый в истории компании легкий реактивный самолет бизнес-класса. Он оснащен целым рядом технологических инноваций, не имеющих аналогов в мире. Немного о скучном, вернее, о характеристиках. HondaJet позиционируется как бизнес-джет на каждый день. Он вмещает до пяти пассажиров и сертифицирован для управления одним пилотом. Японцы видимо любят красивые цифры, поэтому Самолёт развивает крейсерскую скорость до семисот 777 км/ч и имеет практическую дальность полета более двух тысяч двухсот километров. Эти показатели выше, чем у конкурентов, таких как например Phenom 100 и Citation Mustang.
Салон бизнес-джета изначально рассчитан на четырёх пассажиров а расположиться они могут, соответственно в четырёх креслах с множеством регулировок, от возможности отрегулировать наклон спинки, до перемещения кресла по плоскости.
И дополнительно, с завода можно заказать компоновку, в которой вместо мини-кухни с секциями для хранения и кофеваркой, будет организовано пятое посадочное место лицом ко входу.
Основные отличия по салону от конкурентов - это наличие полноценной туалетной комнаты с раковиной, отделяемое от пассажирской кабины самой настоящей дверью! Почему это вызывает такой восторг? Да потому что это мягко говоря не так то просто сделать в бизнес джете подобного класса, инженеры Хонды отлично постарались. И в целом Габариты салона этого малыша также приятно порадуют пассажиров.
Основное техническое новшество, которое сразу бросается в глаза – это двигатели, установленные над крыльями. Такое необычное расположение двигателей снизило уровень вибрации на фюзеляже и как результат в салоне снизился уровень шума от них.
Еще одна особенность этого необычного бизнес джета, в том, что В отличие от конкурентов Honda широко использует композитные материалы при изготовлении как планера, так и других частей самолета.
Соответственно самолёт получается легче и, правильно, экономичней.
Расположение двигателей на крыльях также позволило сделать багажное отделение более просторным. 1,87 кубических метра это действительно достижение для класса частных самолетов light-jet.
На HondaJet установлен современный комплекс авионики производства компании Garmin, модель G3000. Пилоты получают информацию через три четырнадцати дюймовых монитора и два тач-скрина.
Японская корпорация подошла к созданию HondaJet предельно педантично и дотошно. При том, что первый полет состоялся в 2003 году, первый самолет был поставлен владельцу только в 2015 году. Все это время компания дорабатывала и тестировала новую модель бизнес-джета и ее двигатели. На HondaJet установлены двигатели собственной разработки и производства, в отличие от большинства других бизнес-джетов.
УСАТЫЙ БИЗНЕС ДЖЕТ
Piaggio Avanti, о этот самолёт настоящий итальянец, как он есть, мама миа, мацарелла, пицца, карбонара!
У него даже усы на месте, прямо как у водопроводчика Марио!
Но если говорить без максимально стереотипных и совсем не обидных шуток, то самолёт Piaggio Avanti это уникальный экземпляр того, как можно мысля нестандартно, в такой довольно таки точной и в каком-то смысле консервативной сфере, как авиастроение взять, и вывести свой самолёт в серию, да так, что бы он ещё и приобрёл узнаваемость, и статус отличного и надёжного воздушного судна.
Что же отличает этот самолёт от одноклассников? Ну это же итальянец! Он красив, необычен, самобытен! Как Альфа Ромео только в мире самолётов.
А необычно в нём все, и форма фюзеляжа, которая напоминает не самолёт, а скорее какое то вытянутое яйцо.. и двигатели, которые не тянут за собой самолёт, как подавляющее большинство таких турбовинтовых двигателей, а как бы толкают его вперёд. Это кстати одна из причин того, что по скорости этот пропеллерных луиджи практически не уступает своим реактивным собратьям. Ну и конечно эти шикарные усы!
Которые безусловно и не усы вовсе, а второе крыло. У Пиаджио получается благодаря этому уникальная схема с тремя несущими поверхностями планера, передним, и основным крыльями и хвостовым оперением.
И ещё благодаря такой яйцевидной форме фюзеляжа весь комфорт достаётся пассажирам, ну как и должно быть собственно говоря, и салон Аванти фактически чувствуется внутри гораздо более просторным, чем у одноклассников. При этом, что интересно, именно благодаря такой форме фюзеляжа самолёт обладает и отменными аэродинамическими свойствами.
Просто чтобы вы понимали, максимальная скорость этого турбовинтового самолётика семьсот 745 км/ч. Неплохо да? Да ещё и помимо этого, как раз из-за того, что он «пропеллерный» со страшной силой экономится топливо, если сравнивать расход с таким же реактивным джетом.
А теперь немного истории.
Разрабатывать самолёт начали ещё в конце семидисятых, тогда Piagio aerospace очень плотно сотрудничали с авиаконцерном Bombardier. Это кстати заметно по конструкции Avanti, у него например хвостовое оперение раздвоенное снизу фюзеляжа, прямо как у самолётов Learjet.
Вместе компании работали вплоть до тысяча девятьсот восемьдесят шестого года, когда взлетел первый прототип Piaggio Avanti.
Европейскую сертификацию самолёт получил только в девяносто первом году, а первая партия фюзеляжей, а именно 12 штук была изготовлена вовсе не в Италии, как можно подумать, а в США, в городе Вичита. Вообще там планировали делать не только фюзеляжи, но организовать полноценный конвеер, чтобы собирать самолёты Piaggio полностью в США, так как американский рынок считается для подобного класса самолётов самым желанным и основным, но что-то пошло не так и подразделение Piagio Aerospace обанкротилась, а завод закрыли на неопределённое время.
Спас компанию не кто нибудь, но сам Пьеро Феррари. Он с инвесторами Феррари выкупил Piaggio и возродил производство, этих замечательных самолётов. Причем производиться Аванти стал на заводе недалеко от итальянского аэропорта Альбенга.
У Piaggio Аванти со временем появились 2 модификации. Piaggio Avanti 2, это был не новый самолёт, а именно модификация с минорными изменениями и небольшим улучшением характеристик, и Piagio Avanti EVO, а вот тут улучшений было уже гораздо больше. Появились и новые двигатели, с более тихими винтами, и винглеты, и увеличенные топливные баки, и новая авионика. Для производства нового самолёта Пиаджио вложил немаленькие 150 миллонов долларов чтобы прокачать мощности завода в Альбенге.
Помимо гражданских версий Piaggio делает особые модификации для ВПК своей страны. Я знаю о двух таких, это Морской патрульный самолёт, и неожиданно.. дрон с неплохой вооруженностью и дальностью полёта. Беспилотник кстати, ну на мой личный вкус, получился у них очень интересным с точки зрения внешнего вида.
МАЛ ДА УДАЛ!
BD-5 Micro - самолёт для настоящего эгоиста, или для любителя авиамоделиста, который хочет полетать на том, что он сможет собрать у себя в гараже, или для максимально экономного авиалюбителя. Когда свой частный самолёт ну очень хочется, а жаба ну очень душит. В общем знакомься, самый маленький в мире самолет гражданской авиации, одноместный БиДи пять Микро. Его размах крыла составляет от 4 до 6,5 метров, а весит самолет всего 160 кг, не только благодаря своему размеру, но так же и материалу из которого он сделан, а именно стекловолокну.
Но подождите с тех. характеристиками, давай сначала я тебе расскажу, откуда же такой малыш взялся и кому вообще пришла идея создания одноместного миниатюрного джета. Да этот самолёт в самой топовой конфигурации может оснащаться реактивным двигателем, но всё по порядку.
В шестедисятых годах появился инженер, обещавший сделать авиацию более доступной. Как писало издание Kitplanes, специализирующееся на самодельных самолетах, Джим Беде был авиационным инженером с большими мечтами. Он получил диплом в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году и пошел работать в North American Aviation. Там он использовал свои таланты по прямому назначению и принял участие в проектировании самолетов A-3 Vigilante, F4 и F-100. Его пребывание в качестве винтика в большой корпоративной машине продлилось недолго, и Беда в конце концов нацелился на то, чтобы сделать авиацию общего назначения дешевле и проще.
Подход Беде кардинально отличался от того, что делали другие. Авиастроители обычно продавали самолеты заводской сборки. Джим же придумал кое-что действительно интересное, он хотел помочь владельцам своего самолёта сэкономить, собирая свои самолеты самостоятельно из комплектов, как конструктор. Самодельные самолеты не были чем–то новым – они появились еще при зарождении авиации, - но предлагать самодельный самолет в виде комплекта с инструкциями было настоящим ноухау.
Авиастроительная корпорация БиДи была основана Джимом в 1961 году, и ее основатель сразу приступил к работе.
__
Первым самолётом компании стал BD один. Как отмечает Kitplanes, этот самодельный модуль состоял из трёхсот восьмидесяти пяти отдельных деталей, 175 из которых были взаимозаменяемыми. Это сделало BD один простым и дешевым в изготовлении.
Беде рекламировал BD-1 как самолет который любой может легко собрать у себя на заднем двореи летать на нем. Думая о своём покупателе, он спроектировал крыло так, чтобы его можно было легко отсоединять, и хранить самолет где-нибудь в том же гараже, и это было безусловно дешевле, чем арендовать для него место в каком-нибудь ангаре. Беде даже собирался открыть летную школу, чтобы учить пилотов управлять их готовыми самолетами.
К сожалению, производство BD-один потребовало больше финансирование и времени, чем было обещано Беде изначально... Самолет был приобретен компанией Grumman и в дальнейшем пользовался успехом. Конструкция была изменена без участия Беды и получила обозначение AA-1
Но авиаконструктор энтузиаст не собирался останавливаться, и сделал один за другим ещё три версии своего амбициозного микросамолётика, пока на свет не появился BD-5
Летом 1971 года Джим Беда прибыл в Ассоциацию экспериментальных самолетов Oshkosh для участия в испытаниях прототипа самолета, который мягко говоря удивил зрителей. Его самолет был похож на ракету, крошечную такую ракету на одного, которую к тому же можно было купить за вполне сносную стоимость, в отличии от скучных самолётов конкурентов. Авиалюбители кстати сразу же разместили заказы на новое творение Джима и к концу лета семьдесят первого у Беде было 800 заказов на самолет, которого, правда, еще не существовало.
Но не смотря на все производственные проблемы, коих было немало, авиаконструктор энтузиаст всё же в итоге выпустил микросамолёт своей мечты, и даже в нескольких модификациях.
BD-5 может оборудоваться поршневым, турбовинтовым или же турбореактивным авиадвигателем. Наиболее дешёвый вариант самолета, оснащённый поршневой силовой установкой марки Hirth 2706, обладает тягой в шестьдесят пять лошадок и может разгоняться до скорости в триста пятьдесят километров в час., причём максимальная дальность полёта этого воздушного судна также является вполне приемлемой, составляя порядка 1330 километров.
Самая новая и дорогая версия с турбореактивным двигателем могла разгоняться до четырёхсот сорока пяти километров в час, а практический потолок у него, почти, как у старших братьев заводской сборки – восемь тысяч двести тридцать пять метров.
Но сожалению, в то время как мечта о BD-5 наконец-то осуществилась для одних, для других она стала смертельным кошмаром.
На настоящий момент произошло не меньше тридцати двух авиакатастроф последней версии самолётов Джима Беде, двадцать шесть из которых привели к летальному исходу. Учитывая, что, возможно, было совершено всего 150 полетов, это огромная доля воздушных судов, которые потерпели крушение, часто убивая единственного пассажира. Последняя зарегистрированная авария BD-5 была зафиксирована в 2019 году.
Многие из этих самолетов разбились во время своих первых полетов, причем в качестве причины был указан отказ двигателя при взлете, за которым последовало сваливание. История авиации отмечает, что три из первых BD5 разбились и их пилоты погибли во время взлета. Четвертый поднялся в небо только для того, чтобы разбиться при посадке.
Часть проблем связана с выбором двигателя.
BD-5 был спроектирован так, чтобы двигатель весил всего 45 килограммов. Но, кто все-таки собирал свои самолеты из комплектов, часто обнаруживали, что им прислали гораздо более тяжелую силовой установку. Они видимо думали, что компании производителю виднее, и без задней мысли ставили присланный двигатель, и приступали к полётам. Это приводило к увеличению скорости сваливания и смещению центра тяжести самолета.
И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что они собирались людьми с разным уровнем квалификации. Покупатели комплектов BD 5 тогда работали без супер подробных инструкций и даже умудрялись сами, как сейчас говорят допиливать самолёт, вот только ни к чему хорошему это не приводило.
Тем не менее, 5100 самолетов так или иначе были поставлены покупателям. После этого в 1979 году компания Беде обанкротилась – главным образом, из-за неспособности авиаконструктора вести дела.
Сам же Джим Беде спроектировал еще несколько самолетов, не получивших распространение. И в 2015 году он умер в возрасте 82 лет.
Вот такая интересная авиаподборка получилась у нас в этот раз, если хочешь, чтобы я рассказал ещё о каких то интересных и необычных самолётах, обязательно пиши об этом в комментариях!
✈️ Дорогие авиаторы, напишите в комментариях, что думаете о таком формате, и стоит ли продолжать делать много интересных но небольших фактов, собирая их в одной статье?
Спасибо что дочитали до конца, обязательно подписывайтесь на канал тут в Дзене, подписывайтесь на телеграмм канал "Авиация в Деталях" https://t.me/aviafacts
А если у вас есть желание поддержать автора, то специально для вас доступна кнопка "ДОНАТЫ"
Об авиации интересно. Подписывайтесь.