В начале 80-х годов на Волжском автозаводе начал разрабатываться автомобиль, который выделялся из модельного ряда ВАЗ — "Ока" (ВАЗ-1111). Изначально проект задумывался как средство передвижения для людей с ограниченными возможностями, и его создатели не предполагали, что он станет частью значимого проекта — народного автомобиля.
Поддержку проекту "Ока" оказали специалисты Серпуховского мотосборочного предприятия, ранее занимавшиеся производством мотоколяски для инвалидов. В 1983 году они обратились к ВАЗ с просьбой помочь в создании нового автомобиля для этой категории граждан, предложив разработки научно-исследовательского института. Первоначальная версия имела мотоциклетный двигатель, однако в процессе разработки было принято решение использовать серийный тирожный 4-цилиндровый мотор от "ВАЗ-2108", сокращенный до двух цилиндров.
Дизайнер Юрий Верищагин утверждает, что идею автомобиля для инвалидов предложил ему коллега, и работа над дизайном началась. В качестве прототипа был взят японский "Дайхацу Куоре", хотя "Ока" получила свой уникальный стиль. Автомобиль был задуман как максимально простой, доступный и надежный. Создатели столкнулись со снижением производственных возможностей и попытками сэкономить на деталях — в числе предложения было использование металлических вместо пластиковых деталей.
Первоначальные образцы автомобиля подверглись ряду изменений: длину увеличили на 100 мм, были улучшены характеристики коробки передач и подвески. Дизайнеры испытывали трудности с унифицированными фарами, но итоговый результат оказался удачным: "Ока" была компактной, но вместительной.
Автомобиль прошел комплекс испытаний и показал себя надежным. Примечательно, что "Ока" смогла продемонстрировать достойные скоростные характеристики. Однако после перехода на рыночную экономику "Ока" стала нерентабельной, и производство было перенесено в Серпухов. Несмотря на это, ее популярность среди простых россиян была обусловлена доступной ценой и практичностью.
Даже спустя много лет после выхода на рынок, некоторые владельцы "Оки" предпочитают оставаться верными этому автомобилю, отмечая его достоинства для городских условий. В будущем возможно, что автомобильные концерны вновь обратят внимание на микроавтомобили, учитывая текущие потребности потребителей.