Следующий мой рассказ о Демерджи-Яйле,
которая находится по другую сторону Ангарского перевала от Чатыр-Дага и южнее Долгоруковской яйлы.
Демерджи в переводе с крымско-татарского языка означает «кузнец» и об этом месте есть множество легенд.
Вот одна из них:
Однажды на крымскую землю хлынули орды кочевников. Все дальше и дальше продвигались кочевники в глубь полуострова, пока не достигли высокой горы, вершина которой была окутана дымом.
Местные жители называли эту гору Фунной (Дымящейся).
- Лучший горн где найдешь? Тут будем ковать оружие, - сказал старший военачальник.
Он подозвал к себе одного из своих приближенных. Был тот высок, широкогруд, имел длинную черную бороду, глаза большие, красивые, а взгляд страшный.
Сказал военачальник несколько слов чернобородому, тот кивнул головой и с отрядом спустился в селение. Отобрав самых сильных мужчин, он повел их на вершину Фунны. Там устроил он гигантскую кузницу. Целыми днями оттуда валил дым, плясало пламя, слышался звон железа и стук молотов.
С той поры у завоевателей появилось много оружия из стали настолько крепкой, что рубила она любую другую.
Пылавшее на горе пламя сушило землю. Иссякали родники, мелели речки, перестал родить виноград, чахли сады. Гибли от непосильного труда и голода люди.
Собрались старейшины нескольких деревень, чтобы обдумать, как потушить адскую кузницу. Самых уважаемых послали они к кузнецу - просить его уйти с горы. Долго их не было, и вдруг доставили с Фунны еще горячий кувшин с пеплом и остатками костей.
Послание не нуждалось в толковании.
Тогда с властелином огня решила поговорить девушка по имени Мария. Чуть заметными тропками, таясь от стражи, добралась она до кузницы. Там под навесом клокотали огнем десятки горнов, гудели меха, искры разлетались яркими снопами. У наковален стояли полуголые люди, били молотами по раскаленному железу.
- Слушай меня, чужестранец, - сказала она, - уходи с горы, не губи наших людей.
Засмеялся кузнец.
- Нет, не уйду я. И тебя здесь оставлю. Ты будешь моей.
И он протянул руки к девушке. Оттолкнула его Мария, но где ей было справиться с кузнецом, лишь неудержимую ярость вызвало её сопротивление, ударил он её в ответ, но не рассчитал силу, и Мария упала мертвой к его ногам.
Старая седая гора не выдержала такого злодейства. Дрогнула она от основания до вершины и еще сильнее задышала огнем. Разверзлась земля и поглотила кузницу вместе с людьми.
Когда потухло пламя, улеглись обломки скал, жители окрестных селений увидели необычайное зрелище: на склоне горы высились причудливые каменные изваяния. А на самой вершине появилась скала, очертаниями своими похожая на женскую голову. Она напоминала всем о девушке Марии — последней жертве жестокого кузнеца.
С тех пор успокоилась Фунна, не стало видно огня над ее вершиной, и люди назвали ее другим именем — Демерджи, что значит кузнец, а у подножия Демерджи находится каменный хаос, который носит название «Долина приведений».
В отличие от других крымских яйл, Демерджи сложена не только из известняка, но и из валунов твёрдых пород, скрепленных известняком как цементом.
Вода просачивается с поверхности вглубь породы, вступает в реакцию с углекислым газом, и приобретает свойства слабой кислоты. Под влиянием такой воды и выветривания известняк разрушается, оставляя «скульптуры» из самых твёрдых пород.
Яйла состоит из двух частей: Северной Демерджи
с высшей точкой 1356 метров и Южной Демерджи (1239 м),
к которой и относится «Долина приведений». Но об этой части яйлы я расскажу в следующий раз – мой сегодняшний рассказ только о Северной Демержди.
Маршрутов на нее несколько, но одним из лучших считается дорога от Ангарского перевала через Пахкал-Кая.
Первой точкой на маршруте, которая заслуживает нашего внимания, стал Александровский обелиск.
Это памятник строителям первой почтовой дороги из Симферополя в Алушту, которое было завершено в 1826 году.
Через 10 лет дорогу продлили до до Ялты, а в 1848 году и до Севастополя. Транспортная доступность и дала толчок к развитию Южного берега Крыма.
Обелиск был сооружен в конце 20-х годов XIX века и стал первым российским памятником в Крыму.
Первоначально он был установлен не в честь строителей дороги, а в честь императора Александра I (к тому времени уже покойного), отсюда и его название.
Но всё же гораздо правильнее увековечить память не императора, а простых русских солдат, которые, вгрызаясь в твердую скальную породу киркой и лопатой, с неимоверными трудностями и построили здесь почтовый тракт.
Говорят, фрагменты этой дороги до сих пор можно увидеть в лесу, но найти их сложно.
Продолжение следует...