Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
1. Начало поисков
Это - семейный альбом моего мужа. В нём много фотографий времён прошедшей войны, с которых, как в песне из кинофильма "Офицеры", "глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят".
В Красную Армию во время Великой Отечественной войны были призваны 14 мужчин из семьи моего мужа. Все они жили в одном селе в Ярославской области и носили одну фамилию.
Из них 10 вернулись живыми, в том числе отец моего мужа, трое погибли, один пропал без вести. Один солдат, вернувшийся с фронта, умер вскоре после войны от ран. Но в их родном селе на обелиске в честь воинов - земляков, погибших во время войны, не было фамилий наших родных.
Когда были рассекречены многие сведения о войне, в 2019 году на сайте «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/, мужу удалось найти упоминания о прохождении службы и судьбе этих близких родственников его отца. На этом же сайте он нашёл фамилии ещё восьми односельчан отца, не вернувшихся домой с фронта.
Мы решили добиться внесения на обелиск новых имён и фамилий этих людей - земляков, бойцов Красной Армии, отдавших во имя мира самое дорогое, что есть у каждого человека - свою жизнь!
2. Наши долгие переписки
Вы удивитесь, но на то, чтобы внести новые фамилии на монумент, у нас ушло почти шесть лет! Получали сначала обещания, а потом, когда администрации нужно было показать результат - бездушные отписки, в том числе, что денег нет, памятник находится в удовлетворительном состоянии, что вокруг памятника проводится уборка. Потом - что весь памятник поставят в очередь на реставрацию.
Но мы не останавливались, в конце концов, в прошлом году обратились к губернатору, и непростая задача была решена: к 80-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне, новые фамилии появятся на мемориале, а сам мемориал обновят.
3. Дядя Саша
До поисков я мало знала о погибших родственниках мужа, но благодаря его рассказам, сохранившимся фотографиям и новым фактам, смогла представить их жизнь. Особенно меня потрясла история младшего брата его отца, которого муж называет «дядей Сашей». К сожалению, дядя не дожил до того времени, когда у него появились племянники…
Александр Александрович Х. родился в 1925 году и был призван на фронт, как только ему исполнилось 17 лет - в январе 1943 года. Гвардии рядовой, он воевал на Прибалтийском фронте, на территории современной Латвии. В 1944 году его наградили медалью «За боевые заслуги», был дважды ранен, а потом демобилизован из-за ранения. Скончался после войны, в апреле 1947 года.
Когда появилось решение о внесении новых фамилий на памятник, нашей семье предстояло самое трудное - найти документальное подтверждение того, что Александр скончался от фронтового ранения. Даже на сохранившейся фотографии Саши видно, что слева на лбу у него огромный шрам. И это, не дефект фотографии, как можно было подумать!
Мой муж хорошо помнил, что в детстве ему рассказывала бабушка - мать Александра, о том, что после демобилизации у того очень сильно болела голова. Областной Военный Комиссариат, куда мы обращались, помочь не смог - никаких сведений не имел.
К нашему счастью, и очень вовремя, здесь, на ДЗЕНе, в одной из статей, мы узнали, что в Санкт-Петербурге существует Филиал Центрального Архива Министерства Обороны (ЦАМО), где хранятся военно-медицинские документы из военных госпиталей. Послали запрос непосредственно на электронную почту этого архива и приготовились ждать ответа положенные 30 дней.
Скажу честно, очень и очень переживали, а вдруг никаких сведений не найдут?! Ведь из официальных документов у нас есть только копии свидетельств о рождении и смерти дяди. Причём в свидетельстве о смерти была записана очень странная причина смерти.
4. Мои вопросы доктору
Знакомых врачей у нас нет, а тут во время ожидания ответа архива «приплыла» статья доктора из ДЗЕНа, который пишет о здоровье. И я решилась спросить:
Доктор ответил:
Следующий вопрос:
- Доктор ошибался, мы нашли «концы»!
Ровно через месяц пришёл бумажный конверт по обычной почте.
Для нас это был праздник со слезами на глазах!!! Буквально! Я просто разрыдалась от жалости к Саше, которого никогда не знала. Какую же боль он вытерпел!
Из официального ответа архива военно-медицинских документов мы узнали, что Александр получил тяжелейшее ранение головы, и 22 августа 1944 г. ему была проведена сложнейшая операция - трепанация черепа. Военно-врачебной комиссией он был «признан негодным к военной службе с исключением с учёта. Признан инвалидом II группы на 3 месяца по военному увечью». Из госпиталя выбыл 21 октября 1944 г. по месту жительства.
Полученные документы из ЦАМО и выписки с сайта «Память народа» мы послали в сельскую администрацию.
Сообщив доктору об ответе архива из Санкт-Петербурга, я ещё раз написала:
- Александр был обречён, военные врачи всё знали...
5. Ему бы жить, да жить!
В семейном альбоме мужа хранится маленькая чёрно-белая послевоенная фотография Александра. Посмотрите на первую фотографию в моей статье, верхнее фото слева: парнишка в свитере - это он. Рукой моего мужа сделана надпись: "Д(ядя) Саша брат папы". Он обратил внимание на то, что эта фотография - с уголком, такие обычно делали при устройстве на работу, значит, рассуждал муж, Саша хотел устроиться на работу. Я возражала, он же инвалид, какая работа?! Может, в их округе можно было сфотографироваться только на такую фотокарточку?
- Оказалось, инвалиды II группы"по военному увечью " были ОБЯЗАНЫ работать!
Дяде Саше дали 2 группу инвалидности только на 3 месяца. Это значило, что ему выплачивали небольшую пенсию всего 3 месяца, и местные органы власти в первую очередь должны были найти ему посильную работу (!) . Голова болела, а работать был обязан. На время действия инвалидности в условиях карточной системы, ему должны были предоставлять продукты (хлеб?) и товары потребления. Не знаю, многим ли смогли помочь молодому инвалиду в сельской местности за эти 3 месяца. Возможно, привезли дрова для отопления их деревенского дома. Так что рассчитывать можно было только на себя и родителей. К тому времени один брат Александра (отец моего мужа) всё ещё находился в армии, а их старший брат погиб на фронте.
- Проклятая война всё же догнала нашего солдата, боли стали невыносимы! Александру был всего 21 год, когда его не стало...
Муж увеличил маленькую фотографию и обработал её в цвете. Таким стал Саша, наш дядя Саша, после войны! Шрам слева прикрывал локоном, но, если присмотреться, черточка от шрама над завитком, всё же видна.
Каким же красавцем он был, ему бы жить, да жить!
Вот такой НЕИМОВЕРНОЙ ценой нашему народу досталась Победа! И мы всегда должны об этом помнить!
С наступающим Днём Победы!