Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

“Богатырь русской живописи”. Сколько боли скрывают шумные ярмарки и румяные купчихи?

Где: Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, 12

До: 28 сентября 2025

Голубой домик 1920 холст, масло
Голубой домик 1920 холст, масло

Вернулась домой с выставки “Борис Кустодиев”, а семилетняя дочка с порога спрашивает: “Мама, что такое метафора?” Я достала телефон с только что сделанными в Третьяковке фотографиями и показала “Голубой домик”. Казалось бы, просто голубой домик: справа под деревом мы увидим младенца на руках у матери, на крыше - отрока, гоняющего голубей, под окном - молодого человека, заигрывающего с барышней, на балконе - супружескую чету, чинно пьющую чай, внизу слева - людей старшего поколения, играющих в шашки и старика с газетой. Вывеску гробовой мастерской заметили? Вы глазами очертили круг, круг человеческой жизни. Вот такая метафора.

Автопортрет (Я и моя Сивка) 1904-1905 бумага на картоне, графитный карандаш, акварель
Автопортрет (Я и моя Сивка) 1904-1905 бумага на картоне, графитный карандаш, акварель

Жизнь Бориса Кустодиева была недлинной – 49 лет, из них последние 11 он провел в инвалидном кресле, но именно в эти годы были созданы наиболее яркие, полные жизни работы.

Неудержимая тройка, символизирующая движение, пестрая провинциальная жизнь, праздники, знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы. Это фантастический и ностальгический мир художника, которым он жил в самые тяжкие годы, картины-воспоминания, картины-фантазии, полу-реальный мир, который заменил Кустодиеву мир живых зрительных впечатлений.

Борис Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. На руках у 25-летней матери осталось четверо детей. Борис учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Однажды в город привезли выставку художников-передвижников, настолько впечатлившую мальчика, что он твердо решил учиться рисовать.

Автопортрет (На охоте) 1905 холст, масло
Автопортрет (На охоте) 1905 холст, масло

Борис Кустодиев стал студентом Петербургской Академии художеств и по истечении двух лет был принят в мастерскую Ильи Ефимовича Репина. Впоследствии Репин назовет ученика “богатырем русской живописи”. В 1901 году Репин привлек ученика к работе над заказанной ему огромной картиной «Торжественное заседание Государственного совета». 27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна. На выставке в Третьяковской галерее великолепно представлен Кустодиев-портретист.

Летом 1900 года художник отправился в Костромскую губернию на этюды. Во время поездки он познакомился с Юлией Прошинской. В январе 1903 года влюбленные обвенчались, а спустя 10 месяцев у них родился первенец Кирилл. Тогда же художник окончил Академию художеств с золотой медалью и отправился в пенсионерскую поездку по Европе.

Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1903 холст, масло
Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1903 холст, масло

На протяжении всей своей жизни Кустодиев много писал членов своей семьи - жену, сына, а его самой любимой моделью стала дочь Ирина. Как вспоминал сам художник, первый портрет дочери он написал, когда ей было четыре часа от роду.

Мгновения прекрасной повседневной жизни останавливает Кустодиев в своих работах. Картина “Утро” – единственная, написанная в Париже. Примечательно, что она никак не обусловлена парижскими впечатлениями, Кустодиев с любовью и нежностью создает лирические образы своих близких. Но воздействие импрессионизма все же чувствуется: картина написана с цветными тенями и рефлексами.

Утро 1904 холст, масло
Утро 1904 холст, масло

Не использовав и полугода из оплаченного годового пенсионерского срока, Кустодиев возвращается в Россию.

Период исканий завершился. Художник нашел себя. Борис Кустодиев – певец русской жизни, шумных народных гуляний и ярмарок. Об этом очень точно пишет Александр Бенуа: «Мне кажется, настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, пестрядина, “глазастые” ситцы, варварская “драка красок”, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».

Гулянье на Волге 1909 холст, масло
Гулянье на Волге 1909 холст, масло

В 1909 году у 31-летнего Кустодиева появились первые признаки тяжелой болезни. Доктора говорили о ревматизме, заставляли носить корсет. Берлинский профессор Оппенгейм поставил диагноз - опухоль спинного мозга, и взялся ее удалить. От гонорара за операцию профессор отказался - попросил подарить ему картину. Несколько операций принесли лишь временное облегчение.

Крестный ход 1915 холст, масло
Крестный ход 1915 холст, масло

В 1916 году боли вернулись. Операцию делали в Петербурге, врачи пришли к выводу, что нужно делать выбор — бороться за сохранность подвижности или только рук, или только ног. Тяжелейший выбор пришлось принять жене художника. «Он художник, оставьте руки», - ответила Юлия. Ее мужественное решение позволило продлить творческую судьбу художника еще на десятилетие.

Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1920 холст, масло
Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1920 холст, масло

До последнего момента супруга оставалась музой, сиделкой, ангелом-хранителем своего мужа. Её не стало в 1942 году, Юлия Кустодиева умерла от голода в блокадном Ленинграде.

Троицын день 1920 холст, масло
Троицын день 1920 холст, масло


Вокруг время войн и революционных катаклизмов, личная драма, а краски на картинах светятся все ярче, а пышные русские красавицы выглядят все соблазнительнее.

Ярмарка в Кинешме 1917 холст, масло
Ярмарка в Кинешме 1917 холст, масло

Жанровые картины Бориса Кустодиева похожи на сценки из спектакля из провинции, в них нет стремления передать жизнь такой, какой она была в действительности. Кустодиев не воспроизводит реальной жизни – он, по меткому выражению писателя Евгения Замятина, создает свой собственный мир, “страну Кустодию”.

Собирая воедино все черты, которые художник считает типическими для купчихи, Кустодиев нарочито преувеличивает их, чтобы ошеломить зрителя чрезмерностью всех качеств своих героинь. Он гиперболизирует до абсурда нелепость провинциальных вкусов, но любуется людьми, живущими в этом пестром мире, радуется холеной красоте и сытости молодых купчих.

Изображая своих сахарно-прекрасных героинь в окружении кузнецовских чашечек, пузатых до блеска начищенных самоваров и сахарных арбузов, художник так преувеличивает красоту в ее купеческом понимании, что в конце концов вырастает образ, в чем-то забавный, с оттенком дружелюбной насмешки.

Красавица 1915 холст, масло
Красавица 1915 холст, масло

Моделью для “Красавицы” послужила актриса Московского Художественного театра Фаина Шевченко, сыгравшая главную роль в пьесе Михаила Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина», декорации и костюмы к которой исполнял Кустодиев. Работая над постановкой в Москве, живописец с натуры сделал небольшой карандашный рисунок, а само полотно уже писал в Петербурге, в своей квартире на Введенской улице. где у художника была мастерская с двумя большими окнами. Как вспоминал сын Кустодиева: «Как-то бабушка … принесла нам три гипсовых фигурки, купленных на Сытном рынке. Они отцу очень понравились, и он вписал их в картину (на комоде, справа). Дома у нас хранилась чудесная старинная стенка сундука с росписью по железу – на черном фоне красные розы в вазе. Отец воспользовался этим мотивом для узоров на сундуке, хотя цвет и изменил». Аляповатые голубые обои с ярким орнаментом из роз, розовое атласное стеганое одеяло, подушки в кружевных наволочках: Кустодиев по-доброму иронизирует над шиком купеческих домов.

Русская Венера 1925-1926 холст, масло
Русская Венера 1925-1926 холст, масло

«Русская Венера» завершает серию колоритных героинь, с таким любованием написанных художником. Древняя богиня красоты рождалась из пены морской, а русской красавице ближе деревенская баня и пузыри мыльной пены.

«Я решил писать большую картину — Венеру, русскую Венеру. Это будешь и ты и не ты, тип русской женщины. Она не будет лежать обнаженной на темном бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне. Я помещу свою Венеру — ты знаешь куда? — в баню. Тут обнаженность целомудренной русской женщины естественна, закономерна»

Борис Кустодиев

Позировала дочь Ирина. Долго не могли раздобыть веник, Ирина держала вместо веника линейку. Когда достали березовый веник, то художник написал его на готовой уже картине.

На террасе 1906 холст, масло
На террасе 1906 холст, масло

Полотно потребовалось большое, не знали, где его достать, тогда Кустодиев решил писать на обороте старой картины «Не террасе». На террасе «Теремa» – дома, построенного художником неподалеку от Кинешмы, для летнего отдыха своей семьи, пьют чай сам Борис Михайлович с женой, Юлией, сестра художника с мужем, сын Кирилл и Ирина с няней.

Портрет Ф.И.Шаляпина 1921 холст, масло
Портрет Ф.И.Шаляпина 1921 холст, масло

"Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-нибудь видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве" - вспоминал Федор Иванович Шаляпин. Кустодиев невероятно точно отразил яркость и темперамент натуры великого артиста: ему тесно в огромной в картине, голова и ноги упираются в раму, конец трости уходит за пределы изображения. Художник пишет с двух разных точек зрения: фигура певца написана снизу, а фон картины – сверху. Из-под распахнутой шубы виден концертный костюм, мех переливается, играет камень перстня на мизинце, на морде у бульдога написаны восторг и преданность. Внимательный зритель заметит афишу, сообщающую о гастролях Шаляпина.

Купец 1923 холст, масло
Купец 1923 холст, масло

«…удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его балаганы, его купцы Сусловы, его купчихи Пискулины, его сдобные красавицы, его ухари и молодцы — вообще все его типические русские фигуры… сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски”

Ф.И.Шаляпин

Цветы 1924 холст на фанере, масло
Цветы 1924 холст на фанере, масло

Болезнь не смогла сокрушить незаурядный, мощный характер художника. Все приходящие в дом Кустодиевых, поражались его жизнелюбию и доброте. А каким юмором искрятся его письма! Одно из них 1921 года о поездке “на воды” в Старую Русу:

“Пока ехали с вокзала, я уже любовался чудесными видами “моей” провинции. Так здесь много того, что я люблю, - площадь, на которой посреди гостиного двора какой-то смешной архитектуры стоят телеги с мужиками, церкви, монастыри и сады, сады, сады с густыми тополями, березами, кленами, ивами… Дожидаюсь своего кресла, без которого совсем не могу сидеть. Завтра начну принимать ванны, после которых, говорят, больные начинают ходить, а одна выздоровевшая дама, говорят, с ума сошла от радости и уехала отсюда в сумасшедший дом – но здоровая! Вот хорошая перспектива для меня! Уж очень, значит, сильные целебные свойства у этих источников…”

Иней 1917 холст, масло
Иней 1917 холст, масло

Из письма супруге 1912 года: “Ты вот пишешь о чувстве одиночества, и я вполне это понимаю, оно у меня еще усиливается сознанием, что все чем другие живут, для меня уже почти невозможно… Правда, несмотря на все, я иногда удивляюсь еще своей беспечности и какой-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни: просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы – и за это спасибо. И не останавливаюсь долго на мучающих, неразрешимых вопросах.

Афиша 1925 Бумага на картоне, карандаш, тушь, перо, кисть, акварель
Афиша 1925 Бумага на картоне, карандаш, тушь, перо, кисть, акварель

В Третьяковской галерее впервые практически в полном составе показаны эскизы Кустодиева к спектаклю «Блоха» (по рассказу Николая Лескова о Левше) для Второго Московского художественного академического театра и Большого драматического театра в Ленинграде – вершины в театрально-декорационной деятельности мастера. Кустодиев начал свою деятельность театрального декоратора в конце 1911 года. Он оформил 39 спектаклей, из них 19 увидели свет.

Автор пьесы Е.И.Замятин прислал Кустодиеву в Ленинград письмо, в котором просил оформить “Блоху”: “В основу положен мотив лесковского Левши, но измене сюжет, мотив разработан по-другому...Это – театр русский насквозь, и Англия тоже русская, тульская. Англия такая, какой она представляется русскому мужику. Петербург – тоже тульский. Пьеса очень забавная… Единственный художник, который может дать пьесе то, что нужно, - Вы. Пожалуйста, пожалуйста, соглашайтесь…”

Блоха 1925 бумага, акварель, карандаш
Блоха 1925 бумага, акварель, карандаш

Режиссер спектакля А.Д.Дикий в книге “Повесть о театральной юности” вспоминает: “Прошло совсем немного дней… и Кустодиев прислал в Москву эскизы – полутораметровый ящик, набитый сверху донизу… Затрещала крышка, открыли ящик – и все ахнули. Это было так ярко, так точно…”

Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

-29

Ваша купчиха первой гильдии,

Елена Сегал

#Третьяковская_галерея #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Борис_Кустодиев #куда_пойти_на_майские_праздники