И мне даже не чужд идеализм с желанием всем угодить. И даже иногда я прям как в беззаботной юности готова делать что-то без благодарности, и мне достаточно только осознания, что благодаря мне кому-то лучше.
Я не про медицинскую помощь - я ее не оказываю в том представлении, в каком ее обычно понимают.
Жизни я, как коллеги в отделении интенсивной терапии, не спасаю. Я просто назначаю препараты, которые продлевают жизнь без инфарктов и инсультов, и про которые ходит слух, что от них отваливается печень.
Наша преподаватель велела нам так не делать, но сама, будучи заслуженным врачом РФ, позволяет себе спрашивать пациентов, которые прибегают к этому аргументу, завещали ли они кому-то саою печень, что переживают за нее больше, чем за сердце.
У меня вообще нет такого, что пациенту плохо, а я что-то сделала или назначила - и стало легче. Люди обычно не чувствуют свое давление - а я заставляю их принимать таблетки, да еще на всю жизнь, которые держат давление в узде, и кто ж этому будет рад?
Кто-то, конечно, радуется - но цифрам на бумаге дневника своего давления, а не продлению жизни без инфарктов и инсультов, которую мы особо не осознаем.
Человек, которому плохо в моменте, должен идти не ко мне, а в другой кабинет - неотложной помощи, или вызывать бригаду скорой медицинской помощи: это к вопросу о том, что вдруг пациенту реально плохо, а я отказываю в приеме без записи. Если человек дошел ко мне на четвертый этаж - вернуться на первый он тоже сможет.
А еще у меня тоже есть сердце, и оно тоже болит от осознания, что на ЭхоКГ и мониторирование ЭКГ по Холтеру есть очереди, и большие. Но гораздо больнее мне от осознания, что без очереди все получит тот, кто пожалуется. Точнее, больно мне не от этого факта: я потихоньку признаю, что это правильно.
Мне тягостно слышать, как этот факт интерпретируют пациенты: "талоны у них на самом деле есть, просто они их не хотят давать; если правильные слова сказать - сразу все дадут и сделают".
А на самом деле если кого-то берут без очереди - это врача УЗИ заставляют принять вне расписания. То есть у него записаны люди каждые сколько там у него минут - а он должен еще впихнуть одного. По факту вынуждают проводить все исследования в этот день быстрее, чем положено.
И вот это вот "могут ведь, когда хотят" меня злит. Давайте тогда эти пациенты, которые так говорят, тоже будут чем-то таким заняты, чтобы бесперебойно напрягаться, задействуя резервы организма. Каждый день, но не получая за это ничего, кроме обвинений в том, что недостаточно стараются и почему так долго.
Если говорить про мой опыт как пациента - вернее, матери семимесячной пациентки, - то я заходила "только спросить" к неврологу. И здесь сразу важная ремарка:
я решилась на это ТОЛЬКО потому что врач мою дочь уже видела и назначала лечение.
Первично "просто спросить" я бы не пошла.
Дело было так: в тот день дочери выполнили повторное УЗИ мозга, и там сохранялось изменение, из-за которого невролог дала отвод от прививки, которая нам нужна.
Я говорю "нам" - в смысле дочери, чтобы не заболеть, а нам, ее родителям - чтобы не заболел наш ребенок. Поэтому здесь "нам" - не слияние, а осмысленно употребленное мостоимение.
Я пришла в регистратуру, чтобы узнать, могу ли я записаться к неврологу через дежурного терапевта или для этого нужно записаться к обычному терапевту. Регистратор посмотрела расписание и сказала, что записи к неврологу на ближайшие две недели нет, а потом она уйдет в отпуск.
И я решилась пойти сидеть под дверью, чтобы задать вопрос о том, как дальше быть. Я не просила других пациентов пустить меня, а вежливо поинтересовалась, на какое время у них запись. Скрывать свои намерения не стала, попросила разрешения, если будет минутка, задать свой вопрос. Пациенты пошли навстречу.
Итак, из кабинета выходит мама со вторым из близнецов - первый плакал в коридоре на руках у бабушки. До записи следующих пациентов, папы и девочки, 10 минут. Я постучала, приоткрыла дверь. Извинилась и сразу сказала, что мы не записаны.
И сразу выдала три ключевых тезиса:
Вы давали медотвод от [названия прививки] из-за [таких-то изменений]. Мы сейчас были на УЗИ - изменения остались. Медотвод в силе?
Обратите внимание: я за несколько секунд сформулировала суть, что именно я хочу получить и что мне можно дать за такие же несколько секунд:
- один тезис - исходная информация
- второй - оценка в динамике
- третий - собственно запрос
Возможно, мне легче это сделать в силу того, что я сама врач и умею что надо формулировать - но я не думаю, что этот навык гарантируется медицинским образованием. Это умение мне помогали развивать родители еще в школе. Эффективная коммуникация и сжатое формулирования мыслей.
Я при этом говорю реально извиняющимся и просительным тоном, понимая, что меня могут попросить покинуть кабинет и будут правы. При этом с тогда еще шестимесячным ребенком на руках я почти делаю неглубокий реверанс.
Невролог спокойно ответила, что да, медотвод сохраняется, потому что могут быть осложнения. Уже делая обратно шаг к двери, я уточняю, нужно ли снова пропить в течение [такой-то препарат], который был назначен после предыдущего УЗИ.
Невролог сначала ответила "да", а потом спросила, сильные ли изменения. И вот тут я себя корю: я попросила разрешения показать ей результаты УЗИ, а следовало быть готовой сразу по памяти сказать показатели. Благо, оба документа - трехмесячной давности и сегодняшний - были у меня в руках, но я даже не показала, кто из них который, и врачу пришлось еще напрягаться искать даты.
Она выписала на листике схему лечения, я с огромной благодарностью ушла. Врач вышла из кабинета вместе со мной, чтобы зайти в туалетную комнату. Я была рада, что у нее есть по времени такая возможность, и я другими своими вопросами этому не помешала. Говорю о ней я теперь с кем угодно в самых светлых красках.