Найти в Дзене

Забудьте про схемы! История вязания «на ощупь» и сердцем

Когда видишь старинные вязаные вещи — особенно с орнаментами — так и хочется спросить: а где схема-то? Где эти аккуратные квадратики с крестиками, стрелочками и подписями «повторить от * до *»? А схемы… схем не было. Ни в тетрадках, ни в Пинтересте, ни в голове. Но, тем не менее, орнаменты рождались. Красивые, логичные, уравновешенные. Иногда — с налётом художественного хаоса. Как же это работало? Дело в том, что раньше было целое поколение визуальных вязальщиц. Это не профессия, не диагноз и не новый тип мышления. Это просто женщины (чаще всего), которые видели узор — и вязали его. Запоминали рисунок с варежек соседки, ковра в избе или вышивки на рушнике. Иногда переносили мотивы из вышивки в вязание. Иногда сами придумывали — и не всегда могли объяснить, как. Пальцы вязали быстрее головы. Память рук делала своё дело. Записывать схемы? Да кому это надо… Запомнила, передала дочери или внучке, та — следующей. Иногда весь узор держался на одном (!) носке, вязаном лет десять назад. Достал

Когда видишь старинные вязаные вещи — особенно с орнаментами — так и хочется спросить: а где схема-то? Где эти аккуратные квадратики с крестиками, стрелочками и подписями «повторить от * до *»? А схемы… схем не было. Ни в тетрадках, ни в Пинтересте, ни в голове. Но, тем не менее, орнаменты рождались. Красивые, логичные, уравновешенные. Иногда — с налётом художественного хаоса. Как же это работало?

Дело в том, что раньше было целое поколение визуальных вязальщиц. Это не профессия, не диагноз и не новый тип мышления. Это просто женщины (чаще всего), которые видели узор — и вязали его. Запоминали рисунок с варежек соседки, ковра в избе или вышивки на рушнике. Иногда переносили мотивы из вышивки в вязание. Иногда сами придумывали — и не всегда могли объяснить, как. Пальцы вязали быстрее головы. Память рук делала своё дело.

Записывать схемы? Да кому это надо… Запомнила, передала дочери или внучке, та — следующей. Иногда весь узор держался на одном (!) носке, вязаном лет десять назад. Достали из сундука — и по нему вяжут. И ведь вяжут!

Жаккард без схем — это как музыка на слух. Кто-то играет по нотам, а кто-то подбирает аккорды на лету. А уж если узор не слишком сложный — скажем, чередование ромбов, крестиков, точек и линий — то вполне можно построить логичный, симметричный орнамент по наитию. Петельки туда, петельки сюда — и вот уже вышел орнамент, как будто его дизайнер из журнала придумал.

-2

Была в этом процессе некая магия. Свобода и интуиция. Орнамент рождался как диалог: между мастером, спицами и пряжей. А ещё — между поколениями. Ведь часто узоры были не просто красивыми — они что-то значили. Охраняли, рассказывали, связывали с местом, родом, землёй.

Кто-то скажет: россыпь. Беспорядок. Несовершенно. Но на самом деле — это логика, просто другая. Не математика, а визуальная поэзия. Не по схеме, а по чувству.

Сегодня у нас есть схемы, программы, миллионы фото и готовых описаний. Но, возможно, стоит иногда отложить всё это… и попробовать провязать орнамент просто по памяти. Или по вдохновению. Кто знает, может, вы тоже — визуальная вязальщица?