Найти в Дзене
От чтения к сочинению

«Какими качествами должен обладать учитель?»

Разбирали с учеником текст варианта 36 из сборника под ред. Р.А. Дощинского ОГЭ 2024 и мне он очень понравился. Я решила его разобрать здесь. Текст: (1)Шла вторая неделя учебного года, но стояло ещё полное лето. (2)Лишь клёны кое-где пожелтели, но они начинают желтеть уже в августе.
(З)В квартале от школы Кирилл догнал длинного Климова и хлопнул его курткой по спине.
— (4)Привет, — сказал Климов. — (5)Не дерись, будь воспитанным ребёнком хотя бы перед лицом учителей.
— (6)Кого?
— (7)Вон Вера Сергеевна идёт.
— (8)Она же спиной к нам, а не лицом, — рассудил Кирилл. — (9)Давай догоним.
(10)Они с двух сторон обогнали невысокую седоватую математичку и разом сказали:
— Здрасте, Вера Сергеевна!
— (11)Здравствуйте... (12)А, Векшин и Климов!
— (13)Дайте, я ваш портфель понесу, — сказал Климов.
— (14)Буду весьма благодарна.
— (15)Ого, весу-то... (16)Наверно, наши тетрадочки?
— (17)Ваши... (18)Но лично вашей тетради, Климов, я не нашла и крайне этим озадачена. (19)Вы не сдали работу?
— (20)Увы,
Оглавление

Разбирали с учеником текст варианта 36 из сборника под ред. Р.А. Дощинского ОГЭ 2024 и мне он очень понравился. Я решила его разобрать здесь.

Текст:

(1)Шла вторая неделя учебного года, но стояло ещё полное лето. (2)Лишь клёны кое-где пожелтели, но они начинают желтеть уже в августе.
(З)В квартале от школы Кирилл догнал длинного Климова и хлопнул его курткой по спине.
— (4)Привет, — сказал Климов. — (5)Не дерись, будь воспитанным ребёнком хотя бы перед лицом учителей.
— (6)Кого?
— (7)Вон Вера Сергеевна идёт.
— (8)Она же спиной к нам, а не лицом, — рассудил Кирилл. — (9)Давай догоним.
(10)Они с двух сторон обогнали невысокую седоватую математичку и разом сказали:
— Здрасте, Вера Сергеевна!
— (11)Здравствуйте... (12)А, Векшин и Климов!
— (13)Дайте, я ваш портфель понесу, — сказал Климов.
— (14)Буду весьма благодарна.
— (15)Ого, весу-то... (16)Наверно, наши тетрадочки?
— (17)Ваши... (18)Но лично вашей тетради, Климов, я не нашла и крайне этим озадачена. (19)Вы не сдали работу?
— (20)Увы, — сказал длинный Климов.
— (21)Почему же? (22)Я не верю, что вы не сумели решить.
— (23)Я и не пытался, Вера Сергеевна, — вздохнул Климов. — (24) Совершенно не о том были мысли.
— (25)Если не секрет, о чём же они были?
— (26)Не секрет, но трудно объяснить... (27)Кажется, о смысле жизни.
— (28)Нуи... отыскали смысл?
— (29)Увы, — опять сказал Климов. — (30)И от огорченья подумал: пускай уж лучше двойка.
— (31)Жаль, — сказала Вера Сергеевна.
— (32)Ничего, я до конца четверти исправлю.
— (33)Жаль, что не доискались до смысла жизни. (34)А ставить двойку я вам не собираюсь.
— (35)Я не способен к математике, — сказал Климов.
— (36)Вы же в прошлом году участвовали в районной математической олимпиаде!
— (37) Да. (38)А сейчас я эту науку разлюбил.
— (39)Тем более я не могу ставить вам двойку. (40)Потому что не сумела воспитать в вас прочную любовь к своему предмету, — усмехнулась Вера Сергеевна. — (41)Здесь двойку заслужила скорее я.
— (42)Это вы шутите, — сумрачно сказал Климов.
— (43)Не совсем... (44)А вы в свою очередь не совсем серьёзны.
— (45)Почему же...
— (46)Потому что нельзя разлюбить науку, которую вы ещё не знаете. (47)Ваши некоторые успехи в прошлом году настроили вас бодро, а столкнувшись со сложностями, вы разочаровались...
— (48) Ну, да... (49)Но это лишь одна из причин.
— (50)Возможно. (51)Боюсь только, что не самая малая... (52)Я вспоминаю своего старого преподавателя французского языка. (53)Это было, естественно, во времена, которые кажутся вам доисторическими. (54)Так вот, я ему как-то сказала, что терпеть не могу «этот ужасный французский». (55)Он засмеялся: «Голубушка, вы сначала выучите его, а потом решайте. (56)Чтобы любить или ненавидеть какой-либо предмет, надо его знать...» (57)Потом, когда я читала в подлиннике Стендаля, я уже не испытывала ненависти к французскому...
— (58)Стендаль — это хорошо, — сказал Климов. — (59)Но диссертации по математике никто не читает, как романы.
— (60)Разумеется. (61)Но математика помогает постигать жизнь не менее, чем это делает искусство... (62)А жизнь у вас, Климов, к счастью, впереди.
— (63)Вера Сергеевна, — с чувством сказал Климов. — (64)Следующую работу я обязательно сдам.
— (65)Вы меня очень обяжете. (66)Тем более, что это будет уже плановая контрольная.
— (67)Я не ради оценки. (68)Я и на олимпиаду пойду, так и быть.
— «(69)Так и быть» не надо. (0)Раз вы разочаровались в математике...
— (71)Я не ради математики. (12)Я ради вас, — брякнул Климов.

(По В.П. Крапивину*)
* Владислав Петрович Крапивин (1938-2020) — советский и российский детский писатель и сценарист, журналист и педагог.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какими качествами должен обладать учитель?» Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Всегда советую начинать с анализа, чтобы дойти до сути 😊

Анализ текста В.П. Крапивина

1. Вопросы по содержанию

1) Как автор описывает начало учебного года?

2) Как ведут себя Кирилл и Климов при встрече с учительницей?

3) Почему Климов не сделал домашнее задание?

4) Как Вера Сергеевна реагирует на признание Климова?

Проверяем себя

1) Как автор описывает начало учебного года?
– Учёба уже началась, но погода ещё летняя. Лишь некоторые клёны начали желтеть, что характерно для конца лета.

2) Как ведут себя Кирилл и Климов при встрече с учительницей?
– Они специально догоняют Веру Сергеевну, вежливо здороваются, Климов предлагает донести её тяжёлый портфель с тетрадями.

3) Почему Климов не сделал домашнее задание?
– Он объясняет, что размышлял о «смысле жизни» и не пытался решать задачи. Позже признаётся, что разочаровался в математике после трудностей.

4) Как Вера Сергеевна реагирует на признание Климова?
– Она не ставит двойку, а анализирует ситуацию: считает, что частично виновата сама, так как не смогла привить любовь к предмету.

2. Вопросы по анализу персонажей

1) Какие черты характера проявляет Климов?

2) Почему Вера Сергеевна отказывается ставить двойку?

3) Как учительница мотивирует Климова?

-2

Проверяем себя

1) Какие черты характера проявляет Климов?
– Ироничный (шутки про «воспитанного ребёнка»), честный (не оправдывается за невыполненную работу), эмоциональный («ради вас» идёт на олимпиаду).

2) Почему Вера Сергеевна отказывается ставить двойку?
– Она понимает, что оценка не исправит ситуацию. Важнее вернуть ученику интерес к предмету через доверительный разговор.

3) Как учительница мотивирует Климова?
– Приводит личный пример (историю с французским языком), объясняет, что судить о предмете можно, только глубоко его изучив.

3. Вопросы на интерпретацию

1) Почему Климов соглашается идти на олимпиаду?

2) Какова главная мысль рассказа?

3) Чем отличается Вера Сергеевна от строгих учителей?

-3

Проверяем себя

1) Почему Климов соглашается идти на олимпиаду?
– Не из-за интереса к математике, а из благодарности к учительнице. Это показывает силу её педагогического воздействия.

2) Какова главная мысль рассказа?
– Учитель должен не просто требовать знания, а уметь вдохновлять, находить подход к каждому ученику.

3) Чем отличается Вера Сергеевна от строгих учителей?
– Она не давит авторитетом, а признаёт свои недочёты и общается с учениками на равных, что вызывает у них ответное уважение.

Сочинение-рассуждение «Какими качествами должен обладать учитель?»

-4

Введение

Учитель – это не просто человек, передающий знания. Это наставник, который способен вдохновлять, понимать и помогать ученикам даже в сложных ситуациях. Именно таким учителем предстаёт Вера Сергеевна в приведенном тексте В.П. Крапивина. Её образ позволяет выделить ключевые качества, которые делают педагога по-настоящему мудрым и уважаемым.

Основная часть

Во-первых, учитель должен быть терпеливым и понимающим. Вера Сергеевна не ругает Климова за невыполненное задание, а пытается разобраться в причинах. Она замечает, что его неудача связана не с ленью, а с потерей интереса к предмету, и мягко подводит его к осознанию ошибки: «Чтобы любить или ненавидеть какой-либо предмет, надо его знать».

Во-вторых, важно умение признавать свои недочёты. Учительница не ставит Климову двойку, признавая, что, возможно, не сумела заинтересовать его математикой: «Здесь двойку заслужила скорее я». Это показывает её честность и готовность к диалогу, а не к авторитарному давлению.

В-третьих, настоящий педагог умеет мотивировать. Вера Сергеевна не читает нотаций, а приводит пример из своей жизни (историю с французским языком), чтобы показать Климову, как меняется отношение к предмету с углублением в него. Её слова «математика помогает постигать жизнь не менее, чем искусство» заставляют ученика задуматься и пообещать исправиться.

Наконец, учитель должен верить в своих учеников. Даже когда Климов заявляет, что «разлюбил» математику, Вера Сергеевна не отворачивается от него. Она верит, что он сможет преодолеть трудности, и поддерживает его: «Жизнь у вас, к счастью, впереди». Именно это доверие становится для Климова решающим – он решает участвовать в олимпиаде «ради неё», а не ради оценки.

Вспоминая аргумент из жизни, сразу вспомнила Януша Корчака – педагога, который пошел в газовую камеру с детьми.

-5

Польский врач, писатель и педагог, посвятивший жизнь воспитанию сирот. Во время Второй мировой войны он отказался покинуть своих воспитанников из варшавского детского дома, несмотря на предложение спастись. Вместе с ними он отправился в концлагерь Треблинка, где погиб в газовой камере.

Почему он вдохновляет:

Учил детей не только наукам, но и человечности.

Создал систему самоуправления в детском доме, где дети сами решали свои дела.

Доказал, что учитель – это не просто профессия, а призвание.

Вывод

В заключение можно сказать, что идеальный учитель – это сочетание терпения, мудрости, справедливости и искренней любви к ученикам. Таким педагогам, как Вера Сергеевна, дети готовы доверять, ради них стараться и меняться. Ведь настоящий учитель не просто преподаёт предмет – он помогает найти свой путь.