Разбирали с учеником текст варианта 36 из сборника под ред. Р.А. Дощинского ОГЭ 2024 и мне он очень понравился. Я решила его разобрать здесь.
Текст:
(1)Шла вторая неделя учебного года, но стояло ещё полное лето. (2)Лишь клёны кое-где пожелтели, но они начинают желтеть уже в августе.
(З)В квартале от школы Кирилл догнал длинного Климова и хлопнул его курткой по спине.
— (4)Привет, — сказал Климов. — (5)Не дерись, будь воспитанным ребёнком хотя бы перед лицом учителей.
— (6)Кого?
— (7)Вон Вера Сергеевна идёт.
— (8)Она же спиной к нам, а не лицом, — рассудил Кирилл. — (9)Давай догоним.
(10)Они с двух сторон обогнали невысокую седоватую математичку и разом сказали:
— Здрасте, Вера Сергеевна!
— (11)Здравствуйте... (12)А, Векшин и Климов!
— (13)Дайте, я ваш портфель понесу, — сказал Климов.
— (14)Буду весьма благодарна.
— (15)Ого, весу-то... (16)Наверно, наши тетрадочки?
— (17)Ваши... (18)Но лично вашей тетради, Климов, я не нашла и крайне этим озадачена. (19)Вы не сдали работу?
— (20)Увы, — сказал длинный Климов.
— (21)Почему же? (22)Я не верю, что вы не сумели решить.
— (23)Я и не пытался, Вера Сергеевна, — вздохнул Климов. — (24) Совершенно не о том были мысли.
— (25)Если не секрет, о чём же они были?
— (26)Не секрет, но трудно объяснить... (27)Кажется, о смысле жизни.
— (28)Нуи... отыскали смысл?
— (29)Увы, — опять сказал Климов. — (30)И от огорченья подумал: пускай уж лучше двойка.
— (31)Жаль, — сказала Вера Сергеевна.
— (32)Ничего, я до конца четверти исправлю.
— (33)Жаль, что не доискались до смысла жизни. (34)А ставить двойку я вам не собираюсь.
— (35)Я не способен к математике, — сказал Климов.
— (36)Вы же в прошлом году участвовали в районной математической олимпиаде!
— (37) Да. (38)А сейчас я эту науку разлюбил.
— (39)Тем более я не могу ставить вам двойку. (40)Потому что не сумела воспитать в вас прочную любовь к своему предмету, — усмехнулась Вера Сергеевна. — (41)Здесь двойку заслужила скорее я.
— (42)Это вы шутите, — сумрачно сказал Климов.
— (43)Не совсем... (44)А вы в свою очередь не совсем серьёзны.
— (45)Почему же...
— (46)Потому что нельзя разлюбить науку, которую вы ещё не знаете. (47)Ваши некоторые успехи в прошлом году настроили вас бодро, а столкнувшись со сложностями, вы разочаровались...
— (48) Ну, да... (49)Но это лишь одна из причин.
— (50)Возможно. (51)Боюсь только, что не самая малая... (52)Я вспоминаю своего старого преподавателя французского языка. (53)Это было, естественно, во времена, которые кажутся вам доисторическими. (54)Так вот, я ему как-то сказала, что терпеть не могу «этот ужасный французский». (55)Он засмеялся: «Голубушка, вы сначала выучите его, а потом решайте. (56)Чтобы любить или ненавидеть какой-либо предмет, надо его знать...» (57)Потом, когда я читала в подлиннике Стендаля, я уже не испытывала ненависти к французскому...
— (58)Стендаль — это хорошо, — сказал Климов. — (59)Но диссертации по математике никто не читает, как романы.
— (60)Разумеется. (61)Но математика помогает постигать жизнь не менее, чем это делает искусство... (62)А жизнь у вас, Климов, к счастью, впереди.
— (63)Вера Сергеевна, — с чувством сказал Климов. — (64)Следующую работу я обязательно сдам.
— (65)Вы меня очень обяжете. (66)Тем более, что это будет уже плановая контрольная.
— (67)Я не ради оценки. (68)Я и на олимпиаду пойду, так и быть.
— «(69)Так и быть» не надо. (0)Раз вы разочаровались в математике...
— (71)Я не ради математики. (12)Я ради вас, — брякнул Климов.
(По В.П. Крапивину*)
* Владислав Петрович Крапивин (1938-2020) — советский и российский детский писатель и сценарист, журналист и педагог.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какими качествами должен обладать учитель?» Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Всегда советую начинать с анализа, чтобы дойти до сути 😊
Анализ текста В.П. Крапивина
1. Вопросы по содержанию
1) Как автор описывает начало учебного года?
2) Как ведут себя Кирилл и Климов при встрече с учительницей?
3) Почему Климов не сделал домашнее задание?
4) Как Вера Сергеевна реагирует на признание Климова?
Проверяем себя
1) Как автор описывает начало учебного года?
– Учёба уже началась, но погода ещё летняя. Лишь некоторые клёны начали желтеть, что характерно для конца лета.
2) Как ведут себя Кирилл и Климов при встрече с учительницей?
– Они специально догоняют Веру Сергеевну, вежливо здороваются, Климов предлагает донести её тяжёлый портфель с тетрадями.
3) Почему Климов не сделал домашнее задание?
– Он объясняет, что размышлял о «смысле жизни» и не пытался решать задачи. Позже признаётся, что разочаровался в математике после трудностей.
4) Как Вера Сергеевна реагирует на признание Климова?
– Она не ставит двойку, а анализирует ситуацию: считает, что частично виновата сама, так как не смогла привить любовь к предмету.
2. Вопросы по анализу персонажей
1) Какие черты характера проявляет Климов?
2) Почему Вера Сергеевна отказывается ставить двойку?
3) Как учительница мотивирует Климова?
Проверяем себя
1) Какие черты характера проявляет Климов?
– Ироничный (шутки про «воспитанного ребёнка»), честный (не оправдывается за невыполненную работу), эмоциональный («ради вас» идёт на олимпиаду).
2) Почему Вера Сергеевна отказывается ставить двойку?
– Она понимает, что оценка не исправит ситуацию. Важнее вернуть ученику интерес к предмету через доверительный разговор.
3) Как учительница мотивирует Климова?
– Приводит личный пример (историю с французским языком), объясняет, что судить о предмете можно, только глубоко его изучив.
3. Вопросы на интерпретацию
1) Почему Климов соглашается идти на олимпиаду?
2) Какова главная мысль рассказа?
3) Чем отличается Вера Сергеевна от строгих учителей?
Проверяем себя
1) Почему Климов соглашается идти на олимпиаду?
– Не из-за интереса к математике, а из благодарности к учительнице. Это показывает силу её педагогического воздействия.
2) Какова главная мысль рассказа?
– Учитель должен не просто требовать знания, а уметь вдохновлять, находить подход к каждому ученику.
3) Чем отличается Вера Сергеевна от строгих учителей?
– Она не давит авторитетом, а признаёт свои недочёты и общается с учениками на равных, что вызывает у них ответное уважение.
Сочинение-рассуждение «Какими качествами должен обладать учитель?»
Введение
Учитель – это не просто человек, передающий знания. Это наставник, который способен вдохновлять, понимать и помогать ученикам даже в сложных ситуациях. Именно таким учителем предстаёт Вера Сергеевна в приведенном тексте В.П. Крапивина. Её образ позволяет выделить ключевые качества, которые делают педагога по-настоящему мудрым и уважаемым.
Основная часть
Во-первых, учитель должен быть терпеливым и понимающим. Вера Сергеевна не ругает Климова за невыполненное задание, а пытается разобраться в причинах. Она замечает, что его неудача связана не с ленью, а с потерей интереса к предмету, и мягко подводит его к осознанию ошибки: «Чтобы любить или ненавидеть какой-либо предмет, надо его знать».
Во-вторых, важно умение признавать свои недочёты. Учительница не ставит Климову двойку, признавая, что, возможно, не сумела заинтересовать его математикой: «Здесь двойку заслужила скорее я». Это показывает её честность и готовность к диалогу, а не к авторитарному давлению.
В-третьих, настоящий педагог умеет мотивировать. Вера Сергеевна не читает нотаций, а приводит пример из своей жизни (историю с французским языком), чтобы показать Климову, как меняется отношение к предмету с углублением в него. Её слова «математика помогает постигать жизнь не менее, чем искусство» заставляют ученика задуматься и пообещать исправиться.
Наконец, учитель должен верить в своих учеников. Даже когда Климов заявляет, что «разлюбил» математику, Вера Сергеевна не отворачивается от него. Она верит, что он сможет преодолеть трудности, и поддерживает его: «Жизнь у вас, к счастью, впереди». Именно это доверие становится для Климова решающим – он решает участвовать в олимпиаде «ради неё», а не ради оценки.
Вспоминая аргумент из жизни, сразу вспомнила Януша Корчака – педагога, который пошел в газовую камеру с детьми.
Польский врач, писатель и педагог, посвятивший жизнь воспитанию сирот. Во время Второй мировой войны он отказался покинуть своих воспитанников из варшавского детского дома, несмотря на предложение спастись. Вместе с ними он отправился в концлагерь Треблинка, где погиб в газовой камере.
Почему он вдохновляет:
Учил детей не только наукам, но и человечности.
Создал систему самоуправления в детском доме, где дети сами решали свои дела.
Доказал, что учитель – это не просто профессия, а призвание.
Вывод
В заключение можно сказать, что идеальный учитель – это сочетание терпения, мудрости, справедливости и искренней любви к ученикам. Таким педагогам, как Вера Сергеевна, дети готовы доверять, ради них стараться и меняться. Ведь настоящий учитель не просто преподаёт предмет – он помогает найти свой путь.