Найти в Дзене

Участие в интересном параде и критический комментарий жанра махо-сёдзе

Несколько недель назад я планировала посвятить май текстам на социальную проблематику. Однако внимание к моему блогу автора канала "Аниме Лариша" и потребность попробовать что-то новое, сподвигли меня написать статью в рамках участия в майском параде аниме, заставивших меня увлечься жанром. Я взялась описать 5 аниме, которые не просто попались мне случайно, были просмотрены по имеющемуся плану, а именно планомерно ввели меня в жанр и позволили посмотреть на него с разных сторон. В моей жизни была именно пятёрка аниме, подходящая под это описание как нельзя лучше. Я тогда несколько месяцев восстанавливалась после сложного перелома, возникшего в результате ДТП. И так сошлись звезды, что в какой-то период я смотрела тайтлы жанра махо-сёдзе или девочки волшебницы. Вместе с тем я читала множество статей разной степени длины и серьёзности, где разбирались каноны жанра и их развенчание. Было это почти пять лет назад. Если всерьёз вспомнить, я отсмотрела тогда больше пяти аниме, не считая того

Несколько недель назад я планировала посвятить май текстам на социальную проблематику. Однако внимание к моему блогу автора канала "Аниме Лариша" и потребность попробовать что-то новое, сподвигли меня написать статью в рамках участия в майском параде аниме, заставивших меня увлечься жанром. Я взялась описать 5 аниме, которые не просто попались мне случайно, были просмотрены по имеющемуся плану, а именно планомерно ввели меня в жанр и позволили посмотреть на него с разных сторон.

В моей жизни была именно пятёрка аниме, подходящая под это описание как нельзя лучше. Я тогда несколько месяцев восстанавливалась после сложного перелома, возникшего в результате ДТП. И так сошлись звезды, что в какой-то период я смотрела тайтлы жанра махо-сёдзе или девочки волшебницы. Вместе с тем я читала множество статей разной степени длины и серьёзности, где разбирались каноны жанра и их развенчание. Было это почти пять лет назад.

Если всерьёз вспомнить, я отсмотрела тогда больше пяти аниме, не считая того, что я достаточно хорошо знаю сюжеты таких старых культовых аниме, как "Сейлор Мун", "Юная революционерка Утена", "Роза Версаля" и так далее. Однако я выбрала для данной статьи 5 разных аниме в жанре махо-сёдзе, которые имеют важные различия, и каждый тайтл имеет свою ценность в ходе исследования темы. Хотя по отношению к одному из перечисленных аниме, эта ценность будет ограничиваться только тем, что является наглядным образцом глупости и потребностью вызвать дешевый хайп. Но обо всем по порядку.

Итак, выстраиваю свой топ в порядке убывания.

1. "Девочка волшебница Мадока"

Это одновременно кульминация развития жанра в целом и его критическое переосмысление, когда к этому и последующим тайтлам стали добавлять понятие "темное", что позволило говорить о целом поджанре аниме о девочках-волшебницах, "темном махо-сёдзе".

В то же время творение по сценарию Гэна Уробути, возможно, самое лучшее аниме в принципе среди подобного жанра. Это по-настоящему серьезная попытка взглянуть на природу девочек-волшебниц и проследить реалистичные закономерности в судьбе девушек, которые заключают сделку с высшими силами. "Мадоку Магику" многие считают мрачным и депрессивным тайтлов, и, разумеется, на то, есть множество оснований. Однако во вселенной "Мадоки" есть редкие примеры девушек, проживших очень долго и сохраняющих здравомыслие и жизнелюбие, несмотря на все тяготы пути девочек-волшебниц. Кроме того, в этой разветвлённой вселённой есть полусамосоятельное аниме, где в параллельной реальности другие девушки создают лаборатории и придумывают механизмы по облегчение симптомов и замедлению процесса обращения в ведьму. Впрочем это аниме само по себе заслуживает большого внимания, я не буду указывать его название. Некоторые и так могли понять. Возможно, спустя время я посвящу целую статью данному тайтлу.

Я хочу сказать, что "Девочка-волшебница Мадока" стала одновременно и важной вехой в жанре, и его критическим переосмыслением, и личным достижением в творчестве Гэна Уробути, она стала отправной точкой для других аниме уже в самостоятельном поджанре "темного махо-сёдзе". Несмотря на всё это, "Мадока" сама по себе не беспроглядно темная история, это просто честное высказывание о том, что, скорее всего, ждало бы таких девочек в реальном мире, если бы некоторые из нас в пубертате могли заключать подобные сделки с существами типа Кьюбея.

Есть аниме, которое выглядит намного проще и оптимистичнее "Мадоки", но в некоторых местах развития темы является более мрачным, чем она и называется...

-2

2. "Герой Юки Юна"

Об этом аниме я писала отдельно (1, 2, 3) и показывала на конкретных примерах связь с "Мадокой", а также то, почему это аниме в чем-то мрачнее и безысходнее первой. В рамках упоминания в данном параде обозначу то, что это аниме не только логически продолжает темы, поднямые в "Мадоке", но и дополняет, развивает их. Вместо Кьюбея-Мефистофеля мы видим целую разветвлённую организацию, которая выбирает девочек на роль волшебниц (героев), планомерно вербует их, практически не давая возможности отказать, а условия контракта даже жёстче, чем борьба с ведьмами и потребность постоянно очищать самоцветы души, хотя, казалось бы, куда уж хуже-то. А есть куда, и если вы посмотрите это аниме, то ясно поймёте, о чём речь.

По числу волшебниц в этом аниме, по большой разнице между ними в условиях жизни, силе и отношению к миру, это аниме напомнило мне вайбы "Голодных игр". Поведение и имморализм организатора событий, в котором герои вынуждено принимают участие напоминает одновременно и Кьюбея, и Кориолана Сноу, тот кто привел "Голодные игры" к их современному виду.
По числу волшебниц в этом аниме, по большой разнице между ними в условиях жизни, силе и отношению к миру, это аниме напомнило мне вайбы "Голодных игр". Поведение и имморализм организатора событий, в котором герои вынуждено принимают участие напоминает одновременно и Кьюбея, и Кориолана Сноу, тот кто привел "Голодные игры" к их современному виду.

3. "Проект воспитания девочек-волшебниц"

Если "Мадока Маника" стала деконструкцией для жанра махо-сёдзе в целом, то "Проект воспитания" развенчивает отдельные стереотипы жанра и жестокое высмеивает некоторые ванильные представления об том, как благородно выглядит труд девушки-волшебницы, и какой почет их якобы ожидает на волшебном пути.

Здесь вам и критика того, что только девушки могут становиться волшебницами (друг детства главной героини очень даже достойно справляется до тех пор, пока его не убивают), и необязательность начинать карьеру волшебницы строго в пубертате (женщина алкоголичка и заработавшаяся бизнесвумен еще как могут). И не только неумолимая судьба (как в "Юки Юне") и бесчеловечное существо (как в "Мадоке) способны испортить жизнь, а банальная зависть, соперничество, садизм существа-мефистофеля, а также некоторых волшебниц способны превратить будни других девочек (и мальчиков) в ад. Одна безболезненная смерть во сне и куча кровавых мучительных смертей тех, кто не набрал необходимое количество баллов по итогам испытаний или не сумел выстоять в поединке с теми, кто превосходит по силе в несколько раз. Жестокие факты королевской битвы, меняющиеся на ходу правила испытаний, подстрекательства, интриги. Победа двух девушек в качестве протеста требования а-ля-Кьюбея о том, что остаться должна одна. Всё это вы увидите в "Проекте воспитания девочек-волшебниц".

Очень условный хэппи-энд, когда выжить удалось не одной главной героине, а двум, которые не были изначально ни подругами, ни даже знакомыми. Напоминает победу Китнисс и Пита в первом фильме "Игр", которые фактически вынудили организаторов признать такой результат игр. Только в аниме девочки ещё и уничтожили монстра.
Очень условный хэппи-энд, когда выжить удалось не одной главной героине, а двум, которые не были изначально ни подругами, ни даже знакомыми. Напоминает победу Китнисс и Пита в первом фильме "Игр", которые фактически вынудили организаторов признать такой результат игр. Только в аниме девочки ещё и уничтожили монстра.

С какого-то момента мне стало казаться, что даже в самом названии авторы аниме закладывали жестокую иронию. Мол, это воспитание суровыми методами, а милых, добрых, наивных здесь не любят, выживет сильнейший. Однако как бы жестоко это всё не выглядело и не представлялось очередным примером деконструкции, это аниме является достойным высказыванием внутри жанра и поджанра махо-сёдзе, исследующее превратности судьбы для волшебниц-новобранцев и причин, по которым вообще кто-то может захотеть стать очередной Мадокой. Аниме мрачное и тяжёлое, но не пошлое, не дурновкусное. Имеет логичный естественный хэппи-энд (если под хэппи-эндом мы взрослые люди понимаем везение просто выжить и строить дальнейшую жизнь так, как того желаешь, несмотря ни на что). Чего не скажешь о следующем тайтле.

Это аниме своим постером и сеттингом хочет выглядеть крутым и хмурым, но получается плохо.
Это аниме своим постером и сеттингом хочет выглядеть крутым и хмурым, но получается плохо.

4. "Аска. Волшебница особого назначения."

Этот тайтл пытается выглядеть чем-то средним между "Юки Юной" и "Проектом воспитания". Правда, здесь не умирают из предельного использования сил, манкая или чего-то подобного. Просто можно не вывести бой с противником. По крайней мере так показаны основные события в настоящем. Фрагментарно во вступлении покали, что несколько лет назад было куда более масштабное сражение с инопланетными существами и гланая героиня осталась единственной выжившей, и теперь страдает от приступов ПТСР. Но это выглядит выхолощено, мать с отцом стали невольными жертвами, но зрителю не демонстрируют то, как героиня проводила время с семьей и вообще какой она была до начала деятельности в качестве волшебницы, поэтому все её переживания производят жалкое впечатление, ведь мы не видим, чего она лишилась. Внезапные, ничем не обусловленные сцены лютого фансервиса, отношения со старыми сослуживцами и быстрое (с учетом ПТСР) начало дружбы с новыми одноклассниками, и обе группы подруг находятся на равных по отношению к героине. Экшн ради экшна, никаких серьезных проблем, никакого размышления в кадре, просто беспантовые махачи.

Спецоперации, отряды волшебниц как десантура, громкие позы и слова, а по факту беготня и драки без особого смысла.
Спецоперации, отряды волшебниц как десантура, громкие позы и слова, а по факту беготня и драки без особого смысла.

Когда ты посмотрел несколько выдающихся аниме жанра и смотришь после этого аниме, подобные "Аске", то понимаешь в ходе сравнения, что иногда проблемы волшебниц лень исследовать, но жалко упускать возможность выдавить слезу из зрителя, поэтому надо устроить жесть и хардкор без ничего. Тогда и приходишь к мысли, что старые, медленные и простоватые по нынешним меркам, но с честной отработкой тем, аниме вызывают куда большие интерес и удовольствие при просмотре, а потом уважение по его итогам. Такие впечатления у меня вызвало аниме...

-7

5. "Ута-Ката"

Строго говоря, он не должен быть ниже "Аски", и вполне мог бы занять среднюю позицию или быть даже в первой половине топа. Однако я отдаю себе отчет в том, что современному зрителю может быть тяжело смотреть неспешное элегическое аниме 2004 года. Однако если вы цените слаженность повествования, постепенное усложнение сюжета и прогрессию главной героини, символизм и просто красивые кадры, то время за просмотром аниме не пройдет для вас зря.

Каковы особенности и принципиальные плюсы данного аниме? Оно нагляднее прочих, даже таких гениальных тайтлов, как "Девочка-волшебница Мадока", демонстрирует раздвоеность образа героя: ипостась волшебницы представлена в аниме как отдельный персонаж, который является проводником для обычной девочки в мир волшебства и ее аватаром во время выполнения миссий по спасению и защите. Плата за использование сил в "Ута-Кате" не ультимативное исчерпание жизненных сил или либо беспощадные проявления ПТСР, это прежде всего нравственные искушения, эмоциональная расшатанность, которую впрочем можно победить, если взять себя в руки и воспитать в себе стойкость. Быть девочкой волшебницей в этом аниме можно лишь ограниченное время, и это скорее метафора уходящего детства перед тем, как надо будет примириться с несовершенствами мира и вписаться в реальность. Хорошо показана преемственность поколений и в то же время то, что у каждых волшебников свои проблем, и старшие советчики могут поддержать, но не решить за тебя твои проблемы. Порадовало и то, что здесь также, носителем волшебных сил могут быть и юноши.

-8

Волшебные силы здесь показаны через образ мыльных пузырей (собственного слово "Утаката", и пользуемое в качестве названия и переводится как "мыльный пузырь"). Пузырь из мыла живёт свою яркую короткую жизнь, переливается и сверкает для того, кто умеет ценить и замечать красоту, но он неминуемо лопнет. Поэтому хорошо, когда волшебницами и волшебниками становятся хорошие сознательные мальчики и девочки, которым повезет испытать незабываемые впечатления и красиво проводить свое детство перед вступлением во взрослую жизнь.

Наверное, хорошие образчики жанра махо-сёдзе надо смотреть впервые именно в конце подросткового возраста, и хорошо бы это делать вместе с родителями, которые в теме.