На выходных мне посчастливилось побывать на открытии выставки работ учащихся и учителей школы 548 г. Москвы, которая прошла в казаковском зале большого дворца государственного музея-заповедника “Царицыно”.
По приглашению от архитектурной студии “Арка”, работы которой выставлялись там же, мы отправились на мероприятие всей семьей. Заодно прогулялись по прекрасному парку. Накануне резко похолодало и, видимо, поэтому белочки попрятались. Вход в музей в центре парка, стеклянные стены здания резко выбиваются из общей архитектуры окружающих его построек, зато сразу понятно, что это не дворец, а что-то современное – не ошибешься.
Спустившись вниз к кассам и гардеробу, зарегистрировались как гости на выставку, получили билеты (обязательно возьмите карту “Москвёнок”, если имеется) и отправились за волонтером, который провел нас к “секретным” лифтам, ведущим в зал для выступлений. Порадовала организация волонтеров: встретили, подсказали, проводили до лифта, на третьем этаже другие встретили, проводили, проконсультировали… Молодцы!
На подобных мероприятиях я впервые, и теперь с уверенностью могу сказать, что бывать на них необходимо! Это, своего рода, вводная часть к основному просмотру, которая подогревает интерес и нетерпение. Речи организаторов, представителей музея, благодарности и рассказ о специфике работ, идее и процессе. Вокальная студия “Серпантин” подготовила небольшой концерт. Талантливые ребята с удивительными голосами.
И после слов “Приятного просмотра!” все направились в залы. Дипломные работы учеников художественной школы выделяются своими размерами и размахом идей. Триптихи хороши тем, что каждый элемент как отдельная самодостаточная картина. Я бы оставила себе кнопку лифта. Только она и ничего больше.
Одна картина привлекла особое внимание – триптих “Человек”, на котором изображены льды и рыбак с удочкой в лунке. Рядом с ней светло, морозно и как будто даже легче дышать.
Еще одна картина заслуживает особое внимание: триптих “Душа дома”, где изображен человек у окна в разные периоды своей жизни – мальчик, парень, мужчина. Каждое окно обрамлено настоящими резными деревянными наличниками, видимо, снятыми специально для картин с какого-то древнего дома, т.к. видно, что они состарены временем и каждый со своей историей. Я не помню лиц героев, зато прекрасно рассмотрела каждый элемент деревянного украшения. И это не в укор автору произведения, ведь оно цепляет, оно оседает в памяти и оставляет приятное ощущение.
Часть работ оставили двоякое впечатление: с одной стороны, понимая, что это не профессиональные художники, а еще школьники, гордишься и восхищаешься, но с другой стороны, часть сюжетов достаточно унылые и немного даже депрессивные, учитывая, что авторы не видавшие виды взрослые, а все те же школьники.
Там же представлены скульптуры и графика, работы педагогов наравне с учениками – непонятно, кто где, пока не прочтешь в карточке.
Ну и, наконец, работы от детской студии архитектуры и дизайна “Арка” (инженерный корпус), заслуживающие отдельной выставки и отдельного выставочного зала. Около 80 работ на тему “Искусство Древнего Египта” слились в разноцветную череду сюжетов. Каждая (КАЖДАЯ!!!) работа заслуживает индивидуального внимания. Студия позаботилась о том, чтобы замысел ученика стал более понятен и подготовила альбом, где ученик описал то, что вложил в создание полотна. Почитайте, здесь не только про картину и навыки, здесь еще про фантазию и отсутствие шаблонов.
Три педагога (Мария Витальевна, Анна Николаевна и Виктория Витальевна) – тандем архитекторов, вдохновивших детей на создание шедевров.
Помимо дружелюбной атмосферы на занятии, из-за которой ребенок бежит туда, отменяя все планы, это еще и доходчивое изложение обучающего материала, свобода самовыражения и тонкие рекомендации. На первый взгляд – детский рисунок, но по факту – многоуровневая кропотливая работа со смыслом. Уж очень понравилось описание выставки самими педагогами, поэтому процитирую:
“ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА является одной из величайших культур Древнего Востока. Именно оно стало основой для развития множества других культур и прогрессивных обществ.
Перед учащимися стояла сложная задача – воплотить в проекте свой замысел, основанный на изучении мифологии и архитектуры Древнего Египта. Нужно было изобразить три мира: небесный, земной и подземный. Каждый учащийся выбрал понравившихся богов и помещал их в мир, который соответствует религии Древнего Египта. Придумывал сюжеты и истории с древними богами в соответствии с их описанием. В проекте нужно было изобразить элементы архитектуры, творчески переосмысленные на основе полученных знаний.
В процессе работы над проектом ребята осваивали сложную архитектурную композицию. Делили поверхность листа на сегменты, обозначая разные миры. Подбирали цветовую палитру, которая отражает цвета искусства Древнего Египта.
Используя принцип – от простого к сложному, от эскиза до воплощения проекта в материале, ребята постепенно учились архитектурной графике. Делался акцент не только на композицию в целом, но и на проработку мельчайших деталей.
После завершения проекта учащимся студии нужно было самостоятельно написать текст к своей работе, тем самым, помогая зрителю глубоко прочувствовать сюжет картины. В проекте использованы профессиональные художественные материалы: цветная бумага, клей, линеры, акриловые маркеры, цветные ручки.”
Сейчас студия готовит удивительный проект, начало работ над которым мне случайно удалось подсмотреть. На открытии директор художественной школы обмолвился о том, что следующая выставка планируется в Пушкинском музее. Не буду спойлерить, но это должно быть что-то удивительное. Я в нетерпеливом ожидании.
Ну а текущая выставка продлится до 18 мая, посещение – по билету в музей, доступна в праздники и события в галерее, например, ночь в музее или бесплатный день посещений (подробная информация в кассе музея или на сайте tsaritsyno-museum.ru). Перед входом на экспозицию со стороны окна расположилась колонна для голосований, куда вы сможете опустить листок с названием картины и поддержать автора понравившейся работы. Приходите всей семьей, приводите знакомых! И…
ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!!!
P.S. Если знаете авторов картин, представленных у меня в статье, пишите в комментариях, я добавлю их в описание.