Будущий маршал, будущий заместитель министра обороны СССР, будущий дважды Герой Советского Союза не собирался быть военным. Он хотел продолжить семейную традицию и стать железнодорожником, но случились трагические события, изменившие его жизнь. Это был 1915 год, и произошло то, что вошло в историю как геноцид армян. Османская империя вступила в Первую мировую войну на стороне Германской империи, Австро-Венгерской империи и Болгарии. Турецкие войска воевали жёстко, твёрдо и упорно, но на русском фронте, там, где наступали российские войска, турки отступали в бешенстве, не зная, на ком сорвать свою злость, и решили сорвать её на собственном армянском населении, зная, что армянское население симпатизирует России, русскому народу.
Почему?
Потому что Россия чем могла помогала армянам, и турецкие власти
заявили, что армяне нападают на турецкие боевые части и они все подлежат
депортации. Депортация вылилась просто в уничтожение, уничтожение мирного армянского населения. Убивали всеми путями, которые только могли. Тогда появились первые душегубы.
Это была чудовищная трагедия для всего армянского народа. И тогда будущий маршал Иван Христофорович Баграмян пошёл служить в русскую армию, воевал успешно на турецком фронте, и потом, когда Первая мировая закончилась и после революции образовалась самостоятельная Армения, и весной 1918 года он вступил в армянскую армию, чтобы продолжить войну против турецких войск. Это были очень сложные боевые действия, потому что армянская армия была небольшая, и тогда Баграмян выучился тактике жёсткого сопротивления превосходящим силам противника,умению обороняться в самых трудных условиях, немного отступать и наносить контрудары.
В 1941 Армения вошла в состав Советского Союза, он остался в Красной армии и очень успешно продвигался в должности. Отметили его смекалку и талант. Военные взяли на штабную работу, отправили учиться в академию генерального штаба. Когда он закончил учебный курс, оставили преподавать, но тут вот что произошло: один из его братьев был арестован. Баграмяна отстранили от службы где-то на полгода. Он сидел просто дома, ждал, как решится его судьба. В его случае всё сложилось благоприятно, его вернули в кадр. Он продолжил службу.В Великую Отечественную встретил на самом тяжёлом, самом страшном участке в Киевском особом военном округе, куда пришёлся главный удар наступающего Вермахта. И это были, конечно, самые страшные месяцы в его военной биографии. Он потом рассказывал, что больше всего на свете он боялся попасть в плен, этого унижения он бы не вынес, ещё больше он переживал бы за семью. И поклялся себе,что в живых в плен не попадёт. Он не попал в плен, более того, он сумел вывести вместе с собой порядка 20000 красноармейцев. А это было время, когда немцы наступали, когда немецкие танковые клинья пытались брать в окружение советские части. Баграмян не позволил себя окружить, а вывел большое число красноармейцев. Его опять оставили на штабной работе, потому что всем казалось, что он просто создан для него. Летом сорок второго года, это редкий достаточно случай, попросился на общевойсковую работу. К нему прислушались, и он получил назначение командующим армии, и оказался невероятно успешным, потому что он сочетал умение обороняться с умением наступать. Ещё в самые трудные месяцы немцы взяли Ростов на Дону, там наступали танки Эвальда фон Клейста, одного из самых успешных военачальников третьего рейха, которым нацистская пропаганда восхищалась . Баграмян пошёл к маршалу Тимошенко и сказал: «Есть возможность отбить город и сделать это быстро».Тимошенко увлёкся этой идеей, и они выбили немцев. Это был был тяжёлый удар не только для генерала Эвальда фон Клейста, но и для командования Вермахта,которое поняло, что имеет дело с военными, которые не позволят реализовать планы генерального штаба немецкой армии. Вот теперь, став командующим армии,Баграмян сам продумывал наступление. Он командовал первым прибалтийским фронтом, который освобождал значительную часть Беларуси и Прибалтику.Прибалтика — разговор особый. В сорок первом году, когда война началась,местные жители стреляли в спину отходящим, отступавшим тогда солдатам и офицерам Красной Армии. А теперь местное население сражалось вместе с третьим рейхом против наступающей Красной Армии.
У Балтики сложнейшая история. Ну конечно, мы знаем очень хорошо, хотя об этих страницах истории все пытаются забыть, что куда бы ни приходили нацистские войска, они везде находили тех, кто готов был с ними сотрудничать, помогать, служить им, обслуживать, делать всё,что им понадобится, и убивать, и грабить. И тем не менее в разных странах разные народы вели себя иначе. В Беларуси очень многие уходили в партизаны и мужественно сражались всю войну против немцев. А в Прибалтике, в Литве, в Латвии, Эстонии партизанского движения почти не было. Зато местное население охотно шло в добровольную полицию, в надзиратели концлагерей, вступало в добровольческие части СС и убивало всех, кого могли, а они особенно отличились на этом поприще. Надо сказать, что то, что творилось, скажем, в Литве, нигде такого ничего подобного не происходило, не происходило, потому что литовцы стали убивать собственных евреев ещё когда немецкие войска не подошли. Они делали это с невероятным удовольствием, даже немецкие офицеры, вступавшие на территории республики, были несколько этому удивлены. Литовцы убивали собственных сограждан с нескрываемым удовольствием и были счастливы, что они могут немножко их ограбить. Один из немецких историков заметил, что для немецких нацистов 2000 евреев — это те, кого надо отправить в концлагеря, а для литовцев 2000 евреев — это 2000 пар обуви, которые можно заполучить. А на территории Литвы литовские коллаборационисты под руководством немцев уничтожили всё собственное еврейское население. То же самое происходило и в других республиках. Они не только убивали евреев, они убивали партизан, убивали и коммунистов, и вообще всех, кто попадался им под руку. При этом они искренне надеялись и почему-то думали, что Адольф Гитлер даст им возможность создать собственное государство.
Нашлись документы. Как только пришли немцы, в Риге было устроено торжественное собрание, где присутствовали не только бывшие военные и бывшие чиновники. Собралась духовная элита страны — священнослужители, руководители протестантской церкви, знаменитые актёры, учёные из Рижского университета.
Они собрались и составили документ «Обращение к Адольфу Гитлеру», где называли его великим и восхваляли его успехи. Восхищались им, обещали служить ему верно и просили разрешения сражаться вместе с нацистской Германией против общего врага. Когда Гитлеру докладывали все эти документы, он прибывал в недоумении, он не собирался создавать никакие государства на территории Советского Союза. Он собирался завоевывать северные территории, они должны были быть очищены от местного населения. Если бы немцы победили в той войне, то литовцев, латышей и эстонцев изгнали бы с этих территорий. Там расселились бы немцы, которые хотели получить все хорошие земли, но пока шла война, они были нужны были в качестве подсобного материала.
В Латвию отправляли поезда с европейскими евреями, и там их расстреливали, уничтожали. Немцы устраивали расстрелы, газовые печи, лагеря.
Уничтожали отнюдь не во всех оккупированных странах. Во Франции этого не происходило, в Северной Европе этого не происходило. Это происходило только на территории Польши и Прибалтики. Почему? Ответ ясен: немцы устраивали это там, где знали, что местному населению это понравится, но и с удовольствием будет в этом участвовать. Потом в Прибалтике попытаются обо всём этом забыть. Одна замечательная литовская писательница занялась этой историей и с ужасом узнала, что в ее собственном городе ее любимые соседи тоже в этом участвовали. Все коллаборационисты, все фигуры, которые после обретения этими тремя республиками независимости стали национальными героями, все как один без исключения соучаствовали в нацистских преступлениях, так или иначе помогали гитлеровцам.
Конечно же, не все прибалтийцы сражались вместе с нацистами.
Когда наступила Красная Армия, которым командовал будущий Маршал Иван Христофорович Баграмян, то были окружены и уничтожены почти все военные формирования, но боевые действия там проходили до самого последнего момента. Ещё 8 мая продолжались бои.
Иван Христофорович Баграмян потом ещё долго служил в рядах Советской Армии, он был заместителем Министра обороны. Долгое время руководил службами тыла. Он оставил о себе замечательные воспоминания, и мы вспоминаем его как одного из выдающихся полководцев Советской Армии, одного из тех, кто добился Победы в Великую Отечественную!
_________
Предлагаю подписаться на мой канал в Яндекс Дзен!
Всё тексты и оформления сделано лично мной!
Спасибо!
__________
Полезный ресурс :
Бронирование авиабилетов, отелей и туров от крупнейших авиакомпаний и агентств.