Найти в Дзене
Auto Line Ural

Ни штрафов, ни ДТП: "КамАЗы-беспилотники" успешно прошли первые испытания! Массовое производство планируется уже через 3 года

Оглавление

Беспилотные грузовики, которые всего пару лет назад казались чем-то научно-фантастическим, уже в ближайшие годы могут кардинально изменить правила игры на рынке перевозок. Татарстан, Москва, федеральные трассы - всё это превращается в площадку для испытаний технологий, которые еще вчера казались невозможными.

Как всё начиналось

Идея создать беспилотный "КамАЗ" возникла ещё в начале "нулевых". В 2016 году стартовали первые испытания: закрытые полигоны, автоматическое торможение, объезд препятствий. Автомобиль уверенно проходил все тесты, однако настоящий прорыв произошёл летом 2023 года, когда беспилотники вышли на трассу М-11 "Нева" в рамках программы "Беспилотные логистические коридоры".

-2

За два года эксплуатации не было зафиксировано ни одного штрафа и ровно ноль аварий. Эти показатели стали ключевым аргументом в пользу расширения эксперимента. В 2025 году на трассе ЦКАД уже курсируют три автономных тягача: две машины модели "Маяк-1" и одна "Маяк-2".

К 2026 же году планируется запуск беспилотников на трассе М-12 "Восток", а к 2028 - начало массового производства.

Что умеют современные беспилотные "КамАЗы"

По оценке председателя Всероссийского общества автомобилистов Валерия Солдунова, сегодня российские грузовики достигли четвёртого уровня автономности. Это значит, что они могут ехать самостоятельно, менять полосы, тормозить, останавливаться при необходимости. Но инженер в кабине всё ещё присутствует, для контроля и, например, ручной заправки.

Беспилотники уже проходили испытания в караванах по 5-6 машин. Особенно эффективно они показали себя на трассах без светофоров и с разделением потоков - идеальные условия для действия алгоритмов.

Логистика без водителя

По словам эксперта в системах видеофиксации Григория Шухмана, ключевая выгода в отказе от человеческого фактора:

  • Больше не нужно соблюдать ограничения по времени вождения
  • Машина может ехать круглосуточно
  • Нет расходов на зарплаты водителей
  • Экономия топлива благодаря ровной скорости и чётким маршрутам

Кадровый кризис в отрасли усугубляет ситуацию: молодёжь не идёт в профессию, а старшее поколение уходит на покой. Автоматизация - чуть ли не единственный выход, чтобы покрыть растущий спрос на перевозки.

-3

Юридические "тормоза" для технологий

Но пока машины готовы ехать, законодательство ещё только "прогревает двигатель". Кто будет отвечать за ДТП, если в кабине нет водителя? Автопроизводитель? Владелец груза? Инженер, следящий за системой? На эти и еще некоторые вопросы пока что нет четкого ответа.

Солдунов приводит пример с Tesla: при попытке избежать лобового столкновения, автомобиль выехал на обочину и сбил пешехода. Алгоритм действовал быстро, но этично ли это?

Сегодня беспилотники оснащены:

  • системой стабилизации
  • адаптивным круиз-контролем
  • предиктивным торможением
  • камерами и датчиками, считывающими дорожную обстановку в режиме реального времени
Но есть нюансы: например, гололёд. Человек примет решение остановиться, а компьютер?..

Обозримое будущее

Россия активно вкладывается в развитие автономного транспорта, но помимо техники и алгоритмов, важны нормативы, страхование и, в конце концов, безопасность и доверие. Доработав эти моменты, инженеры грузовиков на автопилоте смогут навсегда изменить не только саму логистику, но и жизнь общества в целом.

А вы уже ждете эти "беспилотники" на наших дорогах, или для подобного "ноу-хау" еще не пришло время?