Стоило «Альтернативе для Германии» выйти в лидеры национального рейтинга, как тут же последовали репрессии. Федеральное ведомство по охране конституции квалифицировало партию как «достоверно правоэкстремистскую». Что это означает на практике?
В Германии, где поклоняются дисциплине и Ordnung, даже экстремисты поделены на категории. До сих пор «Альтернатива» являлась лишь подозреваемой в экстремизме. Теперь её экстремизм считается доказанным. Немецкие спецслужбы получили право на проведение оперативных мероприятий в отношении членов партии: прослушивание телефонов, контроль за перепиской, внедрение агентов, вербовка осведомителей и т.п. Могут возникнуть проблемы и с финансированием партии.
Цель – собрать достаточный объём компромата для передачи в Конституционный суд и последующего запрета партии.
«Альтернативе» ставят в вину агитацию против беженцев и иммигрантов, что «способствует распространению и углублению предрассудков». Так сказано в документе ведомства по защите конституции. А вот что там не сказано, но подразумевается: «Альтернатива» политически опасна, потому что выступает за прекращение военной помощи Украине и восстановление экономических отношений с Россией.
Казалось бы, правящим партиям опасаться нечего: очередные выборы в бундестаг только в 2029 году. Неизвестно, у кого какие рейтинги будут через четыре года. Но проблема в том, что правящая коалиция неустойчива. Любая трещина между христианскими демократами и социал-демократами может привести к падению правительства. И тогда «Альтернатива» воспользуется шансом.
Популярность партии растёт стремительно. На выборах в феврале этого года она получила около 21% голосов, а сейчас её рейтинг поднялся до 26%. Немцев раздражает наплыв иммигрантов, им надоела разорительная война. Они хотят торговать, а не воевать с русскими. Особенно такие настроения сильны на востоке, в землях бывшей ГДР. Там «Альтернатива» лидирует с заметным отрывом от других партий.
Подобные настроения были и раньше, но многие немцы боялись их демонстрировать. Считалось неприличным голосовать за «Альтернативу». Можно было запросто получить клеймо «нацист» или «путинист» от коллег и соседей, даже от родственников. Но вдруг выяснилось, что у партии влиятельные друзья за океаном: миллиардер Маск, вице-президент Вэнс, госсекретарь Рубио. Избиратель «Альтернативы» перестал ощущать себя маргиналом.
«Новых правых» прессуют везде в Европе, не только в Германии. В Румынии, чтобы не допустить победы неугодного кандидата,.отменили результаты выборов. Во Франции осудили на условный срок и запретили участвовать в президентских выборах Марин Ле Пен. Но репрессии только добавляют популярности «новым правым». В течение ближайших трёх-четырёх лет они войдут в правительства многих стран Европы.
Одновременно с наездом на «Альтернативу» крупного успеха добились её единомышленники в Великобритании. Открыто поддерживаемая Илоном Маском Партия реформ уверенно победила на муниципальных выборах. Всего разыгрывалось 1600 мандатов, Партия реформ получила 676. Для сравнения: две ведущие британские партии – консерваторы и лейбористы – собрали в сумме чуть больше 400 мандатов.
Что сулит России «новый правый» поворот в Европе? Следует понимать, что эти партии не являются «пророссийскими», как их называют западные СМИ. Но они не являются и антироссийскими. В отличие от своих политических конкурентов, они не рассматривают Россию как вековечного врага, мечтающего двинуть танки на Европу. С ними России будет легче строить нормальные прагматичные отношения.
Также надо учитывать, что европейские «новые правые», хотя и с оговорками, но признают Трампа своим лидером. Поэтому многое будет зависеть от того, как сложатся отношения российского руководства с нынешней американской администрацией.
Макс Литвинов специально для проекта @wargonzoya