В 1957 году был создан литературный музей русского поэта Ф.И. Тютчева на его родине в селе Овстуг Жуковского района Брянской области. Более чем полувековая история овстугского тютчевского музея, одного из провинциальных литературных музеев России, уже сама по себе может и должна стать предметом пристального изучения. Почти семь десятилетий отделяют нас от того самого момента, когда в маленьком брянском селе была открыта комната-музей Ф.И. Тютчева, ставшая спустя годы основой большого музея-заповедника.
Данная статья представляет собой попытку рассмотрения истории становления и работы музея Ф.И. Тютчева в селе Овстуг в первые годы его существования. Основой статьи стали газетные публикации конца 1950-х-1960-х годов, хранящиеся в фондах музея-заповедника. Статьи, очерки и заметки в местной и центральной прессе – интереснейший источник по истории развития тютчевского музея. Конечно, собрание газетных публикаций, накопившихся за многие годы в фондах музея, нельзя назвать исчерпывающим и полным, но и сохранившиеся материалы можно признать достаточно информативными и репрезентативными. Хронологически данная статья охватывает первые 10 лет деятельности музея с 1957 по 1967 год.
Музей Ф.И. Тютчева был основан на родине поэта 1 января 1957 года учителем русского языка и литературы, сельским энтузиастом и подвижником, впоследствии ставшим директором музея, Владимиром Даниловичем Гамолиным. Весьма скромная экспозиция занимала первоначально всего лишь одну комнату в историческом здании школы, открытой в селе в 1871 году младшей дочерью Ф.И. Тютчева М.Ф. Бирилёвой. В 1950-е годы в здании находились учительское общежитие и школьные мастерские.
Уже январе 1957 года в «Литературной газете» появилось сообщение о том, что в Овстуге открылась «комната Фёдора Ивановича Тютчева». В заметке содержалось и описание первой экспозиции комнаты-музея: «В комнате помещены бюст Ф. Тютчева, его фотографии, фотокопии многих рукописей, избранные стихотворения и др.» [1].
Спустя месяц в районной газете «Ленинский клич» (орган Жуковского районного комитета КПСС и районного Совета депутатов трудящихся Брянской области) вышла заметка В.Д. Гамолина «Подарок Тютчевской комнате». В ней сообщалось о присланной в дар музею в первый месяц его работы книге переводов стихотворений Тютчева на болгарский язык, выполненных Йорданом Ковачевым. В заметке было сказано и о первых посетителях музея – в январе 1957 г. комнату-музей посетили около 400 человек: колхозники, учащиеся и студенты. Уже в первый месяц в музей были присланы письма из Ленинграда, Кишинёва, Казани с просьбами дать справки, касающиеся жизни и творчества Ф.И. Тютчева [2].
В сентябре 1957 года о создании комнаты-музея Ф.И. Тютчева в Овстуге писала центральная «Учительская газета». В материале «На родине Тютчева» сообщалось об открытии музея, была дана краткая справка о селе Овстуг, описывалась экспозиция. По данным автора публикации музей за первые 6 месяцев работы посетили более 1500 человек [3].
Можно утверждать, что комната-музей уже в первые годы своей работы постепенно приобретала все большую известность. На это может указывать и рост числа посетителей, и внимание иностранных гостей к деятельности музея. В адрес музея продолжали приходить книги переводов стихов Ф.И. Тютчева.
В 1960 году музей получил книгу стихотворений албанского поэта Фана Ноли, в том числе с переводами из Тютчева. В заметке, посвящённой этому событию, В.Д. Гамолин писал: «Подарок албанцев – это свидетельство дружбы двух братских стран, тесного общения наших культур, а также популярности русского поэта Ф.И. Тютчева за рубежом» [4].
Уже в 1960-е годы Овстуг привлекает внимание школьников и учителей Брянской области, становится одним из пунктов туристических маршрутов. Описанию школьного туристического похода в Овстуг был посвящён очерк учителя школы села Супонево П. Воробьёва «В гостях у поэта-земляка», опубликованный в 1961 году в газете «Заря коммунизма» (орган Брянского районного комитета КПСС и районного Совета депутатов трудящихся Брянской области) в рубрике «Из блокнота краеведа».
«Вечно юные стихотворения Тютчева давным-давно вошли во все учебники русского языка и литературы и являются их бесценным украшением, – писал в своём путевом очерке сельский учитель. – Вот почему мы давно собирались побывать на родине поэта, в селе Овстуг Жуковского района» [5]. Далее сообщалось, что 7 января 1961 года школьники отправились в двухдневный поход по маршруту Брянск-Сельцо-Ржаница-Вщиж-Сельцо Рудное-Дубрословичи-Овстуг (около 60 км), от Брянска до Сельцо – поездом, остальная часть маршрута – пешком. В Овстуге школьники были только вечером, переночевали в местном интернате, а 8 января с экскурсией посетили комнату-музей Ф.И. Тютчева.
В очерке был запечатлён и образ создателя музея В.Д. Гамолина. «Гамолин рассказывает взволнованно, – описывает свои впечатления от экскурсии П. Воробьёв. – Эта комната – частичка самой жизни энтузиаста-учителя» [5].
Летом 1961 года произошло знаменательное событие не только в истории музея, но и в истории села Овстуг и всей Брянской области. В селе был установлен первый в Советском Союзе памятник Ф.И. Тютчеву (скульптор – Г. Коваленко, архитектор – В. Сидоров). 4 июня прошло торжественное открытие монумента, состоялся первый Праздник поэзии в Овстуге. Этому событию была посвящена большая статья в районной газете с подробным описанием мероприятий праздничного дня.
Пешком и на автотранспорте прибыли в Овстуг пионеры и учителя, колхозники, рабочие и служащие из многих уголков Брянской области. В село приехали работники обкома партии, областной студии телевидения, областных газет, поэты Брянщины, руководители Жуковского райкома КПСС.
Состоялся митинг, на котором выступали партийные руководители, брянские поэты, овстугские колхозники и пионеры. Собравшиеся говорили о «поэте-земляке, поэте-патриоте, певце единства славянских народов». В речи секретаря Брянского обкома КПСС В.К. Соколова Тютчев был назван «поэтом человеческой души, певцом русской природы». Секретарь Жуковского райкома КПСС К.И. Сороковой в своём выступлении утверждал: «Фёдор Иванович Тютчев желал видеть над своей родиной "золотой луч свободы". Сегодня же он увидел бы над Овстугом над родной Брянщиной не луч, а величайшее в мире солнце свободы, счастливых и радостных людей» [6].
Почитание творчества поэта в официальных речах таким образом сливалось с патриотизмом местным, который, в свою очередь, был неотделим от патриотизма советского. Эту мысль в своём выступлении наиболее образно выразил брянский поэт Устин Шереметьев, назвавший поэзию Тютчева «чистой и светлой, как утренняя роса брянских рощ и скверов». По словам Шереметьева: «Тютчев верил в Россию, в её силы, теперь же в Россию, в нашу Советскую страну верит весь мир» [6].
Словами брянского поэта завершилась официальная часть церемонии открытия памятника Ф.И. Тютчеву, и начался Праздник поэзии, участниками которого стали несколько сотен трудящихся Овстуга и всей Брянщины. На сцене читали стихи брянские поэты, выступали творческие и самодеятельные коллективы. В тот день в Овстуге была заложена традиция проведения больших праздников, которые впоследствии получили всероссийский и всесоюзный статус.
Спустя два года уже отнюдь не праздничным страницам жизни Овстуга была посвящена статья публицистического характера «Прекратить торговлю Тютчевским парком» авторства В.Д. Гамолина в районной газете «Ленинец». К 1963 году музей в здании школы М.Ф. Бирилёвой уже обрёл свой официально признанный статус, а вот парк бывшей тютчевской усадьбы требовал ещё многих усилий для восстановления. В.Д. Гамолин писал о той помощи, которую оказали жители Овстуга, ученики и студенты Брянска в посадке новых деревьев и кустарников в парке. Вместе с тем Гамолин обращал внимание читателей на то, что все эти посадки должным образом никем не охраняются, «забор парка весь в дырах, парк не изолирован от скота, свиньи постоянно забредают сюда» [7]. Возмущало Гамолина и весьма халатное, по его мнению, отношение к охране парка овстугского сельского совета. Председатель сельсовета раздавал срубленные старые деревья местным жителям в обмен на их обещание починить ограду парка, чего они не спешили исполнить, через парк проезжали трактора и волоком вывозили срубленные деревья. Гамолин призывал общественность обратить внимание на подобные вопиющие факты.
Во второй половине 1960-х годов в прессе появляются уже не только репортажные статьи с простым описанием событий, публикуются материалы аналитического характера, подводящие своеобразные итоги первым годам работы музея Ф.И. Тютчева в Овстуге.
К числу таких публикаций можно отнести статью специального корреспондента еженедельника «Литературная Россия» А. Горловского. Спецкор побывал на четвёртом празднике поэзии в Овстуге. Уже в первом абзаце своего очерка автор утверждал: «…такой День поэзии, как в Овстуге, мы увидели все-таки впервые» [8]. Праздник собрал около двух тысяч человек, почти два часа выступали брянские и московские поэты, гости из Белоруссии. Гостей праздника не останавливало даже то, что с самого утра зарядил дождь, земля размокла, дороги раскисли, и все мероприятия прошли под дождём, но «День поэзии состоялся «при любой погоде».
Далее автор признавался своим читателям: «Я пишу об этом не затем, чтобы рассказать о празднике поэзии. Меня больше интересуют будни, создавшие этот праздник» [8]. Горловский констатировал, что поэзия вошла в быт: в тютчевские места увеличено число поездов, Овстуг стал одним из маршрутов для обязательного посещения пионеров и школьников в дни летних каникул. «Воистину, День поэзии стал на Брянщине всеобщим государственным делом», - делал вывод спецкор «Литературной России». Автор задавался вопросом, в чем секрет такого феномена, и сам же отвечал на него. И здесь уместно будет полностью привести ответ московского журналиста, побывавшего в Овстуге в 1965 году:
«Когда в скромном музее Тютчева, где экспонатов-то раз-два и обчёлся, слушаешь вдохновенный рассказ создателя и единственного пока работника этого музея Владимира Даниловича Гамолина, вдруг понимаешь, что это вдохновение не затвержённое. Оно рождается каждый раз от соприкосновения с людьми, с поэзией, в которой заключены человеческая мысль, культура. Сколько нужно было усилий, чтобы спасти от гибели совсем было заброшенный тютчевский парк, создать на голом месте музей, собрать для него хотя бы эти немногие экспонаты, а главное — зажечь и самих овстужан, и районные и областные организации своей любовью, убеждённостью в том, что людям необходимы и Тютчев, и память о нем. Впрочем, это, наверное, было бы не под силу одному, если бы и другие сами не стремились к этому. Их стремления сошлись, как сходятся два тоннеля, пробивавшиеся навстречу друг другу. И хотя доныне ещё музей держится на одном Владимире Даниловиче, совершенно очевидно, что дело по грандиозности, размаху, массовости переросло возможности одного человека» [8]. Вот так образно-поэтически раскрывал своё понимание феномена тютчевского музея в Овстуге А. Горловский.
Но от размышлений о высоком автор возвращался к прозе жизни. На глазах московского гостя преображалось само село: выравнивалась просёлочная дорога, расчищались и утрамбовывались дорожки парка, шла расчистка усадебного пруда, районное начальство делилось с корреспондентом планами по дальнейшему благоустройству села.
А. Горловский рассказывал читателям «Литературной России» о жизни самого музея, сообщал о количестве посетителей (5000 человек за 1964 год), цитировал записи в книге отзывов музея гостей из Брянска, Новозыбкова и Ленинграда. Учащиеся 20-ой школы города Брянска оставили запись: «Этот музей помогает лучше узнать наш родной край и его народ» [8].
Обстоятельному рассказу о первом десятилетии деятельности музея в Овстуге посвящена большая статья М. Беляева «На холмах Овстуга» в газете «Сельская жизнь» (печатном органе ЦК КПСС). Статья Беляева вышла в рубрике «Рассказы о сельской интеллигенции». Автор описывал музей и его экспозицию в 1967 году: архивные документы, рукописи, портреты, фотокопии автографов, альбомы, вещи, книги... около двухсот пятидесяти экспонатов [9].
Большая же часть статьи представляет собой интервью с В.Д. Гамолиным, основателем музея, на тот момент учителем и завучем Овстугской школы, будущим директором музея, спустя годы ставшим и Почетным гражданином Брянской области, и лауреатом Всероссийской премии «Русский путь» имени Ф.И. Тютчева.
Автор представлял своим читателям биографию основателя музея, «крестьянского сына, воспитанника герценского педагогического института».
Беляев описывал Гамолина как «молодого, стройного, веселоглазого, изящно одетого, радушного человека лет тридцати пяти, остроумного и живого собеседника» [9]. Журналист говорил о Гамолине как о настоящем сельском подвижнике. «Если назовут человека великим энтузиастом, одержимым благородной мыслью сделать хорошее, нужное людям и ради этого годами лишавшим себя отпуска и покоя, то это и будет Гамолин, создатель и "хранитель" музея» [9].
Раскрывал автор статьи и основные этапы биографии В.Д. Гамолина: довоенное детство в Овстуге, учёба в педагогическом университете в Ленинграде, распределение в Красноярск, армейская служба на Камчатке, возвращение на Брянщину, в Овстуг.
В интервью сам В.Д. Гамолин вспоминал своего отца Данилу Васильевича, который оказал большое влияние на сына. Д.В. Гамолин руководил в Овстуге колхозом, много занимался самообразованием, знал почти всего Тютчева, да и учительскую судьбу Владимира Гамолина предрёк его отец. Уже в начале 1950-х годов В.Д. Гамолин стал задумываться о создании музея Ф.И. Тютчева в Овстуге. Только в 1957 году при содействии областного управления культуры и краеведческого музея удалось реализовать задуманное.
Перечислялись в статье и основные вехи становления музея: открытие экспозиции, поездки Гамолина в Мураново, помощь правнука Тютчева К.В. Пигарёва, открытие памятника Тютчеву в Овстуге, первые праздники поэзии, воссоздание усадебного парка. Рассказывалось о преображении села, о помощи местных властей.
Завершалась статья такими словами: «Через каких-нибудь десяток лет в парке высоко поднимутся молодые деревья, преобразится и Овстуг. Проложат к нему от магистрали асфальтовую дорогу. Тогда ещё больше туристов будет навещать тютчевский парк и музей» [9]. Так в 1967 году представлялось журналисту будущее музея Ф.И. Тютчева в Овстуге. Всё это осуществилось уже в конце двадцатого столетия.
Рассмотренные газетные публикации, охватывающие первые десять лет работы музея Ф.И. Тютчева в Овстуге – лишь часть базы источников по истории музея-заповедника Ф.И. Тютчева «Овстуг». Бесспорно, только дальнейшее, более широкое привлечение разнообразных источников и их комплексное изучение позволит продолжить работу по написанию подробной летописи уникального музея Брянщины – музея великого русского поэта Ф.И. Тютчева на его малой родине.
Литература и источники.
1. Новые литературные музеи//Литературная газета.-1957.-5 января.
2. Гамолин В. Подарок Тютчевской комнате//Ленинский клич.-1957.-10 февраля.
3. Ефременко М. На родине Тютчева//Учительская газета.-1957.-3 сентября.
4. Гамолин В. Подарок из Албании//Ленинский клич.-1960.-6 марта.
5. Воробьев П. В гостях у поэта-земляка//Заря коммунизма.-1961.-15 января.
6. Гусаров Н., Демченко П. 4 июня 1961 года в Овстуге//Ленинский клич.-1961.- 7 июня.
7. Гамолин В. Прекратить торговлю Тютчевским парком//Ленинец.-1963.-3 ноября.
8. Горловский А. Чтобы состоялось «при любой погоде…»//Литературная Россия.-1965.-18 июня.
9. Беляев М. На холмах Овстуга//Сельская жизнь.-1967.-30 мая.
Амелин Н.Н.,
Государственный мемориальный историко-литературный
музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг».