В прошлом году я подводил статистические итоги по данным ЕФРСБ за 2023 год и сейчас настало время посмотреть результаты 2024 года по банкротству и вновь обратиться к данным Федресурса. Как и ранее, анализ представляет собой статистические показатели рассматриваемого года в сравнении с предыдущими аналогичными периодами. В этих данных меня прежде всего интересует банкротство граждан (как судебное, так и внесудбное) - в большей степени в свете своего личного прогноза на год и с учетом достаточно больших изменений в законодательстве. Для любителей абсолютно точных значений стоит отметить, что Федресурс не проверяет данные отчетов управляющих, а просто публикует их и обобщает, но несмотря на это, общую динамику всегда можно понять и отследить.
И так, по сравнению с предыдущими годами, количество судебного банкротства граждан в 2024 году выше, что и прогнозировалось. Это наглядно видно из инфографики Федресурса.
Количество процедур реализации имущества граждан продолжает ежегодно увеличиваться: прирост в 2024 году составил 23,55% по сравнению с 2023 г. С другой стороны, в последнее время ежегодно, темп продолжает замедляться, так как значение прироста в 2024 г. ниже, чем в предыдущие периоды (+72,58% в 2020 г.; + 61,97% – в 2021 г.; + 44,23% – в 2022 г. и + 25,73% – в 2023 г., и, получается + 23,55 % в 2024 году). Прогноз многих специалистов об уменьшении прироста до 10-15 % не оправдался, рынок банкротства остается стабильным и в последующие 2 года прирост может (и должен) оставаться на уровне 20 % по отношению к предыдущему году.
Как уже выше отмечал, количество процедур реструктуризации долгов впервые показал отрицательный прирост (-0,39%). Однако, исходя из практики компании "Афонин и партнеры" я вижу, что ряд кредиторов (среди которых самый крупный банк страны - Сбербанк), всерьез взялись за попытки протащить утверждение проекта плана реструктуризации долгов. Опыт сотрудников компании позволил на текущий момент отбить все эти попытки, однако, приводимая ниже инфографика показывает двукратный рост количества утверждаемых проектов плана реструктуризации долгов в целом по стране (показатели прироста 102,2%).
Как и в предыдущие годы, инициаторами процедуры банкротства практически всегда становятся сами должники и данные Федресурса в иллюстрации ниже это только подтверждают (тенденция сохраняется на протяжении всего анализируемого периода).
Теперь же обратимся к данным о внесудебном банкротстве, популярность которого каждый год набирала обороты, а законодатель всегда принимал меры к его упрощению и доступности для граждан. Помимо увеличения диапазона (обращаться можно при размере долговых обязательств от 25 тысяч до 1 млн. руб.) отпала необходимость в сборе документов. При обращении в МФЦ госорганы собирают все необходимые для процедуры сведения сами через систему электронного документооборота. Поэтому, В 2024 году должен был произойти очередной скачок, выраженный в резком увеличении прироста по отношению к предыдущему году и, в принципе, этот прогноз оправдался. Так, темп прироста составил 250,19% по сравнению с 2023 году и 3003,85% – по сравнению с 2020 году (год появления закона), что свидетельствует об очень высоком уровне закредитованности граждан, которые при этом не имеют ни дохода ни имущества.
Теперь рассмотрим процент дел, в которых кредиторы получили «0». Данный процент остается на высоком уровне (70% в 2024 г.) и имеет тенденцию к небольшому увеличению: прирост на 7,34% в 2024 году по сравнению с 2019 годом.
Статистические данные 2024 года показывают, что доля дел, где кредиторы получили «0», увеличилась на 1,25%, а доля дел, где у банкрота нет имущества, на 1,68% по сравнению с 2023 г. Отсюда можно сделать вывод, что наблюдается увеличение числа банкротств граждан, у которых юридически нет имущества, как следствие, уровень возврата средств кредиторам физических лиц также уменьшается. Стоит отметить, что указанные обстоятельства, вместе с изменением законодательства о государственных пошлинах, дают основание для некоторых кредиторов вообще не участвовать в банкротных делах должников (преимущественно это касается микрофинансовых организаций). То есть, мало того, что они ничего не получат в банкротстве должника, так еще и будут вынуждены платить госпошлину при включении в реестр требований кредиторов. На практике уже наблюдается снижение количества кредиторов в банкротных делах.
Как и при анализе данных 2023 года, сейчас можно сделать вывод, что рынок банкротства граждан все еще жив и также показывает рост по всем количественным показателям. Замедление прироста определенно есть, но не существенное, поэтому ближайшие годы количество как судебных, так и внесудебных банкротств граждан будет расти. При этом юристы и юридические компании могут столкнуться с определенными проблемами в рекламе своих услуг в виду принятия ряда законопроектов, касающихся рекламы (№ 721174-8, ограничивающий рекламу тотального списания долгов в банкротстве и № 652920-8, о запрете распространения рекламы на информационных ресурсах иностранных или международных организаций, деятельность которых признана нежелательной или запрещена). Однако, данное коммерческое направление в стране сейчас достаточно устойчиво и популярно, что позволит им перешагнуть указанные ограничения путем изменения способа и места донесения своих предложений и услуг для граждан. Кардинальных же изменений в законодательстве, касающихся самой процедуры банкротства, пока не предполагается, ведь и так 2024 год уже стал в этом плане достаточно прорывным.