Найти в Дзене
Vibemacaron

РАБСТВО: ОДИН ИЗ САМЫХ ПРИБЫЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ИСТОРИИ

1981 год. Пока весь мир наблюдал запуск канала MTV и радовался первым массовым компьютерам, в Мавритании всё ещё существовало рабство на полностью законных основаниях. Это была последняя страна в мире, запретившая рабовладение. И хотя наказывать за это начали лишь в 2007 году, сама идея владения человеком воспринимается как нечто архаичное. Однако тысячелетиями рабство определяло быт, политику и экономику. От демократии до колонизации — современный мир зиждется на подневольном труде. Сегодня на планете живёт и трудится от 20 до 40 миллионов рабов. Это в 10 раз больше, чем было в США накануне Гражданской войны. Даже стоили они когда-то дороже. А весь нарратив о рабстве в наше время сосредоточен почти исключительно на американском юге, хотя реальность была (и остаётся) глобальной. В ацтекской империи рабы (тлокотин) становились таковыми в основном за преступления или долги. Перед тем, как попасть к хозяину, потенциальный раб должен был просить принять его в услужение, после чего получ

1981 год. Пока весь мир наблюдал запуск канала MTV и радовался первым массовым компьютерам, в Мавритании всё ещё существовало рабство на полностью законных основаниях. Это была последняя страна в мире, запретившая рабовладение. И хотя наказывать за это начали лишь в 2007 году, сама идея владения человеком воспринимается как нечто архаичное. Однако тысячелетиями рабство определяло быт, политику и экономику. От демократии до колонизации — современный мир зиждется на подневольном труде.

Сегодня на планете живёт и трудится от 20 до 40 миллионов рабов. Это в 10 раз больше, чем было в США накануне Гражданской войны. Даже стоили они когда-то дороже. А весь нарратив о рабстве в наше время сосредоточен почти исключительно на американском юге, хотя реальность была (и остаётся) глобальной.

В ацтекской империи рабы (тлокотин) становились таковыми в основном за преступления или долги. Перед тем, как попасть к хозяину, потенциальный раб должен был просить принять его в услужение, после чего получал сумму, эквивалентную своей стоимости, и год на самостоятельную жизнь. Спустя год раб начинал работать, но в более мягких условиях: мог жениться, владеть имуществом, даже выкупить себя.

Скандинавские треллы — рабы, существовавшие с V века н.э., не считались людьми. Их можно было убить без последствий. Раб трудился с утра до ночи, питался объедками, но в некоторых случаях мог выкупить себя или даже владеть землёй. Однако и после выкупа оставался зависимым от бывшего хозяина.

Американское рабство достигло крайней жестокости. Чернокожие рабы были собственностью — их убивали, наказывали, разлучали с семьями. Они работали на плантациях, где условия жизни были ниже всякой критики: спали на земле, ели кукурузную кашу, страдали от насилия. Домашние рабы имели чуть больше привилегий, но юридически их статус был тем же.

В Китае во времена династий Цинь и Хань государство само становилось рабовладельцем. Рабов использовали в строительстве Великой стены, и даже рядовые чиновники имели по 50 рабов. Экономия от рабского труда в пересчёте на зерно составляла сотни тысяч тонн.

В Римской республике рабы трудились на латифундиях. Окупаемость одного раба составляла около двух лет, после чего он приносил владельцу чистую прибыль. Рабство было настолько распространено, что даже философы и поэты, вроде Сенеки, владели тысячами гектаров земли и сотнями рабов.

Пять исторических этапов рабства:

1. Локальный сбыт — викинги и ацтеки захватывали пленных и использовали их или продавали.

2. Межгосударственная торговля — арабы продавали рабов в Европу и Индию.

3. Делегирование — другие народы добывали рабов, торговцы лишь перепродавали.

4. Трансатлантическая торговля — испанцы и португальцы массово ввозили африканцев в Латинскую Америку.

5. Треугольная модель — англичане, французы и голландцы наладили высокоорганизованную систему торговли рабами между Европой, Африкой и Америкой.

За 366 лет трансатлантической работорговли было перевезено 12,5 млн человек, 1,8 млн из них погибли в пути. Рабов везли, как товар. Издержки, включая смертность, покрывались страховкой.

Афинская демократия, вся европейская философия и искусство возникли в обществе, где каждый третий человек был рабом. Рабы обеспечивали гражданам досуг и возможность участвовать в политике. Даже идеи свободы, как ни парадоксально, формировались в обществе, опиравшемся на несвободный труд.

Многие экономические, политические и культурные институты были построены на спинах невольников. Индустриализация и механизация вытеснили рабов с поля, но именно экономическая целесообразность, а не мораль, стала финальным аргументом в пользу их освобождения. Как и любое зло, рабство прекратилось не потому, что стало аморальным, а потому, что стало невыгодным.