Найти в Дзене
Вдогонку за мечтой

Культурный набег на Воронеж: некультурные мысли о музейных ценностях

Есть в моих отпускных загулах сфера, очень часто остающаяся за бортом. Речь о музеях, выставках и прочих культурных мероприятиях, на посещение которых требуется время, которого вечно нет. В свой транзитный визит в Воронеж, завершающий летний вояж по югам, я решил закрыть еще одну давнюю хотелку: заглянуть в художественный музей имени Крамского. Хорош, разинув туристический рот, по улицам шляться – пришло время сунуть нос в музейные хранилища и приобщиться к высокому! Ну и пусть времени на погружение всего час – на бегу, но посмотрим, даже на электричку успеем (на это накинул еще полчаса). Не всякий догадается, но в моем личном багаже имеется развитый художественный вкус и профильная вышка за плечами, так что оценить достоинства (и недостатки) представленного по этой части могу на раз. Морально готовьтесь: очень трудно удержаться и не выплеснуть содержимое котелка, что булькает в черепушке, на подвернувшегося под руку читателя. Выпустить пар (буйного внутреннего критика) наружу – это мы
Оглавление

Есть в моих отпускных загулах сфера, очень часто остающаяся за бортом. Речь о музеях, выставках и прочих культурных мероприятиях, на посещение которых требуется время, которого вечно нет. В свой транзитный визит в Воронеж, завершающий летний вояж по югам, я решил закрыть еще одну давнюю хотелку: заглянуть в художественный музей имени Крамского. Хорош, разинув туристический рот, по улицам шляться – пришло время сунуть нос в музейные хранилища и приобщиться к высокому! Ну и пусть времени на погружение всего час – на бегу, но посмотрим, даже на электричку успеем (на это накинул еще полчаса).

Добро пожаловать в музей!
Добро пожаловать в музей!

Не всякий догадается, но в моем личном багаже имеется развитый художественный вкус и профильная вышка за плечами, так что оценить достоинства (и недостатки) представленного по этой части могу на раз. Морально готовьтесь: очень трудно удержаться и не выплеснуть содержимое котелка, что булькает в черепушке, на подвернувшегося под руку читателя. Выпустить пар (буйного внутреннего критика) наружу – это мы любим. Терпите, вам зачтется. Итак, приступим…

Билетик обошелся в 200 руб. Наверняка забавную картину я из себя представлял, вломившись в вестибюль барочного дворца конца XVIII века с походным рюкзаком и поскакав (уже налегке) изучать местные экспонаты. Тем не менее, музейные смотрительницы меня не просто терпели, а имели вид довольно благосклонный и даже участливый. Я же добросовестно всё подряд щелкал, чтобы в случае чего иметь возможность уже дома вернуться к отснятому и переварить увиденное.

Удивительное рядом

Первые залы удивили прямо с порога. Оказывается, в музее довольно приличная коллекция египетских и античных древностей – не думал встретить такое в провинциальном музее. Первым делом взгляд падает на саркофаг царского писца Несипахерентахата, жившего в I тыс. до н. э. Вся поверхность испещрена характерными иероглифами и рисунками. Рядом такая же роспись на полноразмерной накладке на мумию жрицы. Удивительно соприкоснуться с настолько древней историей в прекрасной сохранности и вживую, подойти вплотную и рассмотреть вблизи.

Откуда оно здесь? Дело вот в чем. Музей в нынешнем виде основан в 1933 г. на базе фондов краеведческого музея и музея древностей Воронежского университета. В последнем они очутились в связи с эвакуацией Юрьевского университета (ранее г. Дерпт, теперь г. Тарту в Эстонии) в связи с I мировой войной (1918 г.). Основу той коллекции в 1815 г. собрал дерптский путешественник Отто Фридрих фон Рихтер. Со временем фонды пополнились и другими новыми (читай древними) приобретениями.

В витринах замысловатые египетские амулеты, скарабеи, сосуды, миниатюрные и не очень статуи богов, каменные барельефы с древними текстами. Особо отмечу фигурки ушебти – это слуги умершего в загробном мире – их количество в одном захоронении могло достигать сотен. Согласно письменам, наносимым из Книги мертвых, им полагалась брать на себя всю работу, что могли поручить умершему хозяину на том свете.

В античной коллекции множество всевозможных образцов глиняной желто-красно-черной посуды, украшенной орнаментами и сценами из древнегреческих мифов и повседневного быта. Привлекла внимание погребальная маска из Микен с сопутствующей утварью (блеск золота притягивает не хуже магнита), но немного разочаровала сопровождающая подпись: всего лишь имитация. Понятное дело, оригиналы подобного класса хранятся в лучших музеях мира, но копию исподволь хочется назвать подделкой. Тем не менее, это не мешает хорошенько рассмотреть экспонат и получить довольно неплохое представление об исходнике.

Помимо посуды имеются изящные древнеримские статуэтки из бронзы. Мрамор тоже есть, даже в подлиннике, но это не то, что выставлено вдоль задрапированных красным окон: там более поздние подражания. И на том спасибо.

Идем дальше. Западноевропейское искусство от Возрождения до Нового времени дала миру столько потрясающих работ, что теперь каждый провинциальный музей России может похвастать собственной коллекцией старых итальянских и голландских мастеров. А представьте уровень шедевров, что хранятся на их родине. Как ни крути, но следует признать: на тот период в плане достижений науки и искусств Россия была варварски отсталой страной и похвастать нам нечем. Редкие шедевры иконописных школ погоды не сделают, да и того теперь редко где отыщешь…

Из воронежской коллекции наиболее эффектна копия работы Джентиле да Фабриано «Поклонение волхвов» (1423) – мимо не пройти.

-9

Переходный период

Перейдем к историческим полотнам, разбавленным комодами и старой мебелью. Задержался у портрета царя Алексея Михайловича (1629-1676), сына и преемника первого царя из династии Романовых, прозванного Тишайшим за поддержание в стране порядка и большого ценителя искусств. Время постепенного перехода от иконописной манеры в портретной живописи к реалистичной.

-10

Из более раннего большой и редкий портрет царицы Марины Мнишек (1588-1614), что правила на пару с самозванцами Лжедимитриями I и II. Кстати, вспомнилось: на своих парадных изображениях они черным по белому именовались императорами и имелись монеты, отчеканенные с тем же титулом. Так что официальные россказни, что первым российским императором стал Петр I, малость подрихтованы уже упомянутыми Романовыми, а прецедент состоялся веком раньше. Скажите, заявить права – это одно, а стать им – уже другое? Конечно, Лжедимитрию наглости не занимать, но не думайте, что того же Петра Европа тут признала – только Пруссия и Голландия сделали это сразу, остальным потребовались годы и десятилетия, чтобы подтвердить за русскими царями новый титул. Ровно так же обстояло с титулом царя, который тоже не признавался, и наших монархов коллеги по Европе долго и упорно именовали великими князьями.

К исторической живописи отнесу «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (широкой публике известная как «Иван Грозный убивает своего сына») кисти И. Репина. В воронежском музее вторая, более поздняя авторская версия картины. Первая – будущий шедевр – рождалась в муках, Репин работал над ней долго, с перерывами (1883-1885 гг.). Картина крови имела успех. И впервые предмет изобразительного искусства был запрещен к показу (первая жертва царской цензуры): картина не понравилась императору Александру III. Через 3 месяца запрет сняли, купивший ее коллекционер П. Третьяков облегченно выдохнул.

-12

Той картине спокойно висеть не дали. В 1913 г. она подверглась вандализму: три глубоких пореза и как следствие серьезная реставрация, лица на полотне автор восстанавливал лично. Спустя век, в 2018 г., нападение повторилось, картина снова серьезно пострадала, но уже не так фатально. Вандала приговорили к 2,5 годам колонии. В конце 2024 г. восстановленная картина вернулась в экспозицию.

Интересно сравнить обе версии. Прописавшаяся в Воронеже создана в 1909 г. В сравнении с широко известной отличие разительное. Вместо выхваченных из полумрака фигур теперь цирковое буйство красок, рассеивающее внимание. Вместо глаз, полных ужаса, рыдающий в горе отец. По мне, вторая слабее. Зачем художнику дважды входить в одну и ту же реку? Заманчивое финансовое предложение или не отпускала тема? В процессе работы были и другие эскизы и этюды, более ранние и поздние. Так что наверняка дело во втором.

Русское и советское искусство

Наконец-то русская школа «доросла» до Европы и начала выдавать достойные плоды живописного искусства. В экспозиции XVIII-XX вв. много имен, знакомых всем хоть краешком уха, хоть одним глазком, бочком проходившим мимо: А. Антропов, Ф. Матвеев, К. Брюллов, В. Тропинин, И. Айвазовский, М. Добужинский, В. Борисов-Мусатов, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Коровин, А. Васнецов. Нет смысла расписывать – такое нужно рассматривать вживую и получать эстетическое удовольствие, для того в галереи и ходим.

Из полноразмерного выделяется работа А. Карнеева «Сборы к венцу» (1858) – кому нравится разглядывать детали и фигуры. Лично я ценю продуманную композицию и сюжет, интересный колорит и смелую игру красок, уверенный ход руки и изящество рисунка. На самом деле, удачная компоновка с неожиданным ракурсом – и полдела сделано.

Стилистика большой роли не играет, в любых предложенных обстоятельствах настоящий мастер найдет способ себя проявить. Даже в поздний советский период, когда соцреализм диктовал свои законы, было много замечательных художников и потрясающих работ. Из известных мастеров советского периода, представленных в воронежской коллекции, назову К. Юона, П. Корина, Ю. Пименова, Г. Нисского, В. Стожарова.

Лично для себя открыл новые имена, достойные наивысших похвал и почетного места в русском изобразительном искусстве: Е. Киселева, А. Богачёв, Ю. Санин, А. Любимов, А. Ерёменко.

-17

Чайная поварешка дегтя

Что-то я увяз в бочке меда – пора доставать свою ложку дегтя и подпортить благостную картину, что строчил до сих пор. Среди увиденного было и такое, когда хочется заявить: «Снимите это немедленно!»

Даже при своем дефиците времени я задержался у работы А. Слепышева в попытках разгадать зачем сие здесь повесили. А висела откровенная мазня. Не поленился заглянуть в просторы интернета и посмотреть на другие работы художника. Так и есть, не показалось. При этом его картины популярны в зарубежных аукционных торгах (что для меня ровным счетом ничего не значит). В месиве красок различим сюжет, вполне допускаю, что автор способен довести начатое до вменяемого уровня и выдать достойный, законченный результат. Но этого не делает. И так продаст? Зачем напрягаться – лучше уж за это время намалевать таких еще с десяток? Я прекрасно осведомлен, что существуют разные стили и направления, разной степени трудоемкости, но то, что висело передо мной, – халтура и мазня. Назвал бы этюдом, если бы за ним стояло что-то большее. Такому в художественном музее не место. Зато в рисунках того же автора, подсмотренных в интернете, художественная ценность точно была.

Работа Слепышева в верхнем левом углу
Работа Слепышева в верхнем левом углу

Справедливости ради добавлю, что с упомянутым художником за пальму первенства в сомнительных достижениях (с моей точки зрения) поборется В. Шевченко – этот отметился на поприще наивного искусства. Последнее дело – прятать свою техническую беспомощность в изобразительном деле за избитым «я так вижу», подвизаться в жанре, где упомянутое мастерство вроде как не требуется. В итоге получается фальшиво, натужно и совсем неубедительно. Писать как ребенок, будучи серьезным художником – не такая уж простая задача. А дешевых имитаций за свою жизнь я насмотрелся. Так что оставляю обоих художников трясти несчастную пальму первенства до победного.

Что касается современного искусства, то в нем без стопки не разберешься. Там грешат откровенным и зачастую бессмысленным выпендрежем, не имеющим к искусству никакого отношения. Да, можно заявить яркую идею, но большое заблуждение уже только это считать искусством. Это всего лишь первый шаг – важный, но путь до цели еще неблизкий. Не всё так просто.

Что еще хочу сказать. Практикуется и другое, особенно в провинциальных музеях. Не раз видел этюды и довольно посредственные вещицы, оформленные в дорогие багеты (без них же никак) и за подписью именитого художника, вызывавшие у меня страшное разочарование. Каждый раз улетучивался весь авторитет автора, а его недавний обладатель низвергается с пьедестала мастеров-небожителей до самого заурядного уровня. Да окажись тут автор этого проходного этюда, он сгорел бы от стыда – тут же сорвал свою безделицу и разнес в клочья, жалея, что не сделал этого раньше. Мне кажется, было бы правильнее собирать (читай прятать от широкой публики) все ученические и откровенно слабые работы будущих выдающихся мастеров в музеях на малой родине, посвященных исключительно их творчеству, для искусствоведов. В собраниях художественных музеев такого быть не должно. Вот и Третьяков, собирая свою выдающуюся коллекцию, что попало в нее не брал. Не стоит выставлять перед неискушенным зрителем производственный брак. Вот с Иваном Грозным кисти Репина история другая. Интересно сравнить авторские реплики, художественные достоинства обеих не оспариваются, хоть и разнятся.

Сейчас много современных художников, которых никто не знает и которые на три головы выше всех наших старых мастеров. Все места в пантеоне великих давно заняты и новых свободных мест не предвидится. Честно говоря, от такого опустятся руки. Скажу кощунственную вещь: в скором будущем неизбежен пересмотр старых заслуг и полетят небожители со своих запылившихся пьедесталов. Их ценность – теперь исключительно историческая, музейная, на пороге мира изобразительного искусства нетерпеливо топчутся новые имена.

Думал добавить дегтя на чайную ложечку, но, кажется, зачерпнул целый ушат. Эх, никакой деликатности и чувства меры, получилось длинно и нудно – тоже мне эстет. Спасибо тем, кто осилил мою портянку до конца. Повторять опыт не планирую, хоть за прошедший неопубликованный год по культурной части было много чего интересного. Пока не решил, стану ли делиться. Поживем – увидим!

До новых встреч!
До новых встреч!

#воронеж #чтопосмотреть #искусство #культура