История учит, когда ее помнят.
А когда забывают, она возвращается.
Только хуже.
В последние годы мое отношение к празднованию Дня Победы существенно изменилось.
Если раньше это был день чистого торжества Добра над Злом, то теперь, после трех лет войны в Украине, 9 мая стало восприниматься не как праздник, а как день переосмысления исторических событий.
Чем сложнее становится отделить правду от бравурной пропагандистской чуши, тем сильнее потребность это сделать.
А уж говорить об участии в войне советских евреев тем более важно, поскольку эта сторона Победы более всего осквернена ложью и мерзкими антисемитскими мифами, главный из которых, конечно, пресловутый "ташкентский фронт".
Это выражение было придумано нацистами и стало частью немецкой пропагандистской кампании по изображению советских евреев трусливыми и непатриотичными. Воевать на "ташкентском фронте" означало намеренно избегать службы на передовой, пережидая войну в относительно безопасной эвакуации.
В 1941–1942 годах в Ташкент и другие города Средней Азии эвакуировали миллионы советских граждан, включая работников промышленности, учёных, деятелей культуры и семьи военнослужащих. Среди эвакуированных были и евреи, не подлежащие призыву в армию или негодные для военной службы.
Ташкент стал символом эвакуации, что позже использовалось для создания мифа о «тыловом фронте».
Между тем, по данным историков, около 500 тысяч советских евреев служили в Красной Армии, из них более 200 тысяч погибли. Более 160 евреев получили звание Героя Советского Союза.
Эти цифры опровергают миф о массовом уклонении.
Однако вскоре после войны, в конце 1940-х – начале 1950-х годов, нацистский пропагандистский миф возродили в Советском Союзе на волне сталинского государственного антисемитизма. Он стал частью ксенофобской риторики, усилившейся во время «борьбы с космополитизмом», «дела Еврейского антифашистского комитета» (1948–1952) и «дела врачей» (1953).
А как я уже рассказывал, действенность советской тотальной пропаганды была столь высокой, что ее примитивные клише дожили до наших дней. Сегодня в России те, кто любят кричать "можем повторить", с той же глупой убежденностью расскажут вам, как советские евреи трусливо "воевали на ташкентском фронте".
Всем крикунам и псевдопатриотам посвящается эта статья.
Оговорюсь, что длина этого текста могла бы быть поистине необъятной, но я ограничусь лишь десятью примерами, красноречиво показывающими, как и где воевали советские евреи.
Иосиф Романович Бумагин (1907–1945)
Родился в Витебске (Белоруссия), из рабочей еврейской семьи. Служил в 32-м стрелковом полку (19-я стрелковая дивизия).
В апреле 1945 года при штурме города Бреслау (Вроцлав) забросал гранатами одну огневую точку врага, а вторую обезвредил, закрыв своим телом амбразуру дзота.
Герой Советского Союза. Награждён посмертно (27.06.1945).
Шатиель Семенович Абрамов (1918-2004)
Родился в Дербенте (Дагестан). Командир взвода в 242-й горнострелковой дивизии.
В феврале 1945 года после гибели командира батальона в разгар боя принял командование на себя. Лично взобрался на стену познанской цитадели и прикрывал огнем своих солдат, идущих на штурм.
Звание Героя Советского Союза (31.05.1945)
Израиль Ильич Фирсанович (1914-1944)
Родился в бедной еврейской семье в украинском Елисаветграде (ныне город Кропивницкий). Командир подводной лодки подводной лодки М-172.
В августе 1941 года подлодка проникла во вражескую гавань Лиинахамари и торпедировала транспорт, стоявший у пирса. Спустя сутки под носом у вражеских батарей уничтожила паровую яхту противника.
Звание Героя Советского Союза (3.04.1942)
Евсей Григорьевич Вайнруб (1909-2003)
Матвей Григорьевич Вайнруб (1910-1998)
Братья Вайнруб родились в городе Борисов в рабочей еврейской семье. В войну Евсей был командиром 219-й танковой бригады 1-го механизированного корпуса 2-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта.
Матвей командовал бронетанковыми и механизированными войсками 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта.
На счету обоих целый ряд подвигов и несколько ранений.
Независимо друг от друга получили звание Героя Советского Союза в один день (6.04.1945)
В израильском Ашдоде, где они провели последние годы жизни, братьям Вайнруб установлен памятник.
Генрих Борисович Гофман (1922–1995)
Родился в Иркутске, в семье еврейского рабочего. Командир звена 190-го штурмового авиационного полка, затем заместитель командира и командир авиаэскадрильи 622-го штурмового авиационного полка.
Совершил 146 боевых вылетов на штурмовиках Ил-2 и Ил-10, лично сбил 2 самолёта противника.
Звание Героя Советского Союза (26.10.1944).
Семен Давидович Кремер (1900–1991)
Родился в городе Гомель в еврейской семье. Служил заместителем командира 24-й гвардейской механизированной бригады 7-го гвардейского механизированного корпуса на Брянском и Центральном фронтах.
В июле 1944 года бригада под его командованием стремительным ударом освободила город Тукумс на побережье Рижского залива, перерезав последнюю сухопутную коммуникацию для немецкой группы армий «Север».
Звание Героя Советского Союза (23.08.1944).
Полина Владимировна Гельман (1919–2005)
Единственная женщина-еврейка — Герой Советского Союза.
Родилась в Бердичеве (Украина), в еврейской семье.
Служила в 46-м гвардейском бомбардировочном авиаполку («ночные ведьмы»).
Совершила 857 боевых вылетов, сбросила 113 тонн бомб на врага.
Звание Героя Советского Союза (15.05.1946).
Давид Абрамович Драгунский (1910–1992)
Родился в местечке Святск (Гомельская губерния) в бедной еврейской семье.
Служил в 55-й гвардейской танковой бригаде (3-я гвардейская танковая армия).
В 1944–1945 годах проявил себя как выдающийся танковый командир, особенно в боях за Львов и Берлин.
Дважды Герой Советского Союза (1944 и 1945).
Калман Моушович Шур (1917-2003)
Родился в деревне Анталепте Новоалександровского уезда Ковенской губернии. Командовал орудием 249-го стрелкового полка (16-я стрелковая дивизия, 2-я гвардейская армия, 1-й Прибалтийский фронт).
В октябре 1944 года, отражая атаку немцев, в которой погиб весь его расчет, в одиночку выкатил орудие на открытую позицию и подбил вражеский танк. Затем, будучи раненным, отстреливался, уничтожив два десятка вражеских солдат.
Звание героя Советского Союза (24.03.1945)
Исаак Зиновьевич Пресайзен (1923–1944)
Родился в еврейской семье в Одессе. Служил заместителем командира эскадрильи 128-го авиаполка.
27 июня 1941 года повторил подвиг Николая Гастелло, направив свой горящий самолёт Пе-2 на колонну вражеской техники. Взрыв был такой силы, что движение немецких войск на участке автострады Минск - Москва было прервано на три дня.
В звании Героя Советского Союза было отказано - даже посмертно. Спустя много лет был представлен к Ордену отечественной войны III степени (22.10.1990).
Последний пример особенно выразителен, поскольку значимость еврейского участия в войне активно замалчивалась. Если упоминания человека с еврейской фамилией и встречаются в одобренных советской властью фронтовых историях, то речь чаще всего идет либо о военвраче, либо о корреспонденте столичной газеты. А воевать, якобы, должны были другие люди.
Поэтому зачастую на стенах мемориальных комплексов под неискренней надписью "Никто не забыт, ничто не забыто" еврейских фамилий раз-два и обчелся. Не потому, что этих людей не было, не потому, что не сражались, не совершали подвигов и не гибли, а потому что советскими горе-идеологами было решено: незачем афишировать это участие, у евреев должна быть совсем другая, отрицательная репутация.
Тем более когда на карте мира появился Израиль, не питающий нежной любви к СССР. Героизм и сионизм - понятия, плохо сочетающиеся в сознании узколобого невежественного человека.
”Я не хочу, чтобы украинский народ воспринимал победу Красной Армии и возвращение советской власти как возвращение евреев. Пусть евреи едут в Биробиджан, там места хватит”
(из речи Н.Хрущева на заседании Совета Министров Украины).
Примеры, которые я перечислил, выбрав произвольно, это даже не верхушка айсберга, это лишь крошечная часть большой правды, которая никогда не должна быть забыта. Это крайне неудобная правда для всех адептов геббельсовского мифа о "ташкентском фронте".
Но приведенные мной данные легко проверить, например, в архиве Минобороны РФ, в книге «Евреи - Герои Советского Союза» (Л.Кимельфельда), на сайте "Память народа".
Только задумайтесь, если даже при стойком нежелании советских властей фиксировать героизм евреев сохранилось так много документально подтвержденных фактов, то сколько же осталось неучтенных, замалчиваемых, вычеркнутых...
Наверняка, прочитав эту статью, некоторые неумные люди высокомерно заявят, подумаешь, мол, а наших-то героев было больше. И будут правы, евреев гораздо меньше - не только героев, а вообще людей еврейской национальности как таковых.
Но дело не в том, чтобы мериться числом героев, а в том, чтобы каждому воздать по справедливости. Каждому поклониться и сказать спасибо. Никого не забыть, не позволить вычеркнуть ни одного.
Только глупцу присуще хвастаться колоссальными потерями своего народа. Для нормального человека статистика потерь - это лавина отдельных трагедий, потерянных жизней, это невосполнимое горе.
И лучшее, что мы можем сделать, это не козырять цифрами погибших, а отдавать дать уважения каждому из них. Помнить поименно, как минимум. Не делая различия по национальности, классовой принадлежности или вероисповеданию.
Два моих деда воевали, оба погибли. Один в 41-м, в первые месяцы войны, другой в 43-м. Ни один из них не был Героем Советского Союза, но для меня они оба герои.
Как и каждый сегодняшний израильтянин, вставший с оружием в руках на защиту своей крохотной страны от кровавого террора.
В еврейском календаре множество праздников, отмечающих победу Добра над Злом. Само существование нашего народа - прямое следствие этих побед. А иерусалимский мемориальный комплекс Яд Ва-Шем - буквальное воплощение принципа "Никто не забыт, ничто не забыто". Здесь героев не вычеркивают, не выносят за скобки идеологии и сиюминутных геополитических интересов. Здесь каждое имя, каждое лицо весомый аргумент, опровергающий любые голословные потуги антисемитов.
Поэтому в Израиле, где историю не искажают, где каждое трагическое событие отрефлексировано и изучено в мельчайших подробностях, 9 мая празднуется так, как и следует - как день безусловного торжества Света над Тьмой.
Как день Победы - пусть и не окончательной (ибо тьма живуча и многолика), но от того не менее великой.
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.