Мне тут уже не раз задавали вопрос - зачем рассказывать про опытные и экспериментальные образцы вооружения, которые существовали только в малых количествах или вовсе в единичных экземплярах, тем более, они проиграли конкурентную борьбу другим, а значит, были хуже всех прочих?
Моя же логика такова: история знает массу примеров, когда на вооружение принимали не самые лучшие разработки, и руководствовались при этом вовсе не здравым смыслом, а чем-то ещё (личными предпочтениями, знакомствами, обидами, желанием сделать кому-то плохо или, наоборот, хорошо, и пр). Поэтому при ином раскладе любой из отброшенных и забракованных образцов вполне мог стать штатным, серийным. Но почему-то не стал. Зато в мире есть немало того, что производят (или производили) в огромных количествах, а потом ругаются, мол, какая неудобная и ненадёжная вещь.
В 1947-1948 годы в СССР был объявлен конкурс на создание пистолета, призванного заменить ТТ. В нём участвовали изделия таких конструкторов как Николай Фёдорович Макаров, Георгия Васильевича Севрюгина, Анатолия Андреевича Климова, Александра Ивановича Лобанова, Сергея Гавриловича Симонова, Павла Васильевича Воеводина, Сергея Александровича Коровина и Константина Александровича Барышева.
Изначально была поставлена задача выяснить, какой же калибр следует предпочесть в дальнейшем - 7,65x17 мм (7,65 mm Browning, .32 ACP или 32 Auto) или 9×17 мм (.380 ACP). Планировалось определить наилучший по соотношению мощности и компактности калибр боеприпаса и выбрать оружие под него для изготовления пробной партии компактного оружия и боеприпасов с последующим проведением их войсковых испытаний. Примечательно, что в конкурсе участвовали и зарубежные образцы - Browning М1910/22, Walther PP, Sauer М38(Х) под 7,65-мм патрон, Beretta М34 и CZ 38 под 9-мм короткий патрон Браунинга. Требовалось выяснить, насколько наши новые изделия будут соответствовали иностранным, принятым на вооружение другими армиями. Контрольным же образцом был штатный армейский пистолет ТТ.
В итоге таки остановились на 9 мм, признав, что на данный момент это самое то.
Что же из себя представлял ПИСТОЛЕТ БАРЫШЕВА? Это было самозарядное оружие, автоматика которого работала на принципе свободного затвора. Запирание ствола осуществлялось массой затвора. Курок имел предохранительный взвод, при этом снятие с предохранителя было возможно при нажатии на спусковой крючок. Во время проведения конкурса эта высокая безопасность пистолета и возможность моментально выстрелить при необходимости была отмечена отдельно.
Рычаг затворной задержки выполнен в виде поперечно кнопки в верхней части рукоятки.
В магазин коробчатого типа входило 8 патронов калибра 9х18 ПМ. Начальная скорость пули – 315 м/с, прицельная дальность – 50 м.
Длина пистолета составляла 162 мм, вес (без патронов) – 735 г.
В соревнованиях на точность ПИСТОЛЕТ БАРЫШЕВА показал очень неплохие результаты - едва ли не лучшие из всех, однако выяснилась, что достигнуто это за счёт высокой точности изготовления деталей, которых, к тому же, оказалось заметно больше, чем у других - 37 у Барышева против 27 у Макарова. (Кстати, при неполной разборке ПИСТОЛЕТ БАРЫШЕВА разбирался всего на 3 части - сам пистолет, кожух-затвор и магазин.) Все детали оружия были подогнаны с минимальными допусками, и это помогало добиться отличных результатов, однако всем было понятно: в полевых условиях влага, грязь, да и просто старая смазка могли стать причинами отказа оружия.
Но даже на испытаниях ПИСТОЛЕТ БАРЫШЕВА периодически отказывался стрелять. Причина обычно заключалась в том, что затвор далеко не всегда откатывался до упора назад, соответственно стрелянная гильза выйдя из патронника снова входила в него и перезарядка не осуществлялась. В этом плане у ПИСТОЛЕТА МАКАРОВА всё было куда как лучше.
Любопытный момент: почему-то испытатели в итоговых документах негативно отметили внешний вид изделия Барышева, который, якобы, чисто визуально проигрывал ПМ. Хотя по мне - это исключительно дело вкуса.
Думаю, если бы поднапрячься, можно было сделать это более надёжным при сохранении прочих положительных качеств. Вот только почему-то Барышев либо не стал напрягаться, либо ему не разрешили. В результате его пистолет так и остался в статусе опытного образца.
Константин Александрович Барышев (13 февраля 1923 - 16 мая 2017) - советский конструктор стрелкового оружия.
Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и направлен в Ленинградское техническое училище, потом переведен в Артиллерийскую академию им. Ф.Э.Дзержинского, где учился на факультете вооружения по специальности «стрелковое оружие».
С 1946 года работал в конструкторском бюро научно-исследовательского полигона стрелкового и минометного вооружения (НИПСМО). С 1951 года - в военном научно-исследовательском институте (НИИ-3 ГРАУ Минобороны).
Несмотря на то, что его пистолет проиграл в конкурсе и не был принят на вооружение, Барышев продолжал изобретать, переключившись на другие направления. И в 1952 году он начал разработку облегченного станка колесно-треножной схемы к КРУПНОКАЛИБЕРНОМУ ПУЛЕМЁТУ ВЛАДИМИРОВА, а потом разработал станок-треногу для другого крупнокалиберного пулемёта - "Утёс" (НСВ).
На пенсию он ушёл с должности начальника конструкторского бюро в звании полковник-инженер.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!