Я очень люблю тему личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (задание 12 ЕГЭ) за то, что там есть четкий алгоритм действий. А еще за то, как ученики сыпятся, когда пытаются пропустить хоть одно действие из этого алгоритма. Например, не поставил ударение в глаголе и начал сразу проверять спряжение? А окончание оказалось ударным, и спряжение было не нужно.
Однако сегодняшняя статья немного о другом. Она об исключениях. А именно об исключениях в причастиях.
Какие есть исключения
Для начала давайте просто посмотрим на те слова, которые считаются исключениями и объясним, почему они таковыми являются.
• брезжущий – брезжить (на -ить, 2 спряжение, могут быть буквы ИАЯ, но пишем У)
• движимый – двигать (не на -ить, не исключение, 1 спряжение, могут быть буквы ЕУЮ, но пишем И)
• неотъемлемый – ученикам может показаться, что оно образовано от «отъемлить» (на -ить, 2 спряжение, могут быть буквы ИАЯ, но пишем Е)
• неприемлемый – ученикам может показаться, что оно образовано от «приемлить» (на -ить, 2 спряжение, могут быть буквы ИАЯ, но пишем Е)
• выравненный – выравнять (на -ять, перед НН сохраняем Я, но тут Е)
• выровненный – выровнять (на -ять, перед НН сохраняем Я, но тут Е)
• приравненный – приравнять (на -ять, перед НН сохраняем Я, но тут Е)
Итак, мы видим, что если не знать, что перед нами исключение, то применив алгоритм, можно ошибиться в написании слова.
А теперь давайте разберемся, все ли исключения – реально исключения? Или мы просто чего-то не знаем?
Исключения не исключения
Чтобы понять, с чего вдруг слово стало исключением, нужно копнуть в его этимологию.
Брезжущий
Действительно, образовано от глагола «брезжить», но он является разноспрягаемым, то есть часть его форм образуются по парадигме 1 спряжения, а часть – по парадигме 2 спряжения. И вот как раз причастие пошло по 1 спряжению.
Избавит ли нас эта информация от запоминания этого слова как особенного? В данном случае нет.
Движимый
На самом деле образовано не от глагола «двигать», а от устаревшего «движить». И тогда все встает на свои места. «Движить» – на -ить, 2 спряжение, отсюда и буква И в причастии.
В данном случае этимология нам помогла, мы можем не считать это слово исключением, а объяснить правилом.
Неотъемлемый
Многие ученики думают, что оно образовано от слова «отъемлить», но на самом деле такого слова нет. А есть глагол «отъять» (современный «отнять»). Вот от него и произошло причастие и не было исключением изначально.
Неприемлемый
Опять же, кажется, что в основе лежит «приемлить», но нет. В основе – «принимать». А это 1 спряжение.
Вуаля, теперь мы видим, откуда там Е в суффиксе причастия.
Со словами выровненный, выравненный, приравненный таких фокусов мы, к сожалению, не провернем, они самые настоящие исключения.
Вывод
Многие слова, считающиеся сейчас исключениями, на самом деле стали таковыми, потому что их «прародитель» устарел и вышел из употребления, из-за чего нам трудно провести словообразовательную цепочку верно. Однако пытливым ученикам такая историческая справка может быть очень интересна и полезна, у них появится выбор, как запомнить это слово – как исключение или как обычное слово с устаревшими корнями, которое можно объяснить правилом.
Слабым ученикам, конечно, такая информация совсем не нужна, им легче будет выучить эти слова и все. А тем, кто посильнее, она поможет увидеть системность языка, его структуру и логику развития. На мой взгляд, в такое понимание языка очень дорогого стоит.
А как считаете вы?
Связаться со мной по вопросам занятий, да и по любым другим, можно, написав в телеграмм https://t.me/anantpr02.