Когда мы читаем повесть Бориса Васильева «В списках не значился», кажется, что его главный герой Николай Плужников — это реальный человек. На самом деле он — собирательный образ.
Герой символизирует всех тех, кто в июне 1941 года до последнего патрона защищал Брестскую крепость.
Но прототипы у Плужникова были. И среди них — реальные лейтенанты, солдаты, офицеры, которые сражались и умирали в крепости. Один из таких — Александр Махнач, другой — Пётр Гаврилов. И были сотни безымянных героев, о которых мы почти ничего не знаем.
Имя друга на страницах книги
Сам Николай Плужников — вымышленный персонаж, но его имя писателю Борису Васильеву было дорого. Так звали его школьного друга, родом из Воронежа.
В повести «Летят мои кони…» Васильев вспоминал, как завидовал Коле, когда его стихотворение опубликовали в газете. Коля Плужников погиб на войне. И Васильев хотел оставить о нём память хотя бы в имени своего героя.
По сюжету повести, лейтенант Плужников прибыл в Брестскую крепость за несколько дней до начала войны. Ему 19 лет, он плохо ориентируется в обстановке, но в критический момент берет на себя ответственность и до последнего держит оборону. Таких, как он, в реальности было немало.
Лейтенант Александр Махнач
Один из таких реальных людей — Александр Махнач, молодой белорус, выпускник пехотного училища. 15 июня 1941 года он прибыл в крепость и принял взвод. Уже через неделю началась война.
Проснувшись от взрывов на рассвете 22 июня, Махнач сначала испугался, даже спрятался под нары. Но быстро взял себя в руки, собрал бойцов и вступил в бой.
В тот же день он был ранен: пуля пробила ногу насквозь. Его отнесли в подвал к раненым, но когда враг прорвался, он снова встал в строй, ползком добрался до пулемёта, продолжил стрелять, пока не потерял сознание.
Махнач попал в плен, прошёл концлагеря, но выжил. После войны окончил Литературный институт, стал детским писателем.
Можно сказать, что он родился под счастливой звездой.
Выживших в этом аду было пару десятков человек, тысячи погибли.
Неизвестный солдат
Кульминация повести Бориса Васильева — эта история о том, как весной 1942 года немцы всё ещё пытались выбить последнего защитника из развалин.
Это художественный эпизод, но у него есть реальная основа.
Участник обороны Александр Дурасов рассказал писателю Сергею Смирнову, как, будучи в плену, встретил еврейского музыканта, игравшего до войны в брестском ресторане.
Весной 1942 года немцы привезли этого скрипача в разрушенную крепость, чтобы он уговорил выйти неуловимого бойца. Тот уже был без оружия, измождённый, но не сдавался. Он вышел только затем, чтобы, по его словам, "посмотреть в глаза вашему бессилию".
Немецкий офицер якобы сказал своим солдатам: «Это герой. У него нужно учиться».
Имя этого бойца до сих пор неизвестно. Как неизвестна и судьба скрипача — Залмана Ставского. Скорее всего, его расстреляли вместе с другими узниками брестского гетто.
История эта могла бы стать основой отдельного фильма.
Пётр Гаврилов — последний из известных выживших защитников
Пётр Гаврилов — это реальный командир и защитник крепости, он возглавлял оборону у Северных ворот, потом — в Восточном форте. Сражался почти месяц. Был ранен, измождён, но продолжал бой. Попал в плен 23 июля. Его взяли в бессознательном состоянии, истощённого до крайности.
Он смог выжить в нечеловеческих условиях гитлеровских лагерей и был освобождён частями Красной армии.
Но как бывший пленный не мог претендовать на восстановление в воинском звании. Он долго искал своих родных, в итоге после 10-летней разлуки смог воссоединиться с семьей, нашел живыми жену и сына.
После войны жил в Краснодаре, однако его подвиг не был забыт.
В 1957 году вышла книга Сергея Смирнова «Брестская крепость», где было рассказано о Петре Гаврилове, в том же году ему присвоили звание Героя Советского Союза и выдали все положенные деньги за службу с 1941 по 1957 год.
По завещанию, его похоронили в Бресте в 1979 году рядом с товарищами.
Безусловно, его образ также мог лечь в основу образа Николая Плужникова, правда, майору Гаврилову на момент начала битвы был уже 41 год.
«Я — последняя капля»
Повесть заканчивается сценой, когда Плужников выходит на свет после десяти месяцев одиночного сопротивления. Он почти слеп, истощён, но говорит:
«Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я — последняя её капля».
Это литературный образ. Но за ним — реальные истории, о которых мы знаем от очевидцев, писателей и историков.
Память, которая с нами
Защита Брестской крепости длилась дольше, чем любой мог ожидать. Борис Васильев, как и Сергей Смирнов, попытались рассказать не только о героизме, но и о страхе, боли, человеческих слабостях и, главное, — внутренней силе. Николай Плужников — не супергерой, он — мальчишка, которому пришлось стать взрослым за один день.
И может быть, именно поэтому его образ так трогает. Потому что за ним стоят реальные судьбы.
Эти люди защитили свою Родину в минуту смертельной опасности, благодаря их подвигу мы смогли появиться на свет.
И об этом стоит помнить не только по торжественным датам.