Найти в Дзене
КОСМОС

Воскрес ли Иисус физически из мёртвых?

Если Иисус действительно воскрес, почему евангелисты рассказывают об этом четыре совершенно разных истории? Христианство стоит или падает на идее, что Иисус встал после того, как был очень, очень мёртв. Если это не так, то вся религия разваливается, как неудачная башня из «Дженги». Нет воскресения — нет спасения — нет смысла. Но когда вы действительно читаете историю воскресения в Библии — не версию из воскресной школы, а настоящий текст — всё становится запутанным. Неразбериха в повествовании и противоречащие друг другу версии заставляют даже швейцарский сыр выглядеть безупречным. История воскресения встречается во всех четырёх Евангелиях — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна — но читаются они как четыре пьяных парня, пытающихся описать одну и ту же аварию. Матфей
Две Марии приходят к гробнице. Происходит землетрясение. Ангел отваливает камень. Позже появляется Иисус с фразой вроде: «Привет». Марк
Самая ранняя версия заканчивается тем, что женщины в ужасе убегают и никому ничего не гово
Оглавление

Если Иисус действительно воскрес, почему евангелисты рассказывают об этом четыре совершенно разных истории?

Христианство стоит или падает на идее, что Иисус встал после того, как был очень, очень мёртв. Если это не так, то вся религия разваливается, как неудачная башня из «Дженги». Нет воскресения — нет спасения — нет смысла. Но когда вы действительно читаете историю воскресения в Библии — не версию из воскресной школы, а настоящий текст — всё становится запутанным. Неразбериха в повествовании и противоречащие друг другу версии заставляют даже швейцарский сыр выглядеть безупречным.

В какую историю нам верить?

История воскресения встречается во всех четырёх Евангелиях — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна — но читаются они как четыре пьяных парня, пытающихся описать одну и ту же аварию.

Матфей

Две Марии приходят к гробнице. Происходит землетрясение. Ангел отваливает камень. Позже появляется Иисус с фразой вроде: «Привет».

Марк

Самая ранняя версия заканчивается тем, что женщины в ужасе убегают и никому ничего не говорят. Ни одного появления Иисуса. (Серьёзно — оригинал заканчивается прямо посреди событий. Позднее христиане добавили концовку, чтобы как-то завершить рассказ.)

Лука

Теперь там два случайных парня в сияющих одеждах, Иисус непринуждённо появляется двум путникам на дороге, а потом демонстрирует ученикам, что умеет есть рыбу.

Иоанн

Мария Магдалина приходит одна, видит Иисуса, но думает, что он — садовник (похоже, воскресшие боги выглядят как сотрудники по благоустройству). Потом Иисус внезапно появляется среди учеников, позволяет Фоме потрогать свои раны и дышит на всех, как будто хочет устроить ковидную вспышку.

Это одно и то же событие? Серьёзно? Если бы это был полицейский протокол, всех свидетелей выкинули бы за противоречивые показания.

Кто нашёл пустую гробницу?

Поговорим о женщинах, которые якобы первыми обнаружили, что гробница пуста.

  • Матфей: Мария Магдалина и «другая Мария».
  • Марк: К ним добавляется Саломея.
  • Лука: Целая группа женщин.
  • Иоанн: Только Мария Магдалина.

Две? Три? Команда по регби? Никто не может точно сказать, сколько их было. И не надо говорить: «ну, они просто по-разному запомнили детали». Это самый важный момент всей истории. Если Иисус победил смерть, может, стоило бы записать, кто это увидел?

Землетрясение? Какое землетрясение?

Только Матфей — только он один — упоминает драматическое землетрясение при появлении ангела. Кажется, что такое событие должно было попасть во все Евангелия. Но нет. Остальные делают вид, что это была обычная воскресная прогулка на кладбище.

Так что либо земля действительно тряслась, и никто больше этого не заметил, либо Матфей добавил спецэффекты для эффекта. В любом случае, история разваливается.

Кто откатил камень?

Тот самый большой камень у входа в гробницу? Тут снова путаница.

  • Матфей: Ангел откатывает камень прямо перед женщинами.
  • Марк, Лука, Иоанн: Камень уже откатан, когда они приходят. Будто кто-то забыл закрыть холодильник.

Так что же — ангел хотел покрасоваться? Или кто-то пробрался ночью? Даже сцену открытия гробницы они описать одинаково не могут.

Иисус-оборотень?

Теперь к главному — Иисусу, который воскрес. Только он ведёт себя странно.

  • Иногда его узнают сразу.
  • Иногда вообще не узнают, пока он не назовёт их по имени, словно произносит заклинание.
  • Он проходит сквозь стены. Исчезает после ужина. Показывает свои раны, как аттракцион в доме с привидениями.
  • Ест рыбу, чтобы доказать, что он не призрак. Видимо, призраки морепродукты не переваривают?

Если это должно было доказать, что Иисус физически воскрес, — получается плохо. Он больше похож на духа, видение или галлюцинацию. А не на человека, только что вылезшего из могилы с работающим сердцем.

Мнение Павла: «Я увидел свет»

Павел, самый громкий голос раннего христианства, никогда не встречал Иисуса при жизни. Его история? Иисус появился перед ним как ослепительный свет на дороге в Дамаск и крикнул с неба.

Это не физическое воскресение. Это религиозный психоделический опыт. И всё же именно письма Павла — самые ранние христианские тексты, даже старше Евангелий. И угадайте что? Он ни разу не упоминает пустую гробницу, женщин, нашедших Иисуса, или рыбу. Для него Иисус — это космическое видение, а не человек, обедающий после распятия.

А та история про «500 человек, которые видели Иисуса одновременно»? Это Павел говорит. Евангелия? Полная тишина. Ни один из евангелистов этого не упоминает. Почему? Может, потому что Павел это просто выдумал? Вполне возможно.

Зомби-апокалипсис?

Не забудем самую странную часть у Матфея: когда Иисус умирает, множество других мёртвых восстают и бродят по Иерусалиму.

Без шуток. Ходячие мертвецы — до того, как это стало модным.

Но вот странность… никто, кроме Матфея, об этом не пишет. Ни Лука, ни Иоанн, ни историки, ни римские хроники. Ничего. Можно подумать, что появление мертвецов за воскресным бранчем — это важное событие. Но нет. Полная тишина.

Ты правда веришь, что Иисус физически вернулся из мёртвых?

Оставь своё мнение в комментариях.

Сюжет с подкупом

Снова Матфей (явно любитель драматизма) добавляет целую сцену, где римских солдат подкупают еврейские лидеры, чтобы те солгали, будто ученики украли тело Иисуса. Никто больше об этом не говорит. Даже Марк, у которого, как считают, Матфей многое заимствовал.

Почему это звучит как прикрытие, выдуманное позже, чтобы заглушить слухи скептиков? Потому что, скорее всего, так и есть.

Напоследок

Эти истории всё, что угодно, но только не последовательны, не чисты и не убедительны. Они читаются как ранняя фанфикция — написанная десятилетия спустя людьми, пытавшимися сшить счастливый финал для распятого мессии. И если бы те же самые истории содержались в какой-нибудь другой «священной книге», вроде Корана, христиане, считающие Библию совершенным словом Бога, не стали бы воспринимать их всерьёз — а просто рассмеялись бы.

И речь идёт не о мелких несостыковках. Это крупные противоречия — кто кого видел, когда это было и как именно всё произошло. Когда ключевые детали даже не совпадают, приходится спрашивать: а произошло ли это вообще, или мы читаем древнюю пиар-кампанию, которая пыталась сгладить последствия публичной казни?

Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos