Тема не совсем для моего канала. Но случилось так, что я тут всерьез заболела. Провела неделю на постельном режиме…
И перечитала роман «Тихий Дон», в который 30 лет не заглядывала.
А потом решила посмотреть сериал 2015 года, который мои читатели не раз приводили в пример новой неудачной экранизации.
Не поверите, но он мне понравился. Не во всём, но в целом – да, понравился.
Сразу было трудно привыкнуть к главным героям. Скажем прямо – Быстрицкую не переиграть. Она слишком красива и харизматична. Поэтому к любой другой исполнительнице роли Аксиньи у зрителей были бы претензии.
А раз так, придираться к Полине Чернышовой нет смысла. Играет она хорошо и, по-моему, с полной отдачей.
В отзывах на фильм часто встречается такой упрёк:
«Мало огня между Григорием и Аксиньей. Не верится в их большую любовь»…
Как человек, только что перечитавший роман, не согласна с этим.
В начале романа я большой любви не увидела. Отношения героев начались со страстного влечения. Причем, Гришка вёл себя с Аксиньей, как она сама сказала, паскудно.
«– Не знаешь чего?.. Бьет каждый день!.. Кровь высасывает!.. И ты тоже хорош… Напаскудил, как кобель, и в сторону… Все вы… – Дрожащими пальцами застегивала кнопки и испуганно – не обиделся ли – глядела на отвернувшегося Григория.
– Виноватого ищешь? – перекусывая травяную былку, протянул он.
Спокойный голос его обжег Аксинью.
– Аль ты не виноват? – крикнула запальчиво.
– Сучка не захочет – кобель не вскочит.
Аксинья закрыла лицо ладонями. Крепким, рассчитанным ударом упала обида»…
Вот такая любовь. Погулял с замужней и надеялся, что скоро всё забудется.
В главе XX Шолохов делает акцент на паскудном поведении Григория, проводя аналогию с созревшей пшеницей, вытоптанной табуном скота.
«Так и с Аксиньей: на вызревшее в золотом цветенье чувство наступил Гришка тяжелым сыромятным чириком. Испепелил, испоганил – и все»…
Но Аксинья всё равно решила не отступаться от Гришки. И дело не только в любви, но и в злости на несправедливость судьбы, в том, что Аксинье, истязаемой мужем-садистом, было уже нечего терять.
Аксинья надеялась, что у Гриши с Натальей не сложится интимная жизнь.
И она закономерно не сложилась. Неопытная девушка – не конкурентка взрослой страстной женщине.
«…Была Наталья до мужниных утех неохоча, при рождении наделила ее мать равнодушной, медлительной кровью, и Григорий, вспоминая исступленную в любви Аксинью, вздыхал:
– Тебя, Наталья, отец, должно, на крыге зачинал… Дюже леденистая ты»…
Вот с этого и началась смертная тоска Григория по Аксинье. А затем и большая любовь. Не слишком романтично, но жизненно.
На мой взгляд, в сериале всё это прекрасно показано. Отражены психологические нюансы, что описал Шолохов в книге.
- Шолохов – писатель-реалист. Как и Лев Толстой. Планировал ли Вронский серьёзно полюбить Анну и связать с ней судьбу? Нет, конечно. Ему такая бредовая мысль и не приходила на ум.
- Так же и Григорий Мелехов – натура отнюдь не возвышенная. Не думал - не гадал, что его судьба окажется прочно связана с судьбой Аксиньи.
Поначалу он не вызывает особой симпатии. Но затем Шолохов очень тонко показывает нам, как Григорий меняется. И вот перед нами уже совсем другой человек. Ему начинаешь сочувствовать. А потом и любишь всей душой, и переживаешь за него не в шутку.
В фильме эти изменения героя, на мой взгляд, показаны неплохо.
Образ Натальи.
В сериале она мне понравилась больше, чем в фильме 1954 года.
Там меня Наталья раздражала. Как будто не человек, а «досадная помеха» на пути к счастью главных героев.
Возможно, дело в том, что Быстрицкая очень сильно перетягивает на себя зрительские симпатии. Она так прекрасна, что Наталья по сравнению с ней лично мне кажется неприятной физически.
Это вечно кривое, застывшее лицо… Хочется вскричать вслед за Гришей:
«–Пропади ты, разнелюбая!»
А вот в сериале Наталья показана симпатичным, живым человеком, который вызывает сочувствие.
Понимаешь, за что её полюбили родители Григория и почему он сам начал постепенно относиться к ней лучше, жалеть.
И если говорить про любовь…
В мирной обстановке Григорий, возможно, и не закрутил бы заново с Аксиньей.
Но вот в этой страшной обстановке именно Аксинья стала для него отдушиной. Она тоньше, умнее Натальи, лучше понимает Григория.
А Наталья… При всех своих достоинствах, она не очень умна.
И она зациклена на одном – «как бы Гришенька опять не загулял».
Мысли, метания Григория Наталье непонятны. Другом для своего мужа она стать не может, увы.
Мне очень понравилось, как показана в сериале встреча Григория и Аксиньи в разгар Донского восстания. Трогательно и глубоко.
Уже не имеют значения разные былые обиды. Они все поблёкли на фоне трагичных событий...
Да мне все герои понравились. И добродушный Пётр, и старики, и мерзкая «красная гнида» Мишка Кошевой…
Кстати. Замечал кто-нибудь, что практически все «красные» в шолоховском романе показаны людьми, мягко говоря, неприятными?
А Мишка Кошевой ещё и тупица, понтовщик.
- Отношение автора к нему хорошо заметно в эпизоде, где он нацепил на уздечку коня блестящие стальные шары, которые открутил от купеческой кровати. Бедный конь спотыкался и лил слёзы, потому что шары слепили ему глаза. Но Кошевой не отцепил шары.
А какая прекрасная в сериале музыка, природа… Море красоты и драматизма.
В общем, я рекомендую к просмотру.
«Отдай мне Григория!» Кто в «Тихом Доне» имеет больше права на счастье – Наталья или Аксинья?
«Оклеветать с неудержимой злобой»… Страшный герой из комедии Шекспира.
«Надменная фифа и не слишком умный гордец»… «Квентин Дорвард» Сергея Тарасова.