Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Пропади ты, разнелюбая!» Ругать или хвалить сериал «Тихий Дон»?

Тема не совсем для моего канала. Но случилось так, что я тут всерьез заболела. Провела неделю на постельном режиме… И перечитала роман «Тихий Дон», в который 30 лет не заглядывала. А потом решила посмотреть сериал 2015 года, который мои читатели не раз приводили в пример новой неудачной экранизации. Не поверите, но он мне понравился. Не во всём, но в целом – да, понравился. Сразу было трудно привыкнуть к главным героям. Скажем прямо – Быстрицкую не переиграть. Она слишком красива и харизматична. Поэтому к любой другой исполнительнице роли Аксиньи у зрителей были бы претензии. А раз так, придираться к Полине Чернышовой нет смысла. Играет она хорошо и, по-моему, с полной отдачей. В отзывах на фильм часто встречается такой упрёк: «Мало огня между Григорием и Аксиньей. Не верится в их большую любовь»… Как человек, только что перечитавший роман, не согласна с этим. В начале романа я большой любви не увидела. Отношения героев начались со страстного влечения. Причем, Гришка вёл себя с Аксинье

Тема не совсем для моего канала. Но случилось так, что я тут всерьез заболела. Провела неделю на постельном режиме…

И перечитала роман «Тихий Дон», в который 30 лет не заглядывала.

А потом решила посмотреть сериал 2015 года, который мои читатели не раз приводили в пример новой неудачной экранизации.

Не поверите, но он мне понравился. Не во всём, но в целом – да, понравился.

Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Григорий и Аксинья в первой серии.
Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Григорий и Аксинья в первой серии.

Сразу было трудно привыкнуть к главным героям. Скажем прямо – Быстрицкую не переиграть. Она слишком красива и харизматична. Поэтому к любой другой исполнительнице роли Аксиньи у зрителей были бы претензии.

А раз так, придираться к Полине Чернышовой нет смысла. Играет она хорошо и, по-моему, с полной отдачей.

В отзывах на фильм часто встречается такой упрёк:

«Мало огня между Григорием и Аксиньей. Не верится в их большую любовь»…

Как человек, только что перечитавший роман, не согласна с этим.

Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Григорий и Аксинья.
Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Григорий и Аксинья.

В начале романа я большой любви не увидела. Отношения героев начались со страстного влечения. Причем, Гришка вёл себя с Аксиньей, как она сама сказала, паскудно.

«– Не знаешь чего?.. Бьет каждый день!.. Кровь высасывает!.. И ты тоже хорош… Напаскудил, как кобель, и в сторону… Все вы… – Дрожащими пальцами застегивала кнопки и испуганно – не обиделся ли – глядела на отвернувшегося Григория.

– Виноватого ищешь? – перекусывая травяную былку, протянул он.

Спокойный голос его обжег Аксинью.

– Аль ты не виноват? – крикнула запальчиво.

– Сучка не захочет – кобель не вскочит.

Аксинья закрыла лицо ладонями. Крепким, рассчитанным ударом упала обида»…

Вот такая любовь. Погулял с замужней и надеялся, что скоро всё забудется.

Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Григорий и Аксинья.
Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Григорий и Аксинья.

В главе XX Шолохов делает акцент на паскудном поведении Григория, проводя аналогию с созревшей пшеницей, вытоптанной табуном скота.

«Так и с Аксиньей: на вызревшее в золотом цветенье чувство наступил Гришка тяжелым сыромятным чириком. Испепелил, испоганил – и все»…

Но Аксинья всё равно решила не отступаться от Гришки. И дело не только в любви, но и в злости на несправедливость судьбы, в том, что Аксинье, истязаемой мужем-садистом, было уже нечего терять.

Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Аксинья и Степан.
Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Аксинья и Степан.

Аксинья надеялась, что у Гриши с Натальей не сложится интимная жизнь.

И она закономерно не сложилась. Неопытная девушка – не конкурентка взрослой страстной женщине.

«…Была Наталья до мужниных утех неохоча, при рождении наделила ее мать равнодушной, медлительной кровью, и Григорий, вспоминая исступленную в любви Аксинью, вздыхал:

– Тебя, Наталья, отец, должно, на крыге зачинал… Дюже леденистая ты»…

Вот с этого и началась смертная тоска Григория по Аксинье. А затем и большая любовь. Не слишком романтично, но жизненно.

Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Свадьба.
Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Свадьба.

На мой взгляд, в сериале всё это прекрасно показано. Отражены психологические нюансы, что описал Шолохов в книге.

  • Шолохов – писатель-реалист. Как и Лев Толстой. Планировал ли Вронский серьёзно полюбить Анну и связать с ней судьбу? Нет, конечно. Ему такая бредовая мысль и не приходила на ум.
  • Так же и Григорий Мелехов – натура отнюдь не возвышенная. Не думал - не гадал, что его судьба окажется прочно связана с судьбой Аксиньи.

Поначалу он не вызывает особой симпатии. Но затем Шолохов очень тонко показывает нам, как Григорий меняется. И вот перед нами уже совсем другой человек. Ему начинаешь сочувствовать. А потом и любишь всей душой, и переживаешь за него не в шутку.

В фильме эти изменения героя, на мой взгляд, показаны неплохо.

Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Григорий ближе к концу сериала.
Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Григорий ближе к концу сериала.

Образ Натальи.

В сериале она мне понравилась больше, чем в фильме 1954 года.

Там меня Наталья раздражала. Как будто не человек, а «досадная помеха» на пути к счастью главных героев.

Возможно, дело в том, что Быстрицкая очень сильно перетягивает на себя зрительские симпатии. Она так прекрасна, что Наталья по сравнению с ней лично мне кажется неприятной физически.

Это вечно кривое, застывшее лицо… Хочется вскричать вслед за Гришей:

«–Пропади ты, разнелюбая!»

Кадр из фильма «Тихий Дон», 1954 год. Григорий и Наталья.
Кадр из фильма «Тихий Дон», 1954 год. Григорий и Наталья.

А вот в сериале Наталья показана симпатичным, живым человеком, который вызывает сочувствие.

Понимаешь, за что её полюбили родители Григория и почему он сам начал постепенно относиться к ней лучше, жалеть.

Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Наталья.
Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Наталья.

И если говорить про любовь…

В мирной обстановке Григорий, возможно, и не закрутил бы заново с Аксиньей.

Но вот в этой страшной обстановке именно Аксинья стала для него отдушиной. Она тоньше, умнее Натальи, лучше понимает Григория.

А Наталья… При всех своих достоинствах, она не очень умна.

И она зациклена на одном – «как бы Гришенька опять не загулял».

Мысли, метания Григория Наталье непонятны. Другом для своего мужа она стать не может, увы.

Мне очень понравилось, как показана в сериале встреча Григория и Аксиньи в разгар Донского восстания. Трогательно и глубоко.

Уже не имеют значения разные былые обиды. Они все поблёкли на фоне трагичных событий...

Кадр из сериала «Тихий Дон». Встреча в разгар восстания.
Кадр из сериала «Тихий Дон». Встреча в разгар восстания.
Встреча в разгар восстания. Григорий. (Евгений Ткачук).
Встреча в разгар восстания. Григорий. (Евгений Ткачук).

Да мне все герои понравились. И добродушный Пётр, и старики, и мерзкая «красная гнида» Мишка Кошевой…

Кстати. Замечал кто-нибудь, что практически все «красные» в шолоховском романе показаны людьми, мягко говоря, неприятными?

А Мишка Кошевой ещё и тупица, понтовщик.

  • Отношение автора к нему хорошо заметно в эпизоде, где он нацепил на уздечку коня блестящие стальные шары, которые открутил от купеческой кровати. Бедный конь спотыкался и лил слёзы, потому что шары слепили ему глаза. Но Кошевой не отцепил шары.
Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Мишка Кошевой.
Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Мишка Кошевой.

А какая прекрасная в сериале музыка, природа… Море красоты и драматизма.

В общем, я рекомендую к просмотру.

Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Мирная жизнь в первой серии.
Кадр из сериала «Тихий Дон», 2015 год. Мирная жизнь в первой серии.

«Отдай мне Григория!» Кто в «Тихом Доне» имеет больше права на счастье – Наталья или Аксинья?

«Оклеветать с неудержимой злобой»… Страшный герой из комедии Шекспира.

«Надменная фифа и не слишком умный гордец»… «Квентин Дорвард» Сергея Тарасова.

«Полковые дамы по годам носят одно и то же «шикарное» платье»… Как Куприн разрушает бальную романтику.