На нейробиологическом уровне в формировании зависимости ключевую роль играют гены, регулирующие работу мозга и обмен веществ.
Генетика может влиять на предрасположенность к аддикциям напрямую, либо опосредованно - через черты характера, которые так же связаны с наличием определенных генов.
Разберем подробнее, как конкретные генетические вариации повышают риск появления аддикций.
1. Дофаминовая система: мотивация и утрата контроля.
В формировании большинства химических и поведенческих зависимостей участвуют гены: DRD2 и ANKK1 (Taq1A).
Что делают эти гены:
DRD2 кодирует D2-рецепторы дофамина в мозге, которые отвечают за чувство удовольствия и мотивацию. ANKK1 (связанный ген) влияет на плотность этих рецепторов.
Проблема:
- У людей с аллелем A1 (мутация в DRD2/ANKK1): на 30–40% меньше D2-рецепторов в "центре удовольствия" (nucleus accumbens) (Blum et al., 1990).
- Генетически снижена естественная чувствительность к радости, требуется больше стимулов (наркотики, азартные игры) для получения удовольствия от жизни.
- Следствие мутации гена DRD2 — синдром недостатка вознаграждения. В этом случае концентрация дофамина снижается, и человек испытывает психологический дискомфорт.
- Снижается чувствительность к негативным последствиям, что может объяснять повышенный риск развития аддиктивного поведения.
Как это связано с наследственностью?
- Если у одного родителя есть зависимость + аллель A1, риск передачи ребенку — 40%, у двух родителей — 60% (NIDA, 2014).
- Важно: Риск зависит от поведения родителей, но не от употребления во время беременности (это отдельный фактор — ФАС, фетальный алкогольный синдром).
2. Опиоидная система, боль и эйфория
Ген OPRM1 (A118G-мутация)
Что делает этот ген:
Кодирует мю-опиоидные рецепторы, которые участвуют в реакциях подавления боли и снижения стресса. OPRM1 влияет на то, как организм ощущает боль, а также на мотивацию и пути получения вознаграждения..
Ген OPRM1 позволяет клеткам нервной системы воспринимать опиаты:
-Эндогенные опиаты: эндорфины (природные «гормоны счастья»);
-Экзогенные опиаты (героин, морфин и тп) и алкоголь.
Проблема:
- У людей с мутацией A118G рецепторы легче активируются наркотиками и эйфория ощущается сильнее (Chou et al., 2006).
- Повышена чувствительность к боли и снижен болевой порог
- Толерантность формируется быстрее, что требует повышения дозы
- Отягощенный синдром отмены — более тяжелая "ломка" из-за гиперактивности рецепторов.
Наследственность:
- Мутация может передаваться от родителей, но риск зависит и от среды: если человек никогда не пробует опиаты, проблема не проявится.
3. Метаболизм алкоголя
Гены ALDH2 и ADH1B
Как работают гены:
ADH1B кодирует алкогольдегидрогеназу — фермент, расщепляющий этанол до ацетальдегида (токсин). ALDH2 превращает ацетальдегид в безопасную уксусную кислоту.
У 40% азиатов есть природная "защита" от алкоголизма — «медленный» ALDH2 (*2 аллель): ацетальдегид накапливается, вызывая симптомы отравления (тошноту, покраснение лица) . У европейцев чаще «быстрый» ADH1B: быстрое опьянение, но и быстрое привыкание.
Проблема:
- У носителей аллеля G уровень алкоголя в крови выше, и у них почти в три раза чаще наблюдалась семейная история алкогольной зависимости.
- Носители G-аллеля были связаны с более высоким уровнем тревожности и импульсивности.
- У людей с "быстрым" ADH1B нет "стоп-крана" и риск развития алкоголизма выше: опьянение наступает быстро, но из-за отсутствия симптомов отравления (тошнота, покраснение, отвращение) человек продолжает пить.
Наследственность:
- Гены метаболизма передаются от родителей, но:
Если у отца был алкоголизм, но у ребенка «медленный» ALDH2 — риск ниже.
Употребление матери во время беременности влияет на развитие плода, но не меняет гены ребенка.
Резюме: как гены и среда взаимодействуют?
Генетические факторы влияют на предрасположенность к употреблению, динамику формирования и тяжесть зависимости. Но запускает развитие аддикции именно среда: она активирует заложенные в человеке наклонности. Черты характера, связанные с набором генов, так же могут влиять на предрасположенность к употреблению и на выбор среду (социального окружения).
За возникновение химических и поведенческих аддикций отвечают одни и те же гены. Определенные мутации создают предрасположенность к употреблению конкретных психоактивных веществ.
На формирование алкогольной зависимости могут повлиять гены, кодирующие работу серотониновой, дофаминовой и эндорфиновой систем мозга (OPRM1, DAT1, ANKK1).
Генетический фактор является отягощающим и может усложнить задачи лечения наркомании/алкоголизма и нехимических аддикций. У людей с генетической предрасположенностью выше риски срывов и рецидивов.
Практические выводы:
- Гены — не приговор: Даже с высоким риском зависимость не разовьется, если нет доступа к ПАВ/играм.
- Ранняя профилактика: Если в семье были случаи аддикций, важно:
Обсуждать риски с подростками.
Избегать триггеров (например, не хранить алкоголь дома). - Первопричина зависимости - употребление, а не гены! Генетически закладывается предрасположенность, но выбор жизненного пути всегда остается за самим человеком!
#генетика_зависимости #алкоголизм #наркомания #биология_аддикции
Связаться с автором и записаться на консультацию: https://t.me/KruglovaAJ