Найти в Дзене

Людмила Улицкая. Сквозная линия. Впечатления

Всё-таки добрался. Очень уже захотелось прочесть чего-то гарантированного и не разочароваться ни в малой степени.
Произведение заявлено, как роман, и это странно, поскольку автор известна главным образом своими рассказами. Это в наше время редкость. А роман, судя по всему, в данном случае сборник. И как сама Людмила Улицкая предваряет свою Сквозную линию, это самая правдивая книга о лжи. Видимо, ложь и есть та сквозная линия, которая вынесена в заголовок сборника, или романа.
Ну и с первых строк это забытое ощущение. Да, такое, будто домой вернулся. В тот дом, из которого ещё ребенком переехал вместе с родителями, котом и канарейкой. В дом, куда вернуться вряд ли возможно, да его и снесли уже, скорее всего.
Текст льется свободно и легко. Удовольствие в каждой капле. Простые и понятные складки человеческих отношений и судеб. Но где же обещанная ложь? В самой первой истории (Диана) всё начинается как курортная зарисовка. Встречи, разговоры, дети, Горбачев - примета времени, ещё н

Всё-таки добрался. Очень уже захотелось прочесть чего-то гарантированного и не разочароваться ни в малой степени.

Произведение заявлено, как роман, и это странно, поскольку автор известна главным образом своими рассказами. Это в наше время редкость. А роман, судя по всему, в данном случае сборник.

И как сама Людмила Улицкая предваряет свою Сквозную линию, это самая правдивая книга о лжи. Видимо, ложь и есть та сквозная линия, которая вынесена в заголовок сборника, или романа.


Ну и с первых строк это забытое ощущение. Да, такое, будто домой вернулся. В тот дом, из которого ещё ребенком переехал вместе с родителями, котом и канарейкой. В дом, куда вернуться вряд ли возможно, да его и снесли уже, скорее всего.

Текст льется свободно и легко. Удовольствие в каждой капле. Простые и понятные складки человеческих отношений и судеб. Но где же обещанная ложь? В самой первой истории (Диана) всё начинается как курортная зарисовка. Встречи, разговоры, дети, Горбачев - примета времени, ещё не наступившая, а потому отрадная.

Всё-таки вернусь к тексту. Бывает так, что читаешь и не хочешь спешить - текст слишком хорош - поневоле жадничаешь и продвигаешься ровно с той скоростью, с которой позволяет самое внимательное чтение. Боже упаси что-то пропустить! Каждый фрагмент прекрасен.

Предельный случай для меня в этом отношении - Анна Каренина. Я до сих пор на первой главе. Кстати, в первой истории из Сквозной линии Анна Каренина тоже задействована.

Возможно, важен контраст. Перед Улицкой у меня были подряд Водолазкин и Елизаров. Ну а теперь я просто счастлив.

Не хочу сравнивать, но и спешить также не хочу.

Ну и вот ложь начинает потихоньку выползать. Я ещё не уверен, но уже, кажется, вижу - почти готов ухватить за краешек и потянуть.

Нет, ну какой же восхитительный кайф:

«Сексуальная революция уже шла к закату, и вторые браки оказывались крепче первых, а третьи – совсем похожи на настоящие…»


Поразительно, но ведь и задний план считывается на ура и послушно разворачивается живописными картинами.

Ещё буквально пару дней назад я сокрушался (что со мной не так?), читая Елизаровскую Землю и буквально продираясь через обильные и детальные описания задних планов, я их практически не мог увидеть живьём, не проявлялись они за всем этим описательным богатством.

Уже, было, начал грешить на собственную т.с. когнитивную дисфункцию. Так что, Сквозная линия, можно сказать, вернула мне девственную радость и трепет ощущений.

Здесь же всё ровно наоборот - и красочно, и ёмко, и без громоздких описаний, заслоняющих основной нарратив. Жадно вчитываясь, наслаждаюсь и плачу в финале первой истории. Ну, может, не плачу уж совсем, но глаза вытираю.

А вот и вторая - почему-то сравниваю ее с первой - всегда я почему-то сравниваю. Да, детскую ложь со взрослой. Детская - она всегда больнее, а здесь особенно. И вроде не досказал автор, но так написано... Короче, я опять глаза вытираю, и люто ненавижу героиню с её жаждой правды.

Третью я уже не сравниваю, я освободился. Я просто читаю и продолжаю наслаждаться этой струящейся прозой. Даже анекдотичная ситуация предстаёт вполне лирическим сюжетом. Всё-таки рассказ выгодно отличается от более крупной формы - в нем нет ничего лишнего. Каждое слово точное и на своем месте. Не у всякого рассказа, безусловно. Но у Людмилы Евгеньевны как раз такие. А Сквозная линия — это и есть сборник рассказов - у них общий герой и тема. А вот стилистика, пожалуй, отличается. И это тоже здорово!

Полностью мои впечатления от Сквозной линии Людмилы Улицкой можно прочитать на ЛитРес.

Телеграм канал "Пишу прозу"