Найти в Дзене

Каким предстает Петербург «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского?

Отечественные писатели не раз стремились отразить образ города в своих произведения. Петербург воспевали, им восхищались и удивлялись, ему сопереживали, но именно в романе Ф.М. Достоевского "Преступление
наказание" функция города необычна: Петербург -это не просто фон происходящих событий в романе, а соучастник преступления. При этом, благодаря городу отражено положение маленького человека, униженного и оскорбленного. В экспозиции образ главного героя описывается на фоне летнего зловония Петербурга: распивочных, желтых домой, за счет чего создается грустный колорит картины. При этом, важное значение предано описанию интерьеров в городе: Родион живет в комнате похожей на шкаф с желтыми, отставшими грязными обоями. Сам Родион объяснял матери, что комната тоже поспособствовала его взглядам. Именно в гнетущей атмосфере города рождается теория разделения людей на обыкновенных и необыкновенных, так как в Петербурге ярко выражено классовое расслоение. Образ города становится ведущим при р

Отечественные писатели не раз стремились отразить образ города в своих произведения. Петербург воспевали, им восхищались и удивлялись, ему сопереживали, но именно в романе Ф.М. Достоевского "Преступление
наказание" функция города необычна: Петербург -это не просто фон происходящих событий в романе, а соучастник преступления. При этом, благодаря городу отражено положение маленького человека, униженного и оскорбленного.

В экспозиции образ главного героя описывается на фоне летнего зловония Петербурга: распивочных, желтых домой, за счет чего создается грустный колорит картины. При этом, важное значение предано описанию интерьеров в городе: Родион живет в комнате похожей на шкаф с желтыми, отставшими грязными обоями. Сам Родион объяснял матери, что комната тоже поспособствовала его взглядам. Именно в гнетущей атмосфере города рождается теория разделения людей на обыкновенных и необыкновенных, так как в Петербурге ярко выражено классовое расслоение.

Образ города становится ведущим при раскрытии образов униженных и оскорбленных: Родион видит пьяную девочку на бульваре. При описании города автор избегает парадного облика Петербурга. В романе нет описаний дворцов, площадей, красоты города, есть пространство униженных и оскорбленных. Район, в котором живет Родион, полон распивочных. В одной из которых герой впервые видится с Мармеладовым. Это маленький человек с желтым и испитым лицом, страдающий от своей алкогольной зависимости. Речь Мармеладова носит исповедальный характер: герой кается перед Родионом, рассказывает о дочери Соне, которой пришлось пойти "по желтому билету", чтобы спасти семью от нищеты. Семен Мармеладов ищет в Родионе утешение. При этом, жизнь Мармеладова обрывается тоже на улице города – он окажется под колесами дорого экипажа, что также будет символично - маленький человек "раздавлен" Петербургом.

Город неразрывно связан с судьбами персонажей униженных и оскорбленных: Соня идет по желтому билету, то есть продает себя в этом городе. Здоровье Катерины Ивановна после смерти Мармеладова окончательно подрывается: героиня в состоянии забытья выходит на улицу с детьми, заставляет их играть на посуде, после случается ее последний приступ кашля, героиня умирает на улице Петербурга.

-2

Город сопровождает не только униженных и оскорбленных, но и более властных персонажей: в первых главах становится понятно, что Свидригайлов – герой-двойник Раскольникова, преследует пьяную девочку, но его нравственное падение завершается само**ийством на улице Петербурга. Сам герой называет Петербург городом полусумасшедших.

-3

Таким образом, Петербург в романе Достоевского не просто фон, а отражение внутреннего мира героев, их страданий и поисков смысла. Город становится символом социальной несправедливости, где униженные и оскорбленные стремятся к выживанию, но сталкиваются с бездушной системой, которая не оставляет им шансов на искупление или надежду.