Четыре «долой!» в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах» выражаются с помощью основных тезисов, заложенных в композицию произведения: долой любовь, искусство, религию и строй. Каждая из тем выражает основной конфликт произведения: поэт противостоит современности.
В завязке поэмы автор благодаря лирическому герою выражает собственное отношение к любви. Лирический герой лишен истинной любви, автор передает его страдания благодаря оксюморону: «Ничего // Покреплюсь // Видите — спокоен как! // Как пульс покойника» и окружающим образам: бесконечно скачущих нервов, смеющихся канделябров. В связи с этим лирический герой приходит к отрицанию всего: окружающий мир для него пошлый, ограниченный властью денег – благодаря чему художественно пространство постепенно превращается в хаос.
Так, после разочаровании в любви лирический герой начинает критиковать окружающую действительность. Второй лозунг-отрицание: «Долой ваше искусство», для Маяковского современная поэзия не отвечает требованиям своего времени, такую же идею проносит лирический герой произведения. Автор намеренно вводит в произведение сниженный образ толпы, ведь с помощью антитезы он показывает, как возвышенных поэтов-пророков пожирает и губит толпа, желающая хлеба и зрелищ, что передано провокационной рекламной на эшафоте: «Пейте какао Ван-Гутена». Маяковский демонстрирует собственное отношение к современному искусству, его лирический герой — это сверхчеловек и пророк. Вся поэма — это призыв, несмотря на то что оно написано сниженным языком, используются просторечие: «жрать» и «распни», отсутствие поэтичности помогает отразить современную задавленность улицей.
Кроме этого, лирический герой критикует политический строй («Долой ваш строй»). С помощью образа толпы, желающих хлеба и зрелищ, Маяковский показывает взаимосвязь поэтического и социального. Автор предчувствует революцию, так же прослеживается мотив призыва к ней. Лирический герой выступает от лица готовых к восстанию людей, на это указывает риторическое восклицание: «Сегодня // надо // кастетом // кроиться миру в черепе!» и призыв «Идите!»
Также важную роль играет образ неба, предвещающий последний призыв Маяковского — это отказ от религии, оно постепенно приобретает красные цвета. Лирический герой обращается в небо, желая получить ответ от бога, ведь всю ответственность за неудачу в любви герой перекладывает на создателя. С помощью этого и создается пафос трагедии, ведь лирический герой не слышит отклика, этим автор подчеркивает глухоту мира.
Таким образом, тезисы отказа, выведенные по ходу сюжета произведения, создают настроение грусти и обреченности в финале, а критика общества, современной поэзии и религии чередуется с любовными переживаниями Маяковского.